Особенности типа фоновой электроэнцефалограммы по показателям средней амплитуды у подростков

Автор: Шинкаревский П.В., Ибрагимова Э.Э.

Журнал: Вестник медицинского института "РЕАВИЗ": реабилитация, врач и здоровье @vestnik-reaviz

Рубрика: Физиология

Статья в выпуске: 1 (25), 2017 года.

Бесплатный доступ

Анализируются фоновые значения электроэнцефалограммы по данным средней амплитуды у подростков. Указывается на то, что фоновые показатели амплитуды определяются не только возрастом испытуемых, но и эмотивностью полученной предварительно информации. Выявлены разные сроки формирования амплитуды альфа-ритма у мальчиков и девочек, в связи с чем указывается на необходимость учета эмоциональной окраски информации, подаваемой мальчикам и девочкам. Коэффициент асимметрии подтверждает мнение о специфическом участии правого полушария в опознании эмоционально окрашенных объектов. Установлено, что отрицательная окраска информации у детей 11-13 лет приводит к угнетению а-ритма.

Еще

Электроэнцефалограмма, средняя амплитуда ээг, коэффициент асимметрии, индивидуально-конституциональные особенности, подростки, пол

Короткий адрес: https://sciup.org/14344252

IDR: 14344252

Текст научной статьи Особенности типа фоновой электроэнцефалограммы по показателям средней амплитуды у подростков

Введение. Одними из основных показателей графического изображения электрической активности головного мозга электроэнцефалограммы (ЭЭГ) являются амплитуда и мощность. Их индивидуальная изменчивость определяется несколькими факторами. Показано, что амплитуда ЭЭГ, регистрируемая со скальпа, связана с толщиной черепной кости, определяемой с помощью ультразвуковой методики [1]. Сопоставление ЭЭГ и электрокортико-граммы также говорит о том, что ткани, лежащие на пути от коры до отводящего электрода, ослабляют амплитуду сигнала ЭЭГ [2]. Предполагается, что наследственные различия в толщине и свойствах этих тканей могут обусловливать определенную часть генетической изменчивости ЭЭГ. Однако указывают на незначительность данного фактора в виду отсутствия серьезных половых различий в ЭЭГ, в то время как толщина костей черепа у мужчин и женщин отличается.

Анализ литературных данных показывает, что снижение амплитуды основных ритмов ЭЭГ в возрасте до 20 лет может частично объясняться увеличением сопротивления промежуточных тканей, и в первую очередь – утолщением костей черепа, поскольку эти ткани являются не только «усреднителями», но и «ослабителями» амплитуды колебаний биопотенциалов [3]. Созревание левого и правого полушарий происходит длительно, гетерохронно и проходит фазно [4]. В период от 6 до 16 лет развивается правополушарное доминирование при зрительно-пространственном конструировании [5] приблизительно в том же возрастном диапазоне формируется специфическое участие правого полушария в опознании эмоционально окрашенных объектов [6].

Эмоциональные и речевые процессы тесно взаимосвязаны между собой, то есть при нарушении импрессивной стороны речи (поражении височных отделов коры левого полушария) нарушается восприятие эмоциональных состояний, а при нарушении экспрессивной стороны речи (при повреждении заднелобных отделов левого полушария) страдает воспроизведение эмоций [7].

Показано, что у детей, в отличие от взрослых, не выявляется четкой функциональной специализации полушарий при внимании и они функционируют не по принципу взаимодо-полнительности, а как взаимозаменяемые структуры, заимствующие друг у друга их будущие свойства. Возрастной особенностью мозгового обеспечения внимания у детей является его избыточность, что снижает функциональную значимость предстимульного периода [8].

Таким образом, литературные данные свидетельствуют об актуальности проблемы индивидуальных особенностей обеспечения высших психических функций у подростков.

Целью нашей работы явилось изучение структуры типов ЭЭГ, определённых по данным средней апмлитуды фоновых значений подростков в зависимости от половых особенностей, отражающих физиологический статус испытуемых.

Объекты наблюдения и методы исследования. В исследовании принимали участие учащиеся колледжа в возрасте 11–13 лет в количестве 22 человек. Все испытуемые привлекались к участию в 2-х экспериментах, в каждом из которых предлагались для прослушивания отрывки из литературных произведений с положительной (I серия) и отрицательной (II серия) эмотивной окраской. Перед прослушиванием проводилась беседа по сценарию. Схема эксперимента описана в предыдущих работах [9, 10].

