Особенности строения и развития женских генеративных структур у линий кукурузы с наследуемым и индуцированным типами партеногенеза

Автор: Апанасова Наталия Владимировна, Гуторова Ольга Валентиновна, Юдакова Ольга Ивановна, Смолькина Юлия Валерьевна

Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc

Рубрика: Общая биология

Статья в выпуске: 2-2 т.19, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье приводятся результаты цитоэмбриологического анализа линий кукурузы c разными типами цитоплазмы и наследуемым партеногенезом (АТ-3 (N), АТ-3 (М), АТ-3 (С), АТ-3 (Т), АТ-3 (В)), а также гаплоиндуцирующих линий с ненаследуемым типом партеногенеза (ЗМС-П1, ЗМС-П2, ЗМС-П3). Установлено, что для партеногенетических форм кукурузы с N, М, Т, B и С типами цитоплазмы наряду с развитием партеногенетических зародышей (2,3-5,5%) характерно формирование в зародышевых мешках дополнительных яйцеклеток (0,3-10%). У линий с М, B и С типами цитоплазмами встречались мегагаметофиты с двумя партеногенетическими проэмбрио (0,8; 0,7 и 0,5% соответственно). Такие гаметофитные аномалии могут быть использованы как диагностические признаки при поиске и отборе новых партеногенетических форм у кукурузы. У линий с высокой гаплоиндуцирующей способностью ЗМС-П1, ЗМС-П2, ЗМС-П3 партеногенетического развития яйцеклеток в неоплодотворенных зародышевых мешках не зарегистрировано. У линий ЗМС-П1 и ЗМС-П3 мегагаметофиты аномального строения (с дополнительными яйцеклетками и полярными ядрами) были единичными, а у линии ЗМС-П2 полностью отсутствовали.

Еще

Гаплоидия, апомиксис, партеногенез, матроклинные гаплоиды, гаплоиндукция in vivo, зародышевый мешок, проэмбрио, кукуруза

Короткий адрес: https://sciup.org/148205120

IDR: 148205120

Текст научной статьи Особенности строения и развития женских генеративных структур у линий кукурузы с наследуемым и индуцированным типами партеногенеза

У такой важной сельскохозяйственной культуры как кукуруза существуют формы как с наследуемым, так и ненаследуемый типами партеногенеза. Наследуемый тип гаплоидии представляет интерес для синтеза нередуцированных апомиктов на основе объединения признаков партеногенеза, не-редукции и нормального развития эндосперма [1]. Ненаследуемый (индуцированный) тип гаплоидии в настоящее время широко используется для ускоренного создания гомозиготных линий кукурузы, и на их основе высокогетерозисных гибридов [7, 8]. Создано немало гаплоиндуцирующих линий с высокой частотой гаплоиндукции, пригодных для коммерческого использования. К ним относятся полученные от линии-основателя Stock 6 линии: КМС и ЗМС [9], WS14 [10], MHI [11], RWS [12], UH400 [13], HZI1, CAUHOI [14], PHI [15], KEMS [16] и др. Технология гаплоиндукции включена в различные коммерческие селекционные программы для кукурузы в Европе, Северной Америке, в Китае [14], Пакистане [17], Вьетнаме и других странах [18, 19]. Несмотря на большое количество полученных гапло-индукторов создание новых линий кукурузы с гап-лоиндуцирующей способностью остается актуальным. Целесообразность таких работ обусловлена необходимостью адаптации к разным климатическим условиям, повышения частоты гаплоиндукции и введения новых маркерных признаков, позволяющих быстро отбирать гаплоиды среди гибридного потомства. Эффективное использование в селекционно-генетических программах линий кукурузы с различными типами партеногенеза невозможно без учета их эмбриологических особенностей.

Цель работы: изучение особенностей строения и развития женских генеративных структур у линий кукурузы с наследуемым и индуцированным типами партеногенеза.

