Особенности современного международного терроризма

Автор: Егоров Константин Юрьевич

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Миропорядок

Статья в выпуске: 8, 2008 года.

Бесплатный доступ

Международный терроризм, сложившийся в Европе к концу XIX в., меняет свое «лицо». Если в террористической деятельности в конце XIX - первой половине XX вв. преобладали две основные тенденции - «революционный терроризм», основной целью которого было радикальное преобразование общества на основе идеологических воззрений о социальной справедливости, и «национально-сепаратистский терроризм», представленный националистическими и сепаратистскими движениями и организациями, то вторая половина XX и начало XXI вв. характеризуется новыми особенностями в его функционировании. К таковым, по мнению автора, следует отнести следующие.

Короткий адрес: https://sciup.org/170169286

IDR: 170169286

Текст научной статьи Особенности современного международного терроризма

Время меняет характер, но не сущность государственного терроризма – действия СССР- и США- в А-фганистане, США- и их западных союзников в Югославии и Ираке – наглядное тому подтверждение. Как справедливо замечают авторы коллективной монографии «Международный терроризм: борьба за геополитическое господство», если мы хотим понять, кто против кого осуществляет террористические акции, то даже элементарная этнография жизни нескольких десятков человек, подозреваемых в теракте 11 сентября 2001 г., укажет на территорию Великобритании и тех же Соединенных Штатов, где были обретены все необходимые знания, навыки и умения для его осуществления1. Эту же мысль подчеркивает и экс-премьер-министр Б-. Нетаньяху, которого трудно заподозрить в нелояльности к США-: «Некоторые элементы мусульманской общины в США- образовали необходимый тыл, способный служить базой для международного терроризма… Пользуясь провозглашенной в США- свободой слова и вероисповедания, либеральными законами в отношении иммигрантов и лиц, приезжающих по гостевым визам, а также относительным – по сравнению с условиями на их родине – отсутствием наблюдения и контроля, эти группы превратили США- в настоящее «убежище для террористов»… Хотя США-, безусловно, не являются государством, спонсирующим терроризм (что весьма спорно – Е-.К.Ю.), тем не менее помимо своей воли они превратились в государство

– инкубатор террора»1. Как утверждает Б-.Нетаньяху, при расследовании взрыва во Всемирном торговом центре выяснилось, что пособником одного из организаторов этого взрыва была достаточно мощная, но до той поры остававшаяся незамеченной исламская группировка в Дании2.

Наконец, еще одна немаловажная сторона этого вопроса. Терроризм как стабильное движение, безусловно, невозможен без фанатизма, но зиждется он на финансовом обеспечении. Для подготовки, обучения и последующей организации действий боевиков и на их «раскрутку» в средствах массовой информации нужны крупные финансовые затраты.

Каковы основные источники финансирования международного терроризма? Как отмечает И.Г. Яковенко3, у современного терроризма есть несколько финансовых источников.

Во-первых, прямая преступная деятельность самих террористических групп и организаций (ограбления, выкуп заложников, финансовые аферы и т.д.) – откровенная криминальная деятельность. К примеру, по некоторым подсчетам, в 1993–1994 гг. в дудаевскую Ч-ечню «по недосмотру» чиновников Центробанка Р-оссии ушло по фальшивым авизо в общей сложности более 2 млрд. долла-ров4. Нетрудно предположить, что эти деньги были использованы в основном на террористические акты.

Во-вторых, спонсирование со стороны крупных международных корпораций, заинтересованных либо в устранении конкурентов, либо в изменении бизнес-климата в каких-то регионах мира. Здесь в дело развития террора вступают долговременные интересы.

В-третьих, традиционный источник – помощь каких-либо стран , использующих террористов в качестве инструментов для достижения своих целей. Как подчеркивалось в Докладе Совета национальной безопасности США- (2000 г.), часть террористических организаций получают помощь от таких государств, как Иран,

Ирак, Сирия, Ливия, Судан, Северная Корея и Куба5.

В-четвертых, помощь от теневой экономики, напрямую связанная с незаконной торговлей оружием, наркотиками, «живым товаром» (захват заложников, экспорт проституток, рабочих-гастарбайтеров и т.д.). Наркотики и оружие являются самым подходящим товаром для получения тысячепроцентных прибылей, и бизнес от торговли оружием и наркотиками систематически отчисляет «комиссионные» в пользу международного терроризма.

В-пятых, спонсорство частных лиц через посредничество разного рода землячеств, обществ гуманитарной помощи, религиозных организаций и т.д. Несмотря на то, что многие в «третьем мире» отвергают либеральные ценности западного мира, это не мешает осваивать им западный капитализм и наживать большие капиталы. В результате в мире сложилась парадоксальная ситуация: к примеру, Саудовская А-равия – это надежный союзник США-, но в то же время многие ее граждане спонсируют антиамериканский терроризм. Известны и обратные ситуации. Так, ирландские боевики получали активную помощь от ирландских землячеств США- (примерно 20% помощи Временной ИР-А-), хотя официальный Вашингтон всегда категорически осуждал террористов-католиков Ольстера. Этот источник финансово подпитывает религиозные и националистические террористические организации.

В настоящее время наблюдается слияние международного терроризма с общеуголовной и организованной преступностью. Уже в 60–80-е гг. ХХ столетия в терроризме все большее место занимают акции, которые однозначно трактуются как общеуголовные преступления (ограбления банков и магазинов, похищение заложников с целью получения выкупа, участие в наркобизнесе, торговле оружием и т.д.) и немало связаны с декларируемыми политическими заявлениями. Связь преступных организаций с террористическими группами, использующими тактику массового насилия в политических целях, все более рельефна. Она ведет к значительному расширению финансовых, матери- альных и иных возможностей, усиливая инфраструктуру террористических организаций.

