Особенности совладающего поведения у больных с расстройствами приема пищи
Автор: Максимкина В.Ю.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Психиатрия. Неврология
Статья в выпуске: 3 (52) т.10, 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140219645
IDR: 140219645
Текст статьи Особенности совладающего поведения у больных с расстройствами приема пищи
МГМСУ им. А.И. Евдокимова, г. Москва, Россия
В последние десятилетия отмечается неуклонное увеличение распространенности расстройств приема пищи (РПП), таких как нервная анорексия, нервная булимия и психогенное переедание. Считается, что от 8% до 16% молодых женщин страдают значительными нарушениями пищевых паттернов (Craighead L.W., 2002).
Результаты исследований показали, что женщины с РПП преимущественно используют эмоционально-сфокусированный тип совладания со стрессом (Федорова И.И., 2007; Fryer et al., 1997), стратегию избегания (Mayhew, Edelman, 1989), склонны к изоляции и предпочитают не рассказывать о своих проблемах (Shatford, Evans, 1986). Была также обнаружена взаимосвязь использования эмоционально ориентированных стратегий совладания и неудовлетворенности своим телом, определяемая как один из факторов риска возникновения РПП (Koff, Sangani, 1997). Другие исследования не обнаружили связи между формами совладания и различными типами РПП (Paxton, Diggens, 1997).
Цель исследования: выявление особенностей со-владающего поведения (копинга) среди пациенток с РПП в сравнении с практически здоровыми женщинами.
Материал и методы: Обследованы 47 пациенток с диагнозами нервная анорексия (F50.0) (n=18), нервная булимия (F50.2) (n=26), переедание, связанное с психологическими расстройствами (F 50.4) (n=5) в возрасте от 18 до 34 лет. Контрольную группу составили 70 женщины такого же возраста, не имеющие психических и пищевых расстройств. Обследование проводилось клиникопсихопатологическим методом с использованием опросника «Способы преодоления критических ситуаций» E. Heim, многофакторного личностного опросника FPI .
Результаты и обсуждение: Выявлено, что при возникновении стрессовых ситуаций 34,04% пациенток с РПП характеризуют такие дезадаптивные формы когнитивного совладающего поведения, как растерянность (25,53%) и смирение (8,51%). В контрольной группе дез-адаптивные формы копинга составляют 11,42%, в большинстве используя адаптивные стили совладания, такие как проблемный анализ (17,14%) и диссимиляция (15,71%). На эмоциональном уровне 59,59% пациенток ориентированы на непродуктивные стратегии эмоциональной разрядки, подавления эмоций, покорности, самообвинения, агрессивности, в то время как 55,72% испытуемых контрольной группы при разрешении проблем склонны к адаптивным стратегиям протеста, оптимизма и пассивной кооперации. Активное избегание и отступление в качестве поведенческих копинг-стратегий используют 55,32% пациенток и 31,43% практически здоровых женщин. Существенных различий между используемыми стилями совладания у пациенток с разными типами РПП в настоящем исследовании не выявлено. Среди личностных характеристик пациенток преобладали высокие уровни по шкалам невротичности, агрессивности, депрессивности, раздражительности, застенчивости, эмоциональной лабильности, низкие показатели по шкалам общительности, уравновешенности, открытости, отмечались нарушения половой самоидентификации. Можно предполагать, что выявленные личностные особенности пациенток препятствуют процессам социальной адаптации и регуляции поведения, использованию продуктивных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями.
Выводы: Анализ совладающего поведения показал, что более 50% пациенток с РПП используют дезадаптив-ные копинг-механизмы в поведенческой и эмоциональной сферах. Указанные особенности совладающего поведения необходимо учитывать как мишени психотерапевтического воздействия при разработке комплексных подходов к лечению больных РПП.