Материал и методика исследования. Материалом исследования послужили линии кукурузы c разными типами цитоплазмы и наследуемым партеногенезом (АТ-3 (N) с нормальным исходными типом цитоплазмы; АТ-3 (М) с молдавским типом цитоплазматической мужской стерильности; АТ-3 (С) с парагвайским типом ЦМС; АТ-3 (Т) с техасским типом ЦМС; АТ-3 (В) с боливийским типом ЦМС), а также линии с высокой гаплоиндуцирую-щей способностью (ЗМС-П1, ЗМС-П2, ЗМС-П3). В качестве контроля использовали линию ЗМgl, не обладающую гаплоиндуцирующей способностью и не склонную к наследуемому партеногенезу.

Растения высаживали в поле квадратногнездовым методом, 16 делянок по 4 ряда. Початки изолировали до появления пестичных нитей пергаментными пакетами. Фиксацию ацетоалкоголем проводили на 7 сутки после появления первых пестичных нитей. Препараты женских гаметофитов приготавливали с использованием метода ферментативной мацерации семязачатков с последующей диссекцией [20]. Анализ препаратов проводили с использованием микроскопа AxioStar (С. Zeiss, Германия).

Результаты исследования.

Строение и развитие женских генеративных структур линии кукурузы, несклонной к партеногенезу (контроль). Все исследованные зрелые зародышевые мешки линии ЗМgl имели типичное для злаков строение. Они были восьмиядерные, семиклеточные, Polygonum-типа. Яйцевой аппарат трехклеточный, состоящий из одной яйцеклетки и двух синер-гид. Центральная клетка с двумя полярными ядрами, несливающимися до оплодотворения. В процессе созревания зародышевого мешка антиподы претерпевают несколько митотических делений, в результате чего формируется антиподальный комплекс, состоящий в среднем из 15-20 одноядерных антипод. Гаметофитных аномалий и партеногенетического развития яйцеклеток у изученных растений линии ЗМgl не обнаружено (см. табл. 1).

Структура женских гаметофитов неопыленных завязей изученных линий кукурузы

Линия

Всего исследовано зародышевых мешков

Количество зародышевых мешков, %

нормального строения

с допол-нитель-ными яйцеклетками

с дополнительными полярными ядрами

с автономным проэм-брио

недиф-ферен-циро-ванные

всего

с одним

с двумя

ЗМgl (контроль)

207

100,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Линии с наследуемым типом партеногенеза

АТ-3 (N)

300

96,1

0,3

0,0

3,3

3,3

0,0

0,3

АТ-3 (М)

300

86,6

8,3

0,0

3,1

2,3

0,8

0,0

АТ-3 (В)

300

86,7

10,0

0,0

3,0

2,3

0,7

0,3

АТ-3 (С)

200

88,0

6,0

0,0

6,0

5,5

0,5

0,0

АТ-3 (Т)

200

94,0

2,5

0,0

3,5

3,5

0,0

0,0

Линии с индуцированным типом партеногенеза (гаплоиндукторы)

ЗМС-П1

256

99,6

0,4

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

ЗМС-П2

172

100,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

ЗМС-П3

207

99,5

0,0

0,5

0,0

0,0

0,0

0,0

Строение и развитие женских генеративных структур линий кукурузы с наследуемым типом партеногенеза. У растений линий кукурузы АТ-3 (N), АТ-3 (М), АТ-3 (С), АТ-3 (Т) и АТ-3 (В) в неопылен-ных завязях зародышевые мешки с партеногенетическим проэмбрио встречались с частотой от 3,0 до 6,0% (см. табл. 1, рис. 1в). Наряду с мегагаметофитами нормального строения (рис. 1а) были обнаружены зародышевые мешки с дополнительными яйцеклетками (одной, иногда двумя) (рис. 1б). Дополнительные женские гаметы формировались за счет нарушения процессов поляризации и дифференцировки элементов зародышевого мешка. Такие нарушения чаще всего приводили к образованию трехклеточного яйцевого аппарата, состоящего из двух яйцеклеток и одной синергиды (рис. 1б) или в некоторых случаях из трех яйцеклеток. Реже наблюдалось формирование четырехклеточного яйце- вого аппарата, состоящего из двух синергид и двух яйцеклеток. Дополнительные женские гаметы могли развиваться партеногенетически, о чем свидетельствует наличие в неопыленных завязях зародышевых мешков с двумя проэмбрио (рис. 1г). Такие мегагаметофиты были зарегистрированы у линий с цитоплазмами М, B и С типами с частотой 0,8; 0,7 и 0,5%, соответственно (см. табл. 1).

