Особенности течения и лечения острого коронарного синдрома, ассоциированного с метаболическим синдромом

Автор: Габриелян А.Б., Габриелян Р.С., Давтян А.В.

Журнал: Евразийский кардиологический журнал @eurasian-cardiology-journal

Рубрика: Разное

Статья в выпуске: 3, 2016 года.

Бесплатный доступ

Проблема метаболического синдрома (МС) важна при остром коронарном синдроме (ОКС): т.к. каждый компонент МС является потенциальным пусковым фактором дестабилизации атеросклеротической бляшки, оптимизация лечения ОКС с МС является актуальной проблемой кардиологии. Цель исследования - изучить специфическое действие статинов и микронизированного фенофибрата в сочетании с антигипертензивным препаратом телмисартаном (тирегис, фирмa EGIS) на развитие конечных точек у больных нестабильной стенокардией (НС) с МС.

Короткий адрес: https://sciup.org/14342993

IDR: 14342993

Текст научной статьи Особенности течения и лечения острого коронарного синдрома, ассоциированного с метаболическим синдромом

Проблема метаболического синдрома (МС) важна при остром коронарном синдроме (ОКС): т.к. каждый компонент МС является потенциальным пусковым фактором дестабилизации атеросклеротической бляшки, оптимизация лечения ОКС с МС является актуальной проблемой кардиологии.

Цель исследования – изучить специфическое действие статинов и микронизированного фенофибрата в сочетании с антигипертензивным препаратом телмисартаном (тирегис, фирмa EGIS) на развитие конечных точек у больных нестабильной стенокардией (НС) с МС.

Материал и методы:

Обследованы 100 пациентов с НС с МС. Больные были распределены на две группы (гр.): I – 50 больных в возрасте 52±6 лет (40 мужчин и 10женщин), II – 50 больных в возрасте 54±9 лет (36 мужчин и 14 женщин). ИМТ был в среднем равен 31,2±1,3 кг/м2. По исходным демографическим и антропометрическим данным подгруппы не различались между собой. Всем больным, включенным в исследование, до лечения, на 4 неделе (выписка из стационара) и 16-недельной терапии (амбулаторно) определяли липидный состав и углеводный профиль крови (глюкоза натощак), фибриноген, СРБ, проводилось суточное АД мониторирование (СМАД), ЭКГ, ЭхоКГ параметры: отношение скорости раннего кровенаполнения к скорости позднего кровенаполнения (E/A), фракция выброса (ФВ). В обеих гр. больных наряду с общепринятыми схемами лечения назначался розувастатин в дозе 20 мг и аторвастатин в дозе 80 мг в сутки. Пациентам гр.II одновременно с выше-отмеченными препаратами с целью нормализации липидного состава крови в схему лечения был включен фенофибрат (трайкор) по 145 мг 1 раз в сутки, а также телмисартан, от 40 до 80 мг 1 раз в сутки, учитывая многопрофильность фарма- кологического воздействия и благоприятный метаболический профиль препарата. В гр.I использовались произвольные противогипертензивные препараты. Исследование проводили в день поступления в стационар, а также на 4 и 16 неделях амбулаторного наблюдения. К 30-му дню наблюдения определялись конечные точки – внезапная смерть, инфаркт миокарда, возвратные приступы стенокардии, необходимость реваскуляризации, острая левожелудочковая недостаточность, остановка сердца с успешной реанимацией.

Результаты:

Выявлена положительная корреляция между уровнем гипертриглицеридемии и показателем диастолической дисфункции Е/А (r=0,38; р<0,01). По степени влияния на концентрацию СРБ, терапии любым из двух статинов в гр.I не различалась со снижением значений С-РБ на 31,8±4,2%; и 33,1±4,5% соответственно (р<0,01). Терапия в гр.I больных на 4 неделе заболевания привела к достоверному снижению содержания общего ХС на 20%, ХС липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) на 20%, уровня триглицеридов (ТГ) на 10% (p<0,05). Повышение уровня ЛП высокой плотности (ХС ЛПВП), хотя и было статистически достоверным, составило лишь 5% (p<0,05). В группе II в те же сроки лечения наблюдалось снижение уровня общего ХС на 28%, ХС ЛПНП на 34%, ТГ на 46% и повышение ХС ЛПВП на 19% (p<0,01). Важно указать, что в гр.II также отмечено достоверное уменьшение уровня фибриногена через 16 недель на 13,8±4,2% (р=0,01). В зависимости от клинического эффекта тирегис титровали через каждые 2 недели от 40 до 80 мг 1-2 раза. Согласно представленным данным, к концу исследования (контрольная точка) САД снизилось статистически достоверно по сравнению с исходным уровнем на 11,7%, ДАД уменьшилось на 13,1%, т.е. через 16 недель лечения в среднем по группе были достигнуты целевые уровни АД (САД – 120,7±4,8 мм рт.ст., ДАД – 84,1±2,9 мм рт.ст.). Следует отметить, что при лечении больных НС с МС с АГ (средняя суточная доза тирегиса 60±0,6 мг) в 90% наблюдений привело к снижению АД. Во гр.II на протяжении 16-недельного наблюдения не выявлено случаев изменений патологического увеличения уровня глюкозы в крови. В подгруппе больных с исходным уровнем глюкозы натощак >5,5 ммоль/л к концу контрольного исследования отмечалось достоверное снижение показателя на 16,4% (в среднем по подгруппе с 6,7±0,18 до 5,6±0,17 ммоль/л; р<0,01). В группе больных НС с МС, пролеченных монотерапией статинами, зарегистрировано 40 конечных точек (18%) против 10 (3.2%) в группе комбинации с фибратом и телмисартаном (p=0,01). Мультивариантный анализ идентифицировал комбинацию фибрат/статин как независимый предиктор уменьшения риска неблагоприятных осложнений.

Заключение:

Комплексная оценка, включающая стратификацию основных компонентов МС, позволяет составить индивидуальный прогноз развития конечных точек и выстраивать лечебные мероприятия. Применение данных комбинаций препаратов можно рекомендовать для лечения в рамках МС, обладающих кардиoметаболическим протективным действием.

I 200 I----------------------------------------

Статья научная