Особенности жизненных ситуаций молодежи, склонной к девиантному поведению

Автор: Ощепков Алексей Александрович, Салахова Валентина Борисовна

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Психология и педагогика

Статья в выпуске: 2 (24), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования жизненных ситуаций молодежи, склонной к девиантному поведению, с целью проверки гипотезы о наличии особенностей у личности, склонной к девиантному поведению, связанных с ситуациями, через которые проходит ее жизненный путь. В рамках выполнения поставленных перед исследованием задач было проведено сравнение типов и видов жизненных ситуаций, а также среднего времени ретроспекции и антиципации у не склонной и склонной к девиантному поведению молодежи. Результаты сравнительного анализа различных выборок молодежи приводятся в выводах, среди которых наиболее значимым представляется меньшее время антиципации событий у молодежи, склонной к девиантному поведению, объясняемое менее ясной жизненной перспективой и, как следствие, меньшим уровнем осмысленности собственной жизнедеятельности.

Еще

Девиантное поведение, молодежь, жизненные ситуации, психологическая автобиография, диспозиции личности

Короткий адрес: https://sciup.org/14114347

IDR: 14114347

Текст научной статьи Особенности жизненных ситуаций молодежи, склонной к девиантному поведению

Постановка проблемы

Современное общество ставит множество проблем социального и психологического плана, одной из наиболее острых среди которых является проявление девиантного поведения в различных формах. Поэтому изучение феномена девиантного поведения настоятельно требует внимания ученых к проявлениям его во всевозможных формах и на различных этапах развития человека, однако особенно важно его изучение в период формирования, а именно в молодом возрасте. При этом необходимо и теоретическое осмысление феномена девиантного поведения, и эмпирическая проверка особенностей его проявления в различных условиях. В теоретическом аспекте в настоящее время невозможно понять поведение вне рассмотрения взаимосвязи личностных и ситуационных факторов, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь.

Традиция изучения психики человека во взаимосвязи личностных и ситуационных факторов была заложена, несомненно, К. Левиным в его теории поля [5] и развита многими видными учеными. Существует два основных подхода к пониманию ситуации: 1) понимание ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности на ее определенном этапе [6]; 2) понимание ситуации как системы субъективных и объективных элементов, объединяющихся в жизнедеятельности [12]. Проблема соотношения личностных и ситуационных переменных в настоящее время решается обращением к категории поведения, которое является функцией взаимодействия личности и ситуации. Личностные особенности могут быть представлены как условные возможности, реализующиеся в актах поведения в конкретной ситуации [2].

В современных научных исследованиях изучение ситуативного фактора в основном связано с решением проблемы совладания с трудными жизненными ситуациями. Проблеме формирования зависимого поведения в процессе совладания с трудными жизненными ситуациями посвящена работа И. В. Романовой [10]. Оптимистичность как личностный ресурс совладания с критическими жизненными ситуациями исследуется В. В. Пономаревым [7]. В. А. Кислицына и А. А. Царева разрабатывают проблему формирования готовности студентов к трудным жизненным ситуациям [3]. Разрешению внутри-личностного конфликта в процессе совладания с трудными жизненными ситуациями посвящена работа И. В. Кочкаревой [4]. Однако в данных работах указывается, что для построения целостного представления о совладании с трудными жизненными ситуациями необходимо анализировать разные параметры: особенности и тип ситуации, субъективное восприятие и интерпретацию событий, личностные черты, что наиболее выраженно представлено в работе Е. В. Би-тюцкой [1]. В этом плане мы снова приходим к необходимости анализировать во взаимодействии ситуационные и личностные факторы, что, по мнению Е. В. Битюцкой, необходимо развивать в рамках комплексного подхода, рассматривающего несколько факторов-детерминант, а одной из наиболее представительных концепций в данном направлении, по мнению В. А. Кислицыной и А. А. Царевой, выступает концепция саморегуляции А. О. Прохорова, определяющего саморегуляцию как процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями для достижения равновесия между организмом и средой [9]. Однако, по нашему мнению, позиция А. О. Прохорова акцентирована в большей степени на психические состояния, что, несомненно, является оригинальным научным подходом к рассматриваемой проблеме. Отметим, что разработка проблемы взаимодействия личностных и ситуационных факторов также обогатилась бы через акцентирование поведенческого аспекта, а именно проявление различных форм поведения во взаимосвязи с личностными и ситуационными детерминантами.

Поэтому рассмотрение проявления поведения во взаимосвязи личностных и ситуационных факторов возможно в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения В. А. Ядова [13]. В рамках данной концепции поведение представлено различными уровнями, регулируемыми системой диспозиций, формируемых в ситуациях различных уровней сложности. В этом плане различные формы поведения выражаются благодаря особенностям системы диспозиций, которые вырабатываются в различных ситуациях социального взаимодействия с социальным окружением [8]. Нами была предложена гипотеза, согласно которой личность, склонная к девиантному поведению, обладает определенными особенностями, связанными с жизненными ситуациями, через которые проходит жизненный путь такого человека.