Строение и развитие женских генеративных структур линий кукурузы с индуцированным типом партеногенеза. Практически все исследованные зрелые зародышевые мешки линий ЗМС-П1, ЗМС-П2, ЗМС-П3 имели типичное строение (см. табл. 1). Лишь в одном зародышевом мешке линии ЗМС-П1 было обнаружено две яйцеклетки, и в одном мегагаметофите линии ЗМС-П3 – три полярных ядра. Из более чем 600 проанализированных зародышевых мешков ни в одном из них не обнаружено партено- генетического развития яйцеклеток, тогда как при самоопылении данных линий гаплоиды встречались с частотой около 8% [19].

Это свидетельствует о том, что:

  • 1)    гаплоиндуцирующие линии не склонны к образованию гаплоидов за счет наследуемого партеногенеза;

а

б

в

г

Рис.1. Зародышевые мешки кукурузы линии АТ-3:

1 - типичного строения; 2 - с двумя яйцеклетками в яйцевом аппарате; 3 - с партеногенетическим проэмбрио; 4 - с двумя партеногенетическими проэмбрио

  • 2)    развитие гаплоидов у них индуцируется после опыления собственной пыльцой. Способность гап-лоиндуцирующих линии индуцировать образование гаплоидов при самоопылении дает возможность при создании новых гаплоиндуцирующих линий проводить отбор на гаплоиндукцию в самоопылен-ном потомстве.

Выводы: проведенное исследование дает основание констатировать, что развитие женского гаметофита у линий кукурузы, не склонных к партеногенезу, и гаплоиндуцирующих линий ЗМС-П1, ЗМС-П2, ЗМС-П3 происходит, как правило, без каких-либо отклонений от нормы. При задержке опыления 7 сут индукции яйцеклеток к партеногенезу не наблюдается. У линий с высокой гаплоиндуци-рующей способностью партеногенетические зародыши развиваются только после опыления собственной пыльцой. У линий кукурузы с наследуемым типом партеногенеза АТ-3 (М), АТ-3(С), АТ-3 (Т), АТ-3 (В) при задержке опыления 7 сут зародыши без оплодотворения развиваются в среднем с частотой около 3%. Данные линии характеризуются также повышенной частотой формирования зародышевых мешков с дополнительными яйцеклетками от 0,3% у АТ-3(М) до 10,0% у АТ-3(В). Развитие мегагаметофитов со структурными отклонениями - закономерное эмбриологическое явление, сопутствующее апомиксису у дикорастущих злаков [21]. С наибольшей частотой у них встречается полигаметия -формирование в мегагаметофите дополнительных яйцеклеток за счет трансдетерминации синергид или антипод. Повышенная частота полигаметии у апомиктичных дикорастущих злаков и партеногенетических форм кукурузы свидетельствует о том, что образование дополнительных яйцеклеток является признаком, сопряженным с наиболее важным элементом апомиксиса партеногенезом. Высокая частота встречаемости дополнительных женских гамет дает возможность использовать эту эмбриологическую особенность в качестве диагностического признака при выявлении склонности к наследуемым формам партеногенеза на эмбриологическом уровне и при проведении искусственного отбора на наследуемый партеногенез у кукурузы. Линии АТ-3 (М), АТ-3(С), АТ-3 (Т), АТ-3 (В) были получены от одной исходной линии АТ-3 путем перевода ее на разные формы цитоплазмы с ЦМС. Развитие партеногенетических проэмбрио и формирование дополнительных гамет у этих линий свидетельствует о том, что данные признаки являются ядерными, на характер проявления которых цитоплазма не оказывает влияние.

Работа выполнена при частичной финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках базовой части государственного задания в сфере научной деятельности по заданию №6.8789.2017/БЧ.

