Освоение северных территорий Дальнего Востока морским транспортом
Автор: Заостровских Е.А.
Журнал: Региональные проблемы @regionalnye-problemy
Рубрика: Социология. Экономика. Миграция
Статья в выпуске: 4 т.25, 2022 года.
Бесплатный доступ
В свете нынешних тенденций (изменение конфигурации транспортных маршрутов, смещение основных транспортных артерий в мире в сторону стран Востока, увеличение диспропорций торговых потоков, рост тарифов на магистральных маршрутах) существенная нагрузка ложится на транспорт Дальнего Востока. Дефицит железных дорог Восточного полигона и нехватка контейнерных терминалов привели к скоплению больших партий грузов в северные территории (Магадан, Сахалин, Камчатка, Чукотка). Эти обстоятельства заставляют исследовать условия функционирования транспортных связей с периферийными районами в советский период. Изучены теоретические подходы и практический опыт доставки грузов. Рассмотрена система распределения грузопотоков между базовыми и северными портами. Сделан вывод о том, что действующая система доставки грузов в северные территории, основанная на системе транспортно-экономических балансов, позволяла оптимизировать транспортные маршруты и принимать решения относительно сбалансированной транспортной инфраструктуры.
Морской транспорт, северные территории, северный завоз, советский период
Короткий адрес: https://sciup.org/143179576
IDR: 143179576 | DOI: 10.31433/2618-9593-2022-25-4-41-45
Текст научной статьи Освоение северных территорий Дальнего Востока морским транспортом
Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская 153, г. Хабаровск, 680042, e-mail: ,
В настоящее время наблюдается смена парадигмы между Востоком и Западом. Это выражается в том, как меняются транспортные артерии в мире в сторону стран Востока. Суэцкий канал после инцидента с контейнерным грузом в марте 2021 г. стал терять свою значимость в мировом транспортном пространстве, а Северный морской путь (СМП) всё чаще попадает в поле зрения как альтернативный транспортный коридор. В связи с этим существуют различные мнения учёных относительно того, является ли СМП перспективным и коммерчески привлекательным.
В свете нынешних событий основная нагрузка ложится на транспорт Дальнего Востока. Дефицит железных дорог Восточного полигона (70–110 млн т) и нехватка контейнерных терми- налов привели к скоплению больших партий грузов в каботажном направлении, а также возникли проблемы с доставкой грузов в северные территории (Магадан, Сахалин, Камчатка, Чукотка). Подобная ситуация уже была в 2010 и 2012 гг., когда на подъезде к порту Ванино (Хабаровский край) скопились большие партии вагонов со смерзшимся углём. Из-за этого нарушились регулярные отправки грузов, что вызвало неконтролируемый рост цен на товары для жителей северных территорий региона.
В настоящее время нет чёткого представления о создании новой системы доставки грузов в северные территории Дальнего Востока. Пока есть только некоторые стратегические направления, которые были озвучены на VII Восточном экономическом форуме (5–8 сентября 2022 г.),
сессия «Северный завоз: новая система снабжения». В планах создать:
-
1) государственную систему мониторинга по северному завозу;
-
2) новый порядок формирования опорной сети северных территорий;
-
3) новые элементы государственного управления (специальная торговая площадка, генеральный экспедитор и единый морской оператор);
-
4) новую градацию грузов (жизненно важные грузы, для государственных и муниципальных нужд и прочие грузы) для их синхронизации.
То есть планируется создать некий прообраз системы перевозки грузов в северные территории советского периода, но уже с учётом нынешних условий развития экономики региона и закономерностей развития транспортной инфраструктуры. Накопленный опыт в области развития северных территорий Дальнего Востока, социально-экономических взаимосвязей с регионом, объектов транспортной инфраструктуры [1, 4, 7, 9, 10], безусловно, поможет воссоздать наиболее успешную систему доставки грузов в северные территории. Тем не менее, полезным будет изучить действующую в советское время систему доставки грузов. Это позволит избежать старых ошибок в новых условиях. Здесь важное значение приобретает принцип Г.В. Вернадского, который предлагает рассматривать историю как «комбинацию дискретных периодов, отдавая себе отчёт в непрерывности исторического процесса» [8].
Перед автором не ставилась задача исследовать все процессы, лежащие в основе становления и развития морского транспорта. Важно рассмотреть, как изменялись основные подходы, как трансформировались задачи и какие при этом были получены результаты.
Методы исследования
Для обоснования результатов исследования использованы идеи отечественных учёных в области территориального хозяйственного освоения, теории развития инфраструктуры. Методологической основой исследования явились формализация, анализ, синтез и сравнение. Информационной базой исследования послужили данные в области морского транспорта в советский период.