Отведение и регистрацию ЭЭГ проводили с помощью автоматизированного комплекса на базе IBM PC/AT и электроэнцефалографа ВSТ1 с использованием программы «Polygraph» [11]. Электроды для отведения ЭЭГ располагали в точках С3 и С4 (по международной системе 10– 20 %), что соответствует проекции на центральную область ассоциативной коры. Считается [12], что регистрация ЭЭГ в этих точках отражает тип доминирующего ритма ЭЭГ. Указанные зоны наиболее информативны при исследовании межполушарных отношений [13, 14].

Применяли стандартную схему наложения электродов:

  • -    С3 – левый центральный (слева от макушки испытуемого, удалён на 3–4 см от средней линии головы);

  • -    С4 – правый центральный (симметричен С3);

  • -    два объединенных индифферентных электрода (электроды сравнения) над сосцевидной костью черепа (на коже позади уха). Соединение электродов в пару позволило увеличить надёжность отведения за счёт более стабильного контакта;

  • -    электрод-заземление крепился на запястье правой руки и включался в гнездо «земля».

Испытуемые сидели в тёмной звукоизолированной и электрически-экранированной камере в удобном кресле с подголовником. Им предлагали занять удобное положение, расслабиться и постараться ни о чём не думать, не совершать лишних движений. Этим достигалось снижение тонуса речедвигательного аппарата, а также обеспечивалось психическая и ЭЭГ-релаксация. Длительность каждого эксперимента в среднем составляла около 25–30 минут, что по мнению испытуемых не вызывало у них утомления и чувства усталости. У обследуемых подростков оценивали величину средней амплитуды (Аср, мкВ) и мощность спектра (МС, мкВ2) ЭЭГ каждого выделенного частотного диапазона и для каждого полушария в отдельности по фоновым значениям [15]. Оценку межполушарной асимметрии (МПА) осуществляли по данным коэффициента асимметрии. Значения коэффициента асимметрии (Кас) рассчитывали по средним показателям МС и Ам спектров ритма по следующей формуле:

(А1 – А2)×100/(А1 + А2), где А1 – МС (Аср) правого полушария; А2 – МС (Аср) левого полушария.

Экспериментальный материал регистрировался и обрабатывался в реальном режиме времени с использованием вычислительного комплекса на базе персонального компьютера с помощью оригинального программного обеспечения «Polygraph».

Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью стандартных пакетов компьютерных программ «Statistica 8.0». Используя критерий Колмогорова-Смирнова, оценивали соответствие распределений нормальному закону. Достоверность различий оценивали с помощью t-критерия Стьюдента [16].

Результаты и их обсуждение. Анализ спектральных характеристик фоновых значений ЭЭГ установил, что величина средних амплитуд (А ср ) в каждом из выделенных частотных диапазонов при сравнении деятельности левого и правого полушарий у испытуемых достоверно не различалась, что вероятно связано с индивидуальными колебаниями показателя (рис. 1).

Рис. 1. Величина средних амплитуд (А ср ) в выделенных частотных диапазонах левого и правого полушарий у испытуемых

Вместе с тем следует отметить, что прослеживалась тенденция к достоверности различий значений А ср . в диапазонах δ - и θ -ритмов в обоих полушариях головного мозга испытуемых и относительно равное соотношение α-ритма.

Анализ индивидуального разнообразия параметров электрической активности коры головного мозга испытуемых указывает на явные тенденции к доминированию в общем спектре ЭЭГ отдельных ритмов. Таким образом, с учётом данного критерия можно выделить три группы испытуемых, характеризующиеся доминированием какого-либо из высокочастотных или низкочастотных ритмов ЭЭГ, или отсутствием доминирования:

I – доминирование α -активности;

  • II    – доминирование низкочастотных составляющих ЭЭГ ( δ - и θ -диапазонов);

  • III    группа со смешанной активностью с равным соотношением вышеперечисленных ритмов.

В связи с этим дальнейший анализ экспериментальных данных будет построен с учётом данного индивидуально-конституционального признака.