Список литературы Особенности строения и развития женских генеративных структур у линий кукурузы с наследуемым и индуцированным типами партеногенеза

  • Тырнов, В.С. Гаплоидия у растений: терминология и классификация: Учеб. пособие для студентов биол. фак. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. 44 с.
  • Тырнов, В.С. Гаплоидия и апомиксис//Репродуктивная биология, генетика и селекция. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. С. 32-46.
  • Тырнов, В.С. Прикладные аспекты гаметофитного апомиксиса/Эмбриология цветковых растений: терминология и концепции. -СПб: Мир и семья, 2000. Т. 3. С. 203-206.
  • Чалык, С.Т. Методы гаплоидии в генетике и селекции кукурузы. -Кишинев, 2003. 179 с.
  • Dwivedi, S.I. Haploid: constraints and opportunities in plant breeding/S.I. Dwivedi, A.B. Britt, L. Tripathi et al.//Biotechnology Advances. 2015. V. 33. P. 812-829.
  • Dunwell, J.M. Haploids in flowering plant: origins and exploitation//Plant Biotechnol. J. 2010. V. 8. P. 377-424.
  • Gallais, A. The use of doubled haploids in recurrent selection and hybrid development in maize/A. Gallais, J. Bordes//Crop Sci. 2007. V. P. 190-201.
  • Coe, E.H. A line of maize with high haploid frequency//Am. Nat., 1959. V. 93. P. 381-382.
  • Тырнов, В.С. Индукция высокой частоты возникновения матроклинных гаплоидов у кукурузы/В.С. Тырнов, В.Н. Завалишина//Докл. АН СССР. 1984. Т. 276. № 3. C. 735-738.
  • Lasharmes, P. Genetic control of maternal haploidy in maize (Zea mays L.) and selection of haploid inducing lines/P. Lasharmes, M. Bekert//Theor. Appl. Genet. 1988. V. 76. P. 404-410.
  • Eder, J. In vivo haploid induction in maize/J. Eder, S. Chalyk//Theor Appl Genet, 2002. V. 104. P. 703-708.
  • Rober, F.K. Fortpflanzungsbiologische und genetische Untersuchungen mit RLFP-makern zur in vivo -Haploideninduktion bei Mais. Verlag Grauer. Stutgart, Gemany, 1999. 320 p.
  • Chang, M.T. Doubled haploids / M.T. Chang, E.N. Coe // In: Al Kriz, Ba Larkins (edds) // Biotechnology in Agriculture and forestry, 2009. V.63. Molecular Genetic Approaches to Maize Improvement. - Springer Verlag, Berlin, Heidelberg. P. 127-142.
  • Prasanna, B.M. Dounled haploid technology in maize breeding: Theory and practice/B.M. Prasanna, V. Chaikam, G. Mahuku//CIMMYT, Mexico, DF, 2012. 53 p.
  • Rotarenco,V. New inducer of maternal haploids in maize/V. Rotarenco, G. Dicu, D. State, S. Fuia//Maize Genet. Coop. Newsletter. 2010. V. 84.
  • Шацкая, О.А. Создание гаплоиндукторов кукурузы: три цикла отбора на высокую частоту индукции матроклинных гаплоидов//Сельскохозяйственная биология. 2010. № 5. С. 79-86.
  • Khakwwani, K. Development of Maize Haploid Inducer Lines and Doubled Haploid Lines in Pakistan/K. Khakwwani, M.R. Dogar, M.A.A. Hussain et al.//British Biotechnology Journal. 2015. V. 8(3). P.1-7.
  • Hu, H. The genetic basis of haploid induction in maize identified with a novel genome-wide association method/H. Hu, T.A. Schrag, R. Peis et al.//Genetics. 2016. V. 202. P. 1267-1276.
  • Гуторова, О.В. Создание генетически маркированных линий кукурузы с наследуемым и индуцированным типами партеногенеза/О.В. Гуторова, Н.В. Апанасова, О.И. Юдакова//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2016. Т. 18, №2(2). С. 341-344.
  • Юдакова, О.И. Методы исследования репродуктивных структур и органов растений: учеб.-метод. пособие для студентов биол. фак./О.И. Юдакова, О.В. Гуторова, Ю.А. Беляченко. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. 44 с.
  • Шишкинская, Н.А. Популяционная эмбриология и апомиксис у злаков/Н.А. Шишкинская, О.И. Юдакова, В.С. Тырнов. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 148 с.
Еще
Статья научная