С учетом вышесказанного перед исследованием были поставлены следующие задачи:

  • 1.    Провести эмпирическое исследование типов и видов жизненных ситуаций у молодежи, склонной к девиантному поведению.

  • 2.    Проанализировать особенности ситуаций у молодежи, склонной к девиантному поведению.

  • 3.    Разработать выводы, позволяющие проинтерпретировать выявляемые особенности жизненных ситуаций у молодежи, склонной к девиантному поведению.

Методики, выборка

Эмпирическая часть исследования была выполнена на базе Димитровградского инженерно-технологического института — филиала Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» (г. Димитровград Ульяновской области). В качестве респондентов выступали студенты 3—4 курсов, 19—22 лет, всего 98 человек. Для диагностики внутренней картины жизненного пути была использована Методика «Психологическая автобиография» Л. Ф. Бурла-чука и Е. Ю. Коржовой [2], которая позволяет исследовать радостные и грустные события, происходившие в жизни испытуемого, оказавшие критическое влияние на его жизненный путь, а также будущие события, антиципация которых также оказывает значительное влияние на жизнь человека. Кроме того, была использована Шкала склонности к нарушению общепринятых норм и правил Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор — А. Н. Орел), являющейся стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности к реализации различных форм девиантного поведения [11]. С целью удобства изложения материала в дальнейшем будут использоваться следующие аббревиатуры: МНДП — молодежь, не склонная к девиантному поведению, МСДП — молодежь, склонная к девиантному поведению.

Результаты и их обсуждение

С целью анализа компонентов внутренней картины жизненного пути молодежи, склонной к девиантному поведению, и молодежи, не склонной к девиантному поведению, нами было проведено сравнение среднегрупповых значений типов событий психологической автобиографии с использованием статистического t-критерия Стьюдента. В результате были обнаружены статистически значимые различия значений типов событий, связанных с личностно-психологическими изменениями (t эмп = 2,2390 при ρ ≤ 0,01) и изменением социальной среды (t эмп = 2,6730 при ρ ≤ 0,01) (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение среднегрупповых значений типов событий внутренней картины жизненного пути молодежи, не склонной к девиантному поведению, и молодежи, склонной к девиантному поведению

№ п/п

Типы событий

Среднегрупповые значения

t эмп

МНДП

МСДП

1.

Биологические

4,2110

3,1510

0,1610

2.

Личностнопсихологические

8,2330

14,5520

2,2390**

3.

Изменения физической среды

4,0120

6,9910

0,9810

4.

Изменения социальной среды

9,1230

4,2250

2,6730**

** — значимые различия при ρ ≤ 0,01.

Более высокие показатели внутренней картины жизненного пути, связанные с личностнопсихологическими изменениями, свидетельствуют о большем влиянии жизненных ситуаций, связанных с личностным определением у молодежи, склонной к девиантному поведению (определение жизненного пути, выбор свободного времяпрепровождения — досуга). Более низкие показатели внутренней картины жизненного пути, связанные с изменениями социальной среды, у молодежи, склонной к девиантному поведению, свидетельствуют о более слабом восприятии событий, происходящих с ними при взаимодействии с социальной средой, — будь то повышение социального статуса, достижение социального признания и др. Согласно исследованиям, проведенным Е. Ю. Коржовой, более низкие значения по типу событий, связанных с изменениями социальной среды, определяются более высокой степенью социальной дезадап-тированности и склонностью к соматическим заболеваниям. Все это говорит в пользу особого восприятия молодежью, склонной к девиантному поведению, своего жизненного пути, которое детерминирует их направленность на отклонения в поведении.

Дальнейший анализ был посвящен сравнению видов событий компонентов внутренней картины жизненного пути молодежи, не склонной к девиантному поведению, и молодежи, склонной к девиантному поведению, с использованием статистического t-критерия Стьюдента. В результате были обнаружены статистически значимые различия значений видов событий «родительская семья» (t эмп = 3,3120 при ρ ≤ 0,01), «брак» (t эмп = 2,3190 при ρ ≤ 0,05), «Я» (t эмп = 3,3540 при ρ ≤ 0,01), «работа» (t эмп = 2,1470 при ρ ≤ 0,05) (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение среднегрупповых значений видов событий внутренней картины жизненного пути молодежи, не склонной к девиантному поведению, и молодежи, склонной к девиантному поведению

№ п/п

Типы событий

Среднегрупповые значения

t эмп

МНДП

МСДП

1.

Родительская семья

8,53140

5,0120

3,3120**

2.