Всем испытуемым для прослушивания было предъявлено два текста с противоположной эмоциональной окраской: отрицательной и положительной в разные экспериментальные сроки, что подразумевает наличие двух фоновых записей ЭЭГ перед прослушиванием каждого из текстов (фон 1 и фон 2). Фон 1 предшествовал прослушиванию положительного текста, предъявляемого первым, а фон 2 – отрицательного.

Раздельный анализ двух фоновых записей ЭЭГ позволил выявить конституциональные особенности их динамики (табл. 1).

Таблица 1

Особенности фоновых значений средней амплитуды после бесед по сценарию ЭЭГ

Возрастная группа

Анализируемый фон ЭЭГ

Ритмы ЭЭГ

Полушария головного мозга

правое

левое

δ

θ

α

β

γ

δ

θ

α

β

γ

Подростки

Ф 1

5.9

4,5

5,3

2,4

1,4

7,4

5,8

5,8

2,7

1,3

Ф 2

6,0

4,5

4,6

2,1

1,2

6,9

4,8

4,5

2,1

1,2

Примечание: Ф 1 – фон 1; Ф 2 – фон 2.

При анализе А ср по фоновым значениям без деления по половым признакам, представленным в таблице 1, у подростков в двух фоновых ЭЭГ доминировала А ср δ -ритма в левом (фон 1) или в обоих полушариях (фон 2) головного мозга.

При делении экспериментальной группы по типам доминирующей ЭЭГ активности с учетом половых особенностей мы получили следующие результаты.

У испытуемых с доминированием δ -активности в первой фоновой ЭЭГ наибольшее значение А ср зарегистрированы у мальчиков в α - и β -диапазонах левого в диапазонах θ -, α - и β -ритмов правого полушария головного мозга по сравнению с девочками (p < 0,05). Аналогичная, но недостоверная (p > 0,05) тенденция прослеживалась для А ср и в диапазонах γ -ритма левого полушария, а также для δ - и γ -ритмов правого полушария головного мозга (табл. 2). При смешанном типе активности во всех частотных диапазонах величина средней амплитуды была больше у девочек, чем у мальчиков. Для δ -, θ - и α -ритмов эти различия были достоверны (p < 0,05).

Во второй фоновой ЭЭГ у испытуемых с доминирующей δ -активностью наибольшие значения показателя отмечены для мальчиков в δ -диапазоне обоих полушарий (p < 0,05) и в α - и β -ритмах левого полушария по сравнению с девочками (p < 0,05). При смешанном типе активности во второй фоновой ЭЭГ такие, как и в первом случае наблюдали меньшие значения А ср в отдельных частотных диапазонах, наоборот, у мальчиков. Но эти различия находились на уровне тенденции (p > 0,05).

Таким образом, величина средней амплитуды определялось не только возрастом испытуемых, но и эмотивностью полученной предварительно информации.

Необходимо отметить и то, что в исследовании принимали участие одни и те же испытуемые и в первой, и во второй серии эксперимента, но при делении на типы доминирующей активности по половому признаку девочек не оказалось ни в первом ни во втором случае в группе с доминированием α -активности. Следовательно, амплитуда α -ритма у девочек формируется позже чем у мальчиков. Это указывает на необходимость учета эмотивного смысла информации, подаваемой мальчикам и девочкам.

Таблица 2

Фоновые значения средней амплитуды выделенных частотных диапазонов подростков

Анализируемый фон ЭЭГ

Доминирующий ритм

Пол

Ритмы ЭЭГ

Полушария головного мозга

правое

левое

δ

θ

α

β

γ

δ

θ

α

β

γ

Ф 1

δ

м

6,6

5,0

5,6

3,7

2,0

8,5

8,4

6,2

3,9

2,0

д

6,6

5,4

4,1

2,5

1,4

7,7

6,7

5,1

2,5

1,2

α

м

4,9

3,4

6,5

1,4

1,0

6,9

4,4

7,4

2,1

1,0

д

с

м

4,2

3,2

4,8

1,8

0,9

5,4

4,2

4,9

2,3

1,1

д

7,0

5,0

6,0

2,5

1,6

7,5

6,0

6,5

2,7

1,5

Ф 2

δ

м

9,0

4,2

5,5

3,5

1,9

9,1

4,1

4,5

2,4

1,7

д

4,8

4,0

3,5

1,7

1,0

5,9

4,7

4,0

2,0

1,3

α

м

д

с

м

5,6

3,8

5,5

1,9

0,7

5,7

4,2

5,2

1,9

0,8

д

5,6

4,2

5,9

1,7

1,2

6,2

4,4

5,6

1,8

1,4

Примечание: Ф 1 – фон 1; Ф 2 – фон 2.