Результаты исследования
В соответствии с районированием, предложенным Д.С. Вишневским, в северные территории Дальнего Востока входят Крайний Север, Дальний Север и Ближний Север. По ним проходят Якутия, Магаданская область, Камчатская область, Сахалинская область, северные районы Ха- баровского края и Чукотский автономный округ. В данном исследовании будут рассматриваться Магаданская и Камчатская области и Чукотский автономный округ [2].
В советское время морская транспортная система Дальнего Востока имела сложную структуру доставки грузов в северные территории. Она включала в себя северные и базовые порты:
– северные порты – Тикси, Певек, Берингов-ский, Эгвекинот и некоторые другие – выступали стратегическими в снабжении северных территорий. Их выгодное положение позволяло обеспечивать свободный выход на международные транспортные коридоры и осуществлять внешнеторговые связи. Порты Магаданской области и Камчатского края образовывали мощные грузопотребляющие зоны;
– базовые порты – Владивосток, Ванино, Находка – осуществляли накопление и отгрузку основных массовых грузов для обеспечения северного завоза.
В советский период формирование и развитие северных территорий региона полностью соответствовало плановому освоению Сибири и Дальнего Востока в едином народнохозяйственном комплексе страны. В нём были органически связаны две крупные народнохозяйственные задачи:
– освоение природных богатств Севера;
– создание Северного морского пути, способного выполнять оборонные функции государства и экономические условия для социального развития коренных малочисленных народов Севера.
Эти задачи основывались на рационализации межрайонных и внутрирайонных транспортных связей при помощи системы транспортно-экономических балансов [3]. Они позволяли получать планы перевозок в виде матрицы грузопотоков между грузообразующими и грузопотребляющими районами на определённый плановый период. Составлению планов перевозок предшествовала разработка территориальных балансов производства и потребления продукции. Вместе с тем планы перевозок существенно отличались от планов, утверждаемых другими отраслями народного хозяйства. Суть этих планов заключалась в том, что план перевозок являлся одновременно и государственным заданием транспорту по производству транспортной продукции, и исходным документом для организации всей его эксплуатационной работы. Таким образом, данные матрицы и схемы грузопотоков использовались не только для организации перевозочного процесса, но и для выявления нерациональных перевозок.
Наряду с балансовым методом планирования грузовых перевозок применялся также нормативный метод, в основе которого было выявление закономерностей за длительный период времени в отношении производства продукции и грузооборота транспорта, а также ожидаемые в перспективе изменения этих соотношений. Для планирования пассажирских перевозок определялись мощности пассажирских потоков по участкам и направлениям.
Сложившаяся система экономики и управления перевозками полностью соответствовала доминировавшему в хозяйственном комплексе целевому принципу. Большинство предприятий, обеспечивавших перевозки по северному завозу, в силу объективной убыточности этих перевозок компенсировали частично свои расходы за счёт государственных дотаций либо в прямой форме, либо путём получения определённых льгот и компенсаций. Заявки грузоотправителей подвергались экономическому анализу с целью обеспечения рациональных транспортных связей, правильного распределения грузопотоков между пароходствами, устранения нерациональных перевозок и удовлетворения плановой потребности при минимальных затратах [5].
В результате такого подхода сформировались значительные морские грузопотоки северных территорий. Так, например, перевозки лесных грузов небольшие по объёмам, но многочисленные по направлениям между базовыми (Владивосток, Находка, Ванино) и северными портами Камчатки, Охотского и Чукотского побережья. Грузопотоки нефтепродуктов поддерживались между базовыми портами (Владивосток и
Находка) и северными портами Охотского моря (п. Нагаево), Камчатки и Чукотки. Грузопотоки рыбных грузов формировались преимущественно по направлению от охотоморского побережья к базовым портам Владивосток, Находка, Ванино.
Дальневосточное морское пароходство поддерживало линии «Владивосток – Петропавловск-Камчатский» и «Находка – Нагаево», на которых перевозилось свыше 1 млн т генеральных грузов, в том числе половина – в контейнерах. Флот Камчатского пароходства ежегодно доставлял на Камчатку до 2 млн т грузов.
Завоз грузов в северные территории осуществляло Дальневосточное пароходство (табл.). Существенным недостатком транспортировки грузов выступал тот факт, что грузы с крупнотоннажных морских судов приходилось перегружать на малые речные суда, что приводило к большим простоям крупнотоннажных морских судов. Поэтому лихтерная система позволяла доставлять грузы в труднодоступные районы. Баржи-лихте-ровозы доставляли грузы в устья рек и с помощью буксиров до пункта конечного назначения [6].
За всеми базовыми портами были закреплены северные порты. Так, например, порт Владивосток служил базой снабжения для всех портов и портовых пунктов, осуществляя перевозки нефтяных грузов, угля, машин, оборудования, продовольственных товаров. Базовый