Брак

5,5430

1,5770

2,3190*

3.

Дети

8,1950

6,2560

0,8320

4.

Место жительства

4,1120

2,5520

0,5410

5.

Здоровье

2,5650

0

1,8710

6.

Я

0

3,5870

3,3540**

7.

Общество

2,1120

0

1,8710

8.

Межличностные отношения

5,0000

5,0000

0

9.

Материальное положение

0

0

0

10.

Учеба, повышение квалификации

8,8330

12,6510

1,8840

11.

Работа

6,9750

2,1140

2,1470*

12.

Природа

0

1,3330

0,4840

* — значимые различия при ρ ≤ 0,05;

** — значимые различия при ρ ≤ 0,01.

Данные различия свидетельствуют о том, что молодежь, склонная к девиантному поведению, имеет менее радостное восприятие событий, связанных с родительской семьей. Основ- ными формами событий, которые называются молодыми людьми, склонными к девиантному поведению, являются ссоры родителей, уход одного из родителей из семьи, что становится основными причинами деформации нормального развития и переориентации на отклонение от нормативного пути. Неблагополучные взаимоотношения в родительской семье обязательно отражаются и на отношении молодых людей к браку, о чем свидетельствуют более низкие показатели вида событий «брак» у молодежи, склонной к девиантному поведению. Общая девиантная направленность молодежи также сказывается и на менее позитивном отношении к работе. Однако стоит отметить более высокие показатели у молодежи, склонной к девиантному поведению, по виду событий «Я», что скорее всего связано с поиском идентичности и желанием самоутвердиться и объясняет более высокие значения личностно-психологических типов событий.

Далее наш анализ был посвящен сравнению среднегрупповых значений среднего времени ретроспекции, антиципации жизненных событий у молодежи, не склонной к девиантному поведению, и молодежи, склонной к девиантному поведению, с использованием статистического t-критерия Стьюдента. В результате было обнаружено статистически значимое различие значений среднего времени антиципации (t эмп = 2,6370 при ρ ≤ 0,01) (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение среднегрупповых значений среднего времени ретроспекции, антиципации жизненных событий молодежи, не склонной к девиантному поведению, и молодежи, склонной к девиантному поведению

№ п/п

Типы событий

Среднегрупповые значения

t эмп

МНДП

МСДП

1.

Среднее время ретроспекции, дней

1865

1214

0,9324

2.

Среднее время антиципации, дней

730

430

1,9626*

— значимые различия при ρ ≤ 0,05.

Статистически значимое различие среднего времени антиципации молодежи, не склонной к девиантному поведению, и молодежи, склонной к девиантному поведению, свидетельствует о том, что степень потенциальности у молодежи, не склонной к девиантному поведению, более высокая. Это означает, что молодые люди, не склонные к девиантному поведению, более значительно ориентированы на перспективу, они строят жизненные планы, будущее для них более ясное. Также это свидетельствует о том, что молодежь, не склонная к девиантному поведению, в большей степени предвидит последствия своего поведения. В свою очередь, данные результаты позволяют характеризовать молодежь, склонную к девиантному поведению, с меньшей ориентацией на перспективу, что также влияет на снижение уровня осмысленности своей жизнедеятельности, выступая существенным фактором ориентации на девиации в поведении.

Выводы

Список литературы Особенности жизненных ситуаций молодежи, склонной к девиантному поведению

  • Битюцкая Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 1. С. 100-111.
  • Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
  • Кислицына В. А., Царева А. А. Проблема формирования готовности студентов к трудным жизненным ситауциям//Современные подходы к повышению качества образования: сб. методических ст. Ишим, 2014. С. 55-60.
  • Кочкарева И. В. Разрешение внутриличностного конфликта в процессе совладания с трудными жизненными ситуациями//Омский науч. вестн. Психологические и педагогические науки. 2012. № 4(111). С. 192-194.
  • Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. 368 с.
  • Магнуссон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций//Психологический журн. 1983. № 2. С. 29-54.
  • Пономарев В. В. Оптимистичность как личностный ресурс совладания с критическими жизненными ситуациями//Вестник С-Петерб. ун-та. 2009. Сер. 12. Вып. 1, ч. 1. С. 50-54.
  • Ощепков А. А. Экспериментальное исследование социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения//Вестн. Димитровградского инженерно-технологич. ин-та. 2014. № 3. С. 132-141.
  • Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: ПЕРЗ СЭ, 2005. 352 с.
  • Романова И. В. Проблема формирования зависимого поведения в процессе совладания с трудными жизненными ситуациями//Социально-психологическое сопровождение лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию: проблемы и перспективы: сб. материалов науч.-практич. интернет -конф. 2013. С. 64-68.
  • Шапарь В. Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 448 с.
  • Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 544 с.
  • Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
Еще
Статья научная