Особенности структуры популяции Fucus vesiculosus L. (Phaeophyceae) в разных районах Мурманского берега Баренцева моря в 2021 г.
Автор: Малавенда С. В., Никулина В. Д.
Журнал: Вестник Мурманского государственного технического университета @vestnik-mstu
Рубрика: Биологические науки
Статья в выпуске: 2 т.26, 2023 года.
Бесплатный доступ
Возрастная, размерно-массовая и репродуктивная структура популяции Fucus vesiculosus в районах Мурманского берега изучена на валунных грунтах среднего горизонта литорали при ослабленном прибое. В исследованных районах, характеризующихся различными температурными условиями и степенью антропогенного воздействия, биомасса F. vesiculosus статистически достоверно не различается. Минимальная численность популяции выявлена в среднем колене Кольского залива, максимальная – в восточных районах. В более теплых губах Печенга и Ретинская рецептакулы образуются на талломах с б?льшим количеством ветвлений, чем в губах Зеленецкая и Ярнышная; талломы на западном Мурмане имеют меньший возраст появления рецептакулов. Линейные размеры талломов и их масса не различаются на исследованных участках. Начало прорастания зигот, судя по размерам проростков, одинаково на всем побережье. Максимальная фертильность наблюдается в возрасте 2,5–3 лет. Различия между ценопопуляциями F. vesiculosus Западного и Восточного Мурмана свидетельствуют о важной роли климата в формировании облика литоральной растительности. Существующий уровень загрязнения в Кольском заливе оказывает негативное воздействие на выживаемость проростков фукуса, однако можно сделать вывод о том, что продолжительность жизни талломов высокая и состояние популяции является устойчивым.
Фукусовые водоросли, температура воды, антропогенное загрязнение, возраст, длина и масса талломов, fucus algae, water temperature, anthropogenic pollution, age, length and mass of thalli
Короткий адрес: https://sciup.org/142237544
IDR: 142237544 | DOI: 10.21443/1560-9278-2023-26-2-112-120
Текст статьи Особенности структуры популяции Fucus vesiculosus L. (Phaeophyceae) в разных районах Мурманского берега Баренцева моря в 2021 г.
*Мурманский морской биологический институт РАН, г. Мурманск, Россия; e-mail: , ORCID: 0000-0002-8314-3255
*Murmansk Marine Biological Institute of the Russian Academy of Sciences, Murmansk, Russia; e-mail: , ORCID: 0000-0002-8314-3255
Значимость изучения Fucus vesiculosus обусловлена его колоссальной биомассой – данный вид формирует примерно половину от общей биомассы водорослей-макрофитов на литорали Мурмана ( Малавенда и др., 2015 ). Фукусовые многолетние размножаются только половым путем; рост строго апикальный. Биомасса фукусовых водорослей может существенно изменяться в связи с климатическими сдвигами ( Krause-Jensen et al., 2020; Thyrring et al., 2021; Preston et al., 2023 ). Все перечисленные факторы оказывают влияние на фукусовые и вслед за ними на фитоценозы в целом ( Harley et al., 2012 ).
Активное исследование фукусовых водорослей Мурмана велось с самого начала альгологических работ на Баренцевом море, но популяционные исследования начались сравнительно недавно. Первое описание популяции F. vesiculosus было сделано для южной части Кольского залива ( Завалко и др., 2008 ). Впоследствии были описаны размерно-массовая и возрастная структура популяции F. vesiculosus для районов южного и среднего колен Кольского залива ( Гончарова и др., 2013; Малавенда и др., 2010; Малавенда, 2016; Канищева и др., 2020 ), Ура-губы ( Евсеева, 2015 ) и Восточного Мурмана ( Малавенда и др., 2008 ). Актуальность регулярного мониторинга состояния мурманской популяции F. vesiculosus обусловлена наличием антропогенной нагрузки на биоту Мурмана1 ( Кольский залив и нефть…, 2018 ), которая уменьшает видовое разнообразие, изменяет распределение некоторых видов. Однако ранее исследования на Мурмане проводились в основном точечно, охватывая лишь небольшой район (одну-две губы, расположенные рядом).