В более старшем возрасте происходит увеличение доминирования правого полушария [5, 17].

Анализируя показатели асимметрии, необходимо определиться по поводу положительных и отрицательных значений. Поскольку мы вычитали значения левого полушария из значений правого, то отрицательные показатели Кас будут свидетельствовать о доминировании левого полушария. В основном обращают внимание на показатели α-ритма, мы проанализировали весь спектр ЭЭГ, данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели фоновых значений коэффициента асимметрии у подростков с различным типом доминирования частотных диапазонов

Анализируемый фон ЭЭГ

Доминирующий ритм

Пол

Показатели асимметрии Кас

δ

θ

α

β

γ

Ф 1

δ

м

–12,58

–25,37

–5,08

–2,63

–4

д

–7,69

–10,74

–10,86

–5

7,69

α

м

5,37

–12,82

–6,47

–20

–2

д

с

м

–12,5

–13,51

–1,03

–12,19

–6,45

д

–3,45

–9,09

–4

–3,84

3,23

Ф 2

δ

м

–0,55

–3,45

10

18,64

5,56

д

–11,77

–8,05

–6,67

–8,12

–13,04

α

м

д

с

м

–0,88

–5

2,80

–3,8

–6,67

д

–5,08

–2,33

2,61

–2,86

–7,69

Примечание: Ф1– фон 1; Ф2– фон 2 .

Как видно из представленных в таблице 4 данных, у подростков 11–13 лет преобладает активность левого полушария, что говорит о формировании к этому возрасту логического типа мышления. При анализе А ср мы обращали внимание на то, что испытуемые с доминированием α-активности особенно девочки, отсутствуют в обоих случаях. Но мальчики с доминированием данного типа мозговой активности также отсутствуют при получении предварительно отрицательной информации в беседах по сценарию.

Обращает на себя внимание тот факт, что при отрицательно окрашенной информации Кас у испытуемых с доминированием низкочастотных компонентов у мальчиков и в смешанной группе и у мальчиков, и у девочек начинает доминировать левое полушарие в диапазоне α-ритма. Таким образом, именно коэффициент асимметрии в нашем исследовании подтверждает мнение о специфическом участии правого полушария в опознании эмоционально окрашенных объектов [6].

Из полученных нами ранее данных [9], динамика Кас α -активности в периоде последействия положительной вербальной информации у подростков при доминировании α -ритма у большинства (70 %) обследуемых изменения МПА отсутствовали, а у 30 % случаев – инвертировали, снижение выраженности МПА отмечали у 60 % обследуемых с доминированием δ -активности, а у равного числа испытуемых наблюдали рост (20 %) или инверсию (20 %), увеличение в 67 % случаев – при смешанном типе ЭЭГ.

В периоде последействия отрицательной эмотивной информации при доминировании α -активности наблюдали инверсию (70 % обследуемых) и увеличение МПА (30 %). У обследуемых с доминированием δ -ритма в 50 % случаев наблюдали увеличение МПА, а у 50 % испытуемых изменения отсутствовали. При смешанном типе ЭЭГ увеличение, инверсия и отсутствие изменений регистрировали у равного числа обследуемых.

Таким образом, несмотря на различие в абсолютных значениях средней амплитуды в сравниваемых фоновых ЭЭГ существуют общие тенденции к инверсии Кас в диапазоне α-ритма у испытуемых смешанного типа ЭЭГ, независимо от пола испытуемых, и у мальчиков с доминированием низкочастотных компонентов при опознании отрицательной эмоционально окрашенной информации.

Отсутствие испытуемых с доминированием α-активности в опознании отрицательной эмоционально окрашенной информации противоречит мнению о том, что у детей не выявляется четкой функциональной специализации полушарий при внимании [8]. Это указывает на то, что отрицательная окраска информации у детей 11–13 лет приводит к угнетению α-ритма.