Исключительно опасным стало сращивание терроризма с такими видами организованной преступности, как торговля оружием и транснациональный наркобизнес. Использование наркодолларов для незаконных поставок оружия и боеприпасов оказывало существенное влияние на местные и региональные конфликты (А-бхазия, Ч-ечня, Хорватия, Б-осния и Герцеговина и др.), но более всего на возможности террористических групп по всему миру. Основной точкой соприкосновения международного терроризма с общеуголовной и организованной преступностью являются гиперприбыли, получаемые от операций с наркотическими средствами, а в отдельных случаях эти деньги служат едва ли не основным источником финансовой подпитки террористических организаций. К примеру, чеченские боевики использовали средства от операций с нефтепродуктами, различных торговых сделок, а также пожертвования некоторых религиозных организаций и этнических объединений, криминальные доходы от экономических правонарушений, незаконной миграции, но чаще всего от операций с оружием и наркотиками1. Кроме того, повстанцы различного толка, использующие террористические методы, рассматривают производство и торговлю наркотиками в качестве обильного источника доходов.

Р-азрастание терроризма на Востоке фиксирует двуединый процесс – активизации исламского фундаментализма и рост его противостояния западному миру. Главная причина того, что исламский фундаментализм становится наиболее важной идейной основой терроризма, заключается в том, что на его почве возникают и крепнут антизападные, антиамериканские и антиизраильские настроения, которые сегодня вдохновляют многих террористов в странах Востока.

Поскольку Запад часто ассоциируется именно с Соединенными Штатами А-мерики, то антизападные настроения трансформируются в антиамериканские. Этому способствует и растущая активность США- в международных делах, их усиливающееся в условиях глобализации присутствие во многих регионах мира. А-нтиизраильские настроения также обусловлены тем, что Израиль сегодня контролирует Иерусалим – одну из святынь исламской религии. Все это способствует процессам «исламского возрождения», растущей солидарности стран исламского мира, ведущим к разрастанию международного терроризма.

Общественно-политическая практика исламских фундаменталистов строится на основе положений, согласно которымх вся законодательная деятельность ограничивается рамками Корана и сунны. Главные идеологические постулаты шариата: 1) единство всех правоверных независимо от их национальной и культурной правоверности; 2) только исламское государство может отвечать критериям цивилизованности. Поэтому на первый план выдвигается практика джихада – «наставление на правильный путь» отошедших от «истинного» ислама мусульман во всем мире и распространение исламского вероучения среди немусульманских народов, повсеместное установление исламского порядка, в том числе и с использованием насилия.

Научно-технический прогресс расширяет возможности международного терроризма до провоцирования ядерных, экологических, информационных и иных глобальных катастроф. Поэтому исключительно большую опасность в современных условиях представляет технологический терроризм, включающий в себя информационный терроризм (кибертерроризм), биотерроризм, «ядерный терроризм» и возможное использование расщепляющихся ядерных материалов и химического оружия.

Кибертерроризм с помощью информационного оружия может избирать объектом своих актов государственные информационные ресурсы и конфиденциальную информацию. Использование информационного оружия, базирующегося на самых передовых информационных и телекоммуникационных технологиях, способствует решению задачи завоевания мирового господства не только собственно для террористических организаций, но и для отдельных государств и их коалиций, не гнушающихся терроризмом любого вида для достижения своих политических амбиций.

Современный биологический терроризм – разновидность терроризма, в основе которого лежит использование террористическими структурами достижений современной биологической науки. Так, согласно официальным данным открытой печати, в Б-разилии уже имеются современные технологии превращения человека в зомби для выполнения тяжелой физической и неприятной работы. Сегодня Израиль активно работает над биологическим оружием, которое поражало бы только арабов (!). В рамках создания «этнической бомбы» израильские ученые используют успехи медицины по идентификации отличительных генов, которыми обладают арабы, чтобы создать под них генетически измененные бактерии или вирусы, атакующие носителей только таких отличительных генов. Выполнение программы осуществляется в биологическом институте NES Tziyon^ – основном центре исследований для создания тайного арсенала химического и биологического оружия Израиля1.

Не менее опасной разновидностью технологического терроризма является «ядерный терроризм», для проявления которого сегодня созданы все условия: наличие большого количества ядер-ных (США-, Р-оссия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль) и пороговых стран (по оценкам специалистов, более 20 стран находятся на пороге создания ядерных боеприпасов) с многочисленными претензиями друг к другу, дающими толчок к дальнейшему распространению ядерного оружия; огромный совокупный ядер- ный арсенал, сотни промышленных и исследовательских ядерных реакторов и обеспечивающая их инфраструктура. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, большинство россиян не исключают того, что ядерное оружие может оказаться в руках террористов: две трети (66%) полагают, что террористы могут получить доступ к российским ядерным арсеналам – в том, что это невозможно, уверен лишь один из пяти (22%) наших граждан; 54% полагают, что террористы могут приобрести ядерные боеприпасы или аналогичные взрывные устройства в других странах; 86% россиян не сомневаются в том, что, окажись это оружие в руках не «наших», а международных террористов, они вполне могут его применить против Р-оссии. Но еще более вероятной представляется населению другая форма «ядерного терроризма»: не подрыв ядерных устройств террористами, а нападение на ядерные объекты: 90% опасаются, что российские ядерные объекты (А-ЭС, склады ядерных боеприпасов и т.д.) могут стать реальными целями диверсий со стороны терро-ристов2.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что международный терроризм в XXI столетии превратился в серьезную проблему для всего мирового сообщества. И опасность этого явления имеет тенденцию к росту.

Статья научная