Цель данного исследования – сравнение плотности и структуры популяции F. vesiculosus из разных районов Мурманского побережья в летний период. Предположительно, климатическая разница между Западным и Восточным Мурманом, прежде всего в температуре воды, должна оказывать влияние на рост и биомассу F. vesiculosus . Антропогенное загрязнение также может негативно сказаться на плотности популяции. Для проверки данного предположения было важно собрать материал в максимально сжатые сроки. Полученные данные отражают текущее состояние зарослей F. vesiculosus Мурманского берега и свидетельствуют о важной роли климата и антропогенной нагрузки в формировании облика литоральной растительности.
Материалы и методы
Район исследования включает семь участков Мурманского побережья (рис. 1). Пробы были отобраны в 2021 г. в губах Печенга, Териберская, Кольском заливе (25–30 июля) и в губах Ярнышная и Зеленецкая (14–17 августа) на среднем горизонте литорали, примерно в центральной части пояса произрастания вида. Также были использованы данные, полученные в Печенге (2012 г.), губе Ретинская (2009 и 2013 гг.), губе Завалишина (2013 г.).
Отбор проб осуществляли по стандартной методике учетных площадей ( Изучение экосистем..., 2005 ). На площадке с проективным покрытием более 80 % рамкой со сторонами 0,5 м отбирали по три пробы водорослей. В пробу относили все талломы, основание которых попало внутрь рамки. У талломов определяли массу (точностью до 0,01 г) и общую длину (точностью до 1 мм) от подошвы до кончика апексов; отмечали наличие рецептакул и степень их зрелости. Возраст талломов определяли по числу дихотомических ветвлений лидирующей ветви. У талломов F. vesiculosus , произрастающих в западной части побережья, в среднем формируется 4 ветвления за год, в восточной части – 3,5 ветвления, что использовали для расчета абсолютного возраста исследованных экземпляров ( Malavenda et al., 2022 ).
В качестве показателя плотности популяции оценивали биомассу ( В , г/м2) и численность ( N , экз./м2) талломов. Возрастную структуру популяции описывали как по числу дихотомий, так и абсолютному возрасту талломов. Статистический анализ данных включал в себя расчет средних значений морфологических параметров (длины и массы талломов) и плотности, а также доверительных интервалов к ним при 95%-м уровне значимости. Сравнение средних проводили методом ANOVA в пакете PAST ( Hammer et al., 2001 ).


Рис. 1. Районы сбора проб: 1 – губа Печенга; 2 – губа Ретинская; 3 – губа Хлебная;
4 – губа Териберская; 5 – губа Ярнышная; 6 и 7 – губа Зеленецкая
Fig. 1. Sample collection areas: 1 – Pechenga Bay; 2 – Retinskaya Bay; 3 – Khlebnaya Bay;
4 – Teriberskaya Bay; 5 – Yarnyshnaya Bay; 6 and 7 – Zelenetskaya Bay
Результаты и обсуждение
Плотность популяции
Плотность популяции F. vesiculosus на участках отбора проб значительно различалась. Максимальная биомасса (12 981 г/м2) выявлена в губе Печенга (станция 1), минимальная (493 г/м2) – в губе Ярнышная (станция 5). Максимальная численность талломов (2 140 на 1 м2) обнаружена в губе Зеленецкая (станция 6), минимальная (190 талломов на 1 м2) – в губе Ретинская (станция 2). Средние значения биомассы в поселениях F. vesiculosus снижались с запада на восток, однако достоверных различий не выявлено (рис. 2, а ). Статистический анализ данных биомассы популяции подтвердил различия между участками; критерий F = 97,14, df = 5,914, p = 0,0001. Попарное сравнение выявило, что различия между станциями 5, 6 и другими станциями достоверны. Также проверка различий данных по численности показала, что станции 5 и 6 имеют отличия: критерий F = 9,991, df = 5,654, p = 0,0079 (рис. 2, б ).