Выводы: 1. Величина средней амплитуды определяется не только возрастом испытуемых, но и эмотивностью полученной предварительно информации.

  • 2.    Амплитуда α -ритма у девочек формируется позже, чем у мальчиков.

  • 3.    Необходимо учитывать эмотивную окраску информации, подаваемой мальчикам и девочкам.

  • 4.    Коэффициент асимметрии подтверждает мнение о специфическом участии правого полушария в опознании эмоционально окрашенных объектов.

  • 5.    Отрицательная окраска информации у детей 11–13 лет приводит к угнетению α-ритма.

Список литературы Особенности типа фоновой электроэнцефалограммы по показателям средней амплитуды у подростков

  • Winter H., Herchel M., Propping P. A twin stude of three enzymes (DBN, COMT, MAO) of catecholamine metabolism. Correlations with MMPI//Psychopharmacologia. -1978. -V. 57. -P. 63-69.
  • Преображенская Н.С. Индивидуальные особенности строения коры мозга человека//Некоторые теоретические вопросы строения и деятельности мозга. -М., 1960. -С. 49-62.
  • Жирмунская Е.А., Лосев В.С. Системы описания и классификация электроэнцефалограмм человека. -М.: Наука, 1984. -80 с.
  • Thatcher R.W. Cyclic cortical reorganization during early childhood//Brain and Cogn. -1992. -V. 20. -P. 24.
  • Kirk U. Hemispheric contributions to the development of graphic skill//Hemispheric function and collaboration in the child. -N.J.: Acad. Press, 1985. -193 p.
  • Saxby L., Bryden M. Left visual field advantage in children processing visual emotional stimuli//Dev. Psychol. -1985. -V. 21. -253 p.
  • Сидорова О.А., Цыганок А.А. Исследование способности к воспроизведению и восприятию эмоциональных состояний человека//Проблемы нейрокибернетики. Материалы IX Всесоюзн. конф. -Ростов н/Д: РГУ, 1989. -С. 254.
  • Мачинская Р.И., Дубровинская Н.В. Онтогенетические особенности функциональной организации полушарий мозга при направленном внимании: ожидание перцептивной задачи//Журнал высшей нервной деятельности. -1994. -Т. 44, № 3. -С. 448-456.
  • Шинкаревский П.В. Индивидуальные вариации типов ЭЭГ человека при вербальном восприятии эмотивной информации: дис.. канд. биол. наук: 03.00.13. -Симферополь, 1998. -119 с.
  • Сидякин В.Г., Сташков А.М., Трибрат А.Г., Шинкаревский П.В., Янова Н.П. Индивидуальные вариации типов ЭЭГ человека при вербальном восприятии эмотивной информации//Системные реакции в биопотенциалах головного мозга человека и животных/под общей ред. д.б.н., проф. В.Г. Сидякина. -Симферополь, 2001. -С. 14-94.
  • Сухинин А.В. Динамика линейных и нелинейных параметров ЭЭГ человека при субъективной оценке времени: дис.. канд. биол. наук: 03.00.13. -Симферополь, 1997. -142 с.
  • Гриндель О.М. Частотный и корреляционный анализ изменений альфа-ритма человека при афферентных раздражениях//Физиологический журнал СССР им. И.М. Сеченова. -1966. -Т. 52, № 10. -С. 1176-1186.
  • Purpura D. Operation and processes in thalamic and synaptically related neural subsystems//In: The neurosciences. Second study programm.Ed. F. Schmitt. -New York, 1970. -P. 458-470.
  • Биопотенциалы мозга человека. Математический анализ/под ред. В.С. Русинова. -М.: Медицина, 1987. -256 с.
  • Сороко С.И., Мусуралиев Т.Ж. Возможности направленных перестроек параметров ЭЭГ у человека с помощью метода адаптивного биоуправления//Физиология человека. -1995. -Т. 21, № 5. -С. 5-17.
  • Лакин Г.Ф. Биометрия. -М.: Высшая школа, 1980. -293 с.
  • Шинкаревский П. В. Динамики фоновых показателей средней амплитуды электроэнцефалограммы//Человек -Природа -Общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. -2011. Выпуск 4. -С. 183-187.
Еще
Статья научная