Особенности современного политического процесса в Республике Дагестан

Автор: Ибрагимов Казбек Мусаевич

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политические процессы и практики

Статья в выпуске: 10, 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается специфика современных политических процессов в Республике Дагестан. Анализируется процесс политической конкуренции, современное обновление региональной политической элиты, а также проблематика разделения властей в республике.

Республиканский парламент, депутатский корпус, политическая элита, консолидация элит, партийная номенклатура

Короткий адрес: https://sciup.org/170166653

IDR: 170166653

Текст научной статьи Особенности современного политического процесса в Республике Дагестан

С овременные политические процессы в Дагестане в силу высокой полиэтничности региона имеют сложную структуру и специфику. Дагестан остается регионом с довольно раз -витой «верхушечной» демократией, острой борьбой внутри элиты и частой сменяемостью глав республиканской администрации. Лоббистские возможности региона на федеральном уровне весьма невелики, несмотря на то что Дагестан представлен в Госдуме наи-большим числом депутатов1. К сожалению, относительно много -численный состав депутатского корпуса не влияет на принятие цен тром решений в пользу республики, т.к. каждый депутат представ -ляет собственную группу влияния и действует в ее узких интересах.

ИБРАГИМОВ Казбек

В Совете Федерации Дагестан представляют С. Керимов и И. Умаханов. Реально влияет на развитие республики, пожалуй, только С. Керимов, который является одним из ведущих политиче -ских игроков. По оценкам экспертов, мало участвует в региональ-ной политической жизни второй сенатор от Дагестана И. Умаханов. У Дагестана представительство в центре довольно велико, но при этом очень разнообразно, не консолидировано2. И это не позволяет эффективно продвигать интересы республики, значимо и посто янно влиять на принятие решений органами федеральной власти. В этих условиях республика вынужденно зависит от крайне изменчи вой конъюнктуры межличностных связей, с одной стороны, главы республики и других наиболее влиятельных фигур, а с другой — ведущих федеральных чиновников. Как показала практика послед них нескольких лет, это не позволяет республике развивать и про двигать свои интересы и делает ее крайне зависимой и уязвимой. Политика экс - президентов Дагестана М. Алиева и М. Магомедова по продвижению выгодных им кандидатов на федеральные должно -сти при столкновении с противодействием на федеральном уровне не дала положительных результатов.

Отметим, что очень слабое экономическое развитие республики определяет ее политическую зависимость от центра. Дагестан отно сится к числу высокодотационных регионов, львиная доля бюджет ных поступлений в который обеспечивается за счет федеральной финансовой помощи. В сущности, республику с финансовой точки зрения можно отнести к числу полностью зависимых от центра.

  • 1    Сегодня в Госдуме присутствуют 12 депутатов от Дагестана.

  • 2    Современная эволюция политической системы на Северном Кавказе и пер -спективы модернизационных процессов // www.insor-rusia.ru (дата обращения 20.08.2013).

Дагестан фактически находится под внешним управлением центра. У республиканских властей нет возможностей для влияния на федеральный центр.

Еще одной интересной с политической точки зрения особенностью социальнополитических процессов в Республике Дагестан является высокая степень зависимости законодательной власти от исполнительной, а также низкий уровень профессионализма депутатского корпуса. В целом рычаги парламентского контроля за деятельностью республиканской исполнительной власти в Дагестане задействованы очень слабо. Процесс наделения кандидата на пост главы республики, предложенного президентом, полномочиями всегда бесконфликтный и свидетельствует об очень высокой степени лояльности республиканского парламента (Народного собрания). Бросается в глаза практическое отсутствие практики голосования депутатов против кандидата на пост главы республики.

В Дагестане с его принципиально сложной структурой политического пространства неизбежными чаще являются элементы коалиционных договоренностей при формировании руководящих органов парламента. В Дагестане реальное положение дел сложилось так, что первые роли в высших эшелонах власти перешли к представителям одних и тех же двух-трех этно-национальных групп. В данном случае важна национальность спикера (которая должна отличаться от национальности главы республики), а также значение имеют собственный политический вес спикера и его отношения с исполнительной властью. Дагестан выделяется и числом депутатов, располагающих собственными ресурсами влияния, и множеством этнических и бизнес-кланов, считающих обязательным свое представительство в парламенте.

В последнее время на Северном Кавказе наблюдается тенденция постепенного омоложения властной элиты, которая во многом была стимулирована федеральным центром. Но традиции медленного продвижения по карьерной лестнице, уважительного отношения к старшим создают также устойчивые геронтократи-ческие тенденции. В сущности, их начал разрушать только федеральный центр, поскольку естественные процессы в республике привели к самовоспроизводству сложившейся элиты и удержанию власти

«аксакалами». В целом средний возраст членов республиканского парламента и правительства – 52 года.

Именно в Дагестане наиболее медленно происходила смена власти (по сравнению с другими республиками Северного Кавказа), дольше у руля оставались представители советской номенклатуры, бывшие партийные и советские руководители республик. Процесс обновления и омоложения властной элиты идет очень медленно. Так, по республикам Северного Кавказа доля тех, кто имел опыт работы в органах власти в советский период, в т.ч. по группе самих глав республик, в целом снижается, и только в Дагестане прослеживается существенная доля чиновников, в прошлом состоящих в КПСС. Процесс обновления элиты идет медленным ходом и не ускоряется за счет кадровой политики федерального центра. Также остается актуальным вопрос о профессионализме властной элиты, к которому предъявляется много претензий.

В настоящее время законодательно установленные демократические процедуры смены власти в республике открывают перспективы для ротации действующих политических лидеров.

Разделение властей, сложная и детализированная электоральная модель, поддерживающая этнический баланс в Народном собрании, процедура формирования Конституционного суда и коллегии Верховного суда республики, также учитывающая этнический фактор, – все это задает публичные рамки, в пределах которых осуществляются прагматичные кулуарные стратегии.

Подводя итоги, отметим специфические особенности социальной среды и политического процесса в Республике Дагестан. Это, прежде всего, сильное влияние межэтнических и клановых субэтнических взаимоотношений, доминирование элит, жесткое управление политической сферой, манипуляции с партийной системой, клановость во власти и бизнесе, снижение общественной активности и деполитизация общества, коррупция, ухудшение качества образования. В целом, политический процесс в Республике Дагестан является концентрированным выражением проблем и противоречий, характерных и для других республик Северного Кавказа.

Статья научная