а
Рис. 2. Плотность популяции F. vesiculosus в разных точках Мурманского берега в 2021 г.: а – биомасса, г/м2; б – численность, экз./м2. На оси абсцисс указаны районы отбора проб.
Районы исследования обозначены согласно карто-схеме (рис. 1)
Fig. 2. Population density of F. vesiculosus at different points of the Murmansk coast in 2021: а – biomass, g/m2; б – abundance, ind./m2. The sampling areas are indicated on the abscissa axis.
Numbering as in Fig. 1

б
Согласно ранее полученным данным в губе Печенга (станция 1) в 2012 г. биомасса F. vesiculosus составляла 7 269 ± 2 640 г/м2, в губе Ретинская Кольского залива (станция 2) в 2009 г. – 2 600 ± 1 100 г/м2, в 2013 г. – 5 600 ± 4 780 г/м2, в губе Завалишина (станция 4) – 562 ± 279 г/м2. Попарное сравнение данных для одного района с применением критерия Стьюдента дало значения t -критерия 0,3796 для губы Печенга, 1,969 и 0,0174 – для губы Ретинская (2009, 2013 и 2021 гг.), 2,3846 – для губы Завалишина. Для выборки из трех проб с вероятностью 0,05 все отличия статистически не достоверны. Если анализировать только средние арифметические, то биомасса F. vesiculosus растет в последние годы, но разницу доказать сложно из-за очень неравномерного распределения биомассы на литорали.
Возрастная структура популяции
Возрастная структура популяции в разных районах Мурмана различалась по продолжительности жизни и распределению численности одновозрастных талломов, но имела несколько общих черт: 1) очень низкое количество талломов с одним-двумя ветвлениями в губах Печенга и Териберская и постепенное увеличение числа талломов возрастом до 5–6 ветвлений; 2) неравномерное распределение численности талломов по возрастам в губе Ретинская Кольского залива (рис. 3, а ).
Размерно-массовая структура
Размерно-массовая структура популяции F. vesiculosus в целом типична для данного вида: с увеличением возраста талломов их масса возрастает по экспоненте (рис. 3, б ), а длина – линейно (рис. 3, в ).

а


в
Рис. 3. Структура популяции F. vesiculosus на Мурманском побережье в 2021 г.: а – число талломов с определенным числом ветвлений (на 1 м2); б – средняя масса талломов с определенным числом ветвлений, г; в – средняя длина талломов с определенным числом ветвлений, см.
По оси абсцисс – число дихотомических ветвлений на лидирующей ветви таллома.
Районы исследования обозначены согласно карто-схеме (рис. 1)
Fig. 3. Population structure of F. vesiculosus on the Murmansk coast in 2021: а – the number of thalli with a certain number of branches (per 1 m2); б – the average mass of thalli with a certain number of branches, g; в – the average length of thalli with a certain number of branches, sm.
Along the abscissa axis – the number of dichotomous branches on the leading branch of the thallus.
The study areas are indicated by numbers according to the cartographic diagram, Fig. 1
Репродуктивная структура
Репродуктивная структура популяции оценивалась только по числу фертильных талломов (талломов с рецептакулами). В губах Печенга и Ретинская 100%-я фертильность наступала у талломов с 10 ветвлениями, в губе Териберская – с 8 ветвлениями. В то же время возраст, с которого талломы приступали к размножению в 2021 г., значительно варьировал: в губе Печенга рецептакулы обнаруживались у талломов с 2 ветвлениями, в губе Ретинская – с 8, Териберская – с 5 ветвлениями.
