Особенности социального интеллекта студентов-представителей мордовского этноса

Автор: Завьялова Л.А., Ионова М.С.

Журнал: Огарёв-online @ogarev-online

Статья в выпуске: 22 т.3, 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей социального интеллекта у студентов-представителей мордовского этноса (в сопоставлении с представителями русского этноса). Предложены рекомендации по развитию социального интеллекта у студентов вузов.

Коммуникативный контроль, представитель мордовского этноса, социальный интеллект, студент

Короткий адрес: https://sciup.org/147248986

IDR: 147248986

Текст научной статьи Особенности социального интеллекта студентов-представителей мордовского этноса

Проблема социального интеллекта является одной из центральных в современной психологии. Социальный интеллект как совокупность способностей помогает личности адаптироваться в обществе, встраиваться в социальные, межличностные и профессиональные отношения. Все это является важнейшими характеристиками современного человека. Термин «социальный интеллект» предполагает развитые умения понимать себя, свое поведение и действия других людей, а также выстраивать эффективное взаимодействие и добиваться поставленной цели [1].

К исследованию социального интеллекта обращались Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, В. Н. Куницына, Д. В. Люсин, М. С. Пономарев, А. И. Савенков, Д. В. Ушаков и др. [1; 3; 4; 7; 10; 11; 12].

Несмотря на то, что рассматриваемой проблеме посвящено много работ отечественных и зарубежных авторов, она все еще недостаточно разработана. Без должного внимания исследователей остаются особенности социального интеллекта представителей разных народов и, в частности, мордвы.

Мордва – финно-угорский этнос, который делится на два субэтноса – мокша и эрзя. Это один из народов, населяющих Российскую Федерацию, общая численность которого составляет – 74 4237 человек. В Республике Мордовия проживает 333 112 человек мордовской национальности, а за ее пределами – 411 125 человек. Социальный интеллект мордвы не становился предметом специального рассмотрения ученых. Однако в научной литературе по этнографии, истории, культурологи мы находим описание черт национального характера представителей мордовского народа. Исследователи не оставляют без внимания особенности общения и межличностных отношений мордвы.

Этнограф и статистик П. И. Мельников-Печерский (Андрей Печерский), хорошо владевший мордовским языком, внесший крупный вклад в изучение мордовского народа писал о том, что характер мордвы отличается кротостью, добродушием, гостеприимством и радушием; а также трудолюбием и рачительностью [5]. Он описывает национальные черты характера мордвы, отмечает горделивое спокойствие, сдержанность, порядочность, достоинство, трудолюбие, свободомыслие, независимость. Исследователь описывает мордву как открытых и приятных собеседников, которые умеют разговаривать и слушать, стремятся получать полезную информацию и всегда держатся с ним скромно и на равных. Мордовский народ характеризуется как очень патриотичный и добродушный. В соплеменниках одобряются такие качества как трудолюбие, доброта, гостеприимство, настойчивость, взаимопомощь (братство, солидарность, забота друг о друге), честность, патриотизм и др.

Е. В. Мочалов и И. В. Емелькина среди черт характера представителей мордовского народа отмечают рассудительность, целеустремленность [6].

В представленных работах, безусловно, содержится интересный и ценный для психолога материал. Однако приходится констатировать недостаток данных именно психологических исследований. Поэтому мы предприняли попытку исследовать особенности социального интеллекта студентов-представителей мордовского народа при помощи специальных психодиагностических методик.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. В нем приняли участие студенты разных курсов и направлений подготовки в количестве 40 человек (50% – представители мордовского народа, 50% – представители русского народа). Представители русского народа составили группу А, представители мордовского народа – группу Б.

В ходе исследования мы использовали тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера [9]. Результаты, полученные по итогам выполнения теста Дж. Гилфорда представлены в таблице 1.

Уровень социального интеллекта студентов

Уровень социального интеллекта

Студенты

Группа «А»

Группа «Б»

Абс.

%

Абс.

%

высокий

среднесильный

средний

12

60

8

40

среднеслабый

8

40

12

60

низкий

Данные, полученные нами при помощи теста «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда, свидетельствуют о том, что показатели социального интеллекта у студентов-представителей русского и мордовского народов сходны. Студенты обеих групп характеризуются средним и среднеслабым уровнями социального интеллекта. Показатели чуть выше в группе русских студентов. Однако статистически достоверные различия в показателях социального интеллекта студентов (представителей русского и мордовского народов) не обнаружены. По t-критерию Стьюдента для независимых выборок t э =0,263 (р>0,1); (t кр =1,686 при р≤0,1; t кр =2,024 при р≤0,05; t кр =2,712 при р≤0,01; t кр =3,566 при р≤0,001).

Полученные данные свидетельствует о трудностях анализа студентами социальной обстановки, выделения ее критериев, отсутствии гибкой ориентировки в ней. На среднем и среднеслабом уровнях развития находятся такие компоненты социального интеллекта студентов, как проницательность и социальная компетентность. На высоком уровне – такие компоненты, как чувствительность к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает быстро и правильно понимать то, о чем люди хотят сказать друг другу. Эти данные указывает на большую зрелость одних свойств и способностей и недостаточное развитие других [1; 9].

Положительным моментом является то, что низкий уровень социального интеллекта не выявлен ни у кого из представителей групп «А» и «Б». Однако у студентов обеих групп также не выявлен высокий и даже среднесильный уровни социального интеллекта. Невысокие показатели социального интеллекта студентов, возможно, связаны с особенностями возраста.