Западный и Восточный Мурман относятся к разным климатическим провинциям Баренцева моря, поскольку температуры воды и воздуха здесь достоверно различаются, что подтверждается многолетними данными метеостанций, расположенных в районах исследования: в губах Печенга и Териберская, в Кольском заливе (порт Мурманск), на острове Харлов2. Полученные данные свидетельствуют о том, что температура снижается в направлении с запада на восток, поскольку теплое Мурманское прибрежное течение постепенно ослабевает и отходит от берега (таблица).
Таблица. Средняя температура воды в районах исследования3
Table. The water average temperature in the study areas
Месяц |
Губа Печенга (пос. Лиинахамари) |
Кольский залив (г. Мурманск) |
Губа Териберская (пос. Териберка) |
Остров Харлов (вблизи губ Ярнышная и Зеленецкая) |
Июнь |
8,16 |
6,99 |
5,94 |
4,47 |
Июль |
11,02 |
9,67 |
9,52 |
6,82 |
Август |
10,71 |
9,79 |
9,71 |
7,88 |
Сентябрь |
8,28 |
8,05 |
8,05 |
7,36 |
Февраль |
1,04 |
0,72 |
0,14 |
–0,25 |
Март |
0,91 |
0,67 |
0,16 |
0,0 |
Предыдущие исследования показали, что у талломов с 6 ветвлениями в губе Печенга за год формируется в среднем 4 ветвления, а в губе Зеленецкая – 3,5 ветвлений. ( Malavenda et al., 2022 ). Данное исследование выявило, что в более теплых губах Печенга и Ретинская рецептакулы образуются на талломах с бóльшим количеством ветвлений, чем в губах Зеленецкая и Ярнышная, но возраст талломов, способных формировать рецептакулы, составляет 2,5–3 года. В губе Печенга обнаружено больше талломов, на которых сформировались рецептакулы при меньшем числе дихотомий. Точные причины размножения талломов разного возраста и значительного разброса в скорости роста предстоит выяснить в ходе дальнейших исследований.
Начало прорастания зигот, судя по размерам проростков, одинаково на всем Мурмане. Однако выявлено принципиальное различие в доле молодых талломов в поселениях фукусов на западе и на востоке Мурманского побережья (рис. 2, а ).
Работы на Западном и Восточном Мурмане проводились с разрывом в две недели. За это время появились молодые талломы с 1 ветвлением (или без ветвлений). Возможно, поэтому так существенно различается доля таких талломов в разных районах (рис. 2, а ). Длина и масса одного таллома незначительно различаются в разных местообитаниях; различия статистически недостоверны. В возрасте 4–5 лет в сообществе выявляются единичные талломы, у которых есть оборванные ветви.
Отмеченная в 2021 г. очень низкая доля талломов F. vesiculosus 1-го года жизни в Кольском заливе согласуется с литературными данными. В 1999 и 2009 гг. доля молодых талломов также была очень мала ( Канищева (Гончарова), 2015 ). Исследователи указали в качестве основной причины наличие нефтяной пленки в заливе, которая препятствует выживанию проростков водорослей. В 2021 г. загрязнение тяжелыми металлами и нефтепродуктами в Кольском заливе сохранялось4. Поселение в заливе самоподдерживается, но ситуация внушает опасение, что может быть нарушено воспроизводство фукусов под влиянием антропогенного загрязнения.
Заключение
Популяция F. vesiculosus Мурмана находится в устойчивом состоянии, идет естественное воспроизводство, биомасса стабильна. На скорость линейного роста талломов и образование дихотомических ветвлений влияет средняя температура воды, но срок появления проростков, средняя длина и масса талломов с одинаковым числом ветвлений на всех обследованных районах Мурманского берега достоверно не различаются. В Кольском заливе, несмотря на очевидное негативное влияние загрязнений, популяция не исчезает и имеет высокую продолжительность жизни, однако следует отметить низкие значения биомассы и численности талломов первого года жизни.
Работа выполнена в рамках госзадания ММБИ РАН 9-22-01 "Донные биоценозы Баренцева моря, его водосборного бассейна и сопредельных вод в современных условиях".