В ходе эмпирического исследования мы также использовали тест диагностики коммуникативного контроля М. Снайдера (см. табл. 2).

Уровень коммуникативного контроля студентов

Уровень

коммуникативного контроля

Студенты

Группа «А»

Группа «Б»

Абс.

%

Абс.

%

высокий

8

40

16

80

средний

6

30

3

15

низкий

6

30

1

5

Коммуникативные свойства личности – это устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения. Конкретная личность включается в многообразные системы совместной деятельности с другими людьми, что определяет многообразие накапливаемых и закрепляемых личностью способов ее участия в общении. Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в общении, а также умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность [9].

Исходя из вышесказанного, особенности коммуникативного контроля студентов групп А и Б (участвовавших в исследовании) можно охарактеризовать следующим образом.

Высокий уровень коммуникативного контроля является преобладающим в обеих группах: выявлен у 40% студентов группы «А» (представители русского народа) и, соответственно, у 80% студентов группы «Б» (представители мордовского народа). Однако, в группе «Б» количество респондентов с данным уровнем значительно выше.

Личность, имеющая такой показатель коммуникативного контроля, характеризуется достаточно высоким уровнем эмоциональной сдержанности, контролем своего поведения при взаимодействии с окружающими. Эти люди постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Они умело управляют своими эмоциональными проявлениями, гибко реагирует на изменение ситуации в общении. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций [9].

Средний уровень коммуникативного контроля поведения имеют 30% студентов из группы «А» и 15% из группы «Б». Средний коммуникативный контроль означает, что в общении человек непосредственен, искренне относится к другим, но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих его людей.

Люди, характеризующиеся средним уровнем коммуникативного контроля, отличаются искренностью и непосредственностью при взаимодействии с окружающими. Они неконфликтны в общении и стараются «сглаживать углы» при возникновении какой-либо «неловкой» ситуации. Из них могут выйти отличные дипломаты [9].

Низкий уровень коммуникативного контроля выявлен у 30% студентов группы «А» и у 5% студентов группы «Б». Низкий коммуникативный контроль означает высокую импульсивность в общении, открытость, непосредственность, раскованность. Поведение людей с низким уровнем коммуникативного контроля мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей. Окружающие могут воспринимать их как излишне прямолинейных, нетактичных и навязчивых. Таких людей обозначают словом «задира». Низкая дифференцированность поведения нередко вызывает конфликтные ситуации в общении с коллегами. Их раскованность во взаимодействии с партнерами по общению порой ставит в неловкое положение собеседников [9].

Результаты статистического анализа свидетельствуют о том, что различия в показателях коммуникативного контроля студентов (представителей русского и мордовского народов) обнаружены на высоком уровне статистической значимости. По t-критерию Стьюдента для независимых выборок t э = 4,635 (р≤0,001; (t кр =1,686 при р≤0,1; t кр =2,024 при р≤0,05; t кр =2,712 при р≤0,01; t кр =3,566 при р≤0,001)). Уровень коммуникативного контроля студентов-мордвы значимо выше уровня коммуникативного контроля русских студентов.

Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

В ходе исследования не выявлено статистически достоверных различий в уровне социального интеллекта у представителей русского и мордовского народов (по данным теста Дж. Гилфорда «Социальный интеллект»). Показатели социального интеллекта у русских студентов и студентов-мордвы примерно одинаковы – выявлены средний и среднеслабый уровни.

Установлены различия в уровне коммуникативного контроля представителей русского и мордовского народов (по данным теста М. Снайдера «Коммуникативный контроль»). Студенты-мордва показали более высокий уровень контроля в общении, чем русские студенты. Представители мордовского народа более сдержанны, хорошо управляют своими эмоциями, но им значительно сложнее в спонтанных, непредсказуемых ситуациях, они не любят «сюрпризов» по жизни. Представители русского народа, исходя из результатов нашего исследования, более общительны, открыты, импульсивны, раскованны, но могут показаться прямолинейными и навязчивыми.

В целом, студенты, участвовавшие в исследовании, недостаточно хорошо умеют «считывать» и «распознавать» эмоции другого человека, его поведение и действия. Мы допускаем, что при исследовании других возрастных групп могут быть получены результаты, отличающиеся от представленных выше. Этот вопрос требует уточнения в ходе дальнейших исследований.

Невысокие показатели социального интеллекта студентов свидетельствуют о необходимости проведения специальной психолого-педагогической работы, направленной на решение данной проблемы.

Развитию социального интеллекта студентов будет способствовать: проведение интеллектуальных игр; чтение художественной литературы; посещение различных семинаров, фестивалей, концертов и других мероприятий. Эффективным способом развития социального интеллекта является также участие в различных социально-психологических тренингах (тренингах формирования коммуникативных навыков, тренингах общения и преодоления конфликтов и др.).

Данные рекомендации будут полезны студентам. Поскольку развитие социального интеллекта позволяет человеку перейти на новый уровень общения, межличностных отношений, что положительно сказывается на эффективности учебной, а в дальнейшем, профессиональной деятельности [2]. Рекомендации по развитию социального интеллекта могут быть применены в профессиональной деятельности сотрудников психологических служб вузов, педагогов-кураторов и преподавателей психологии.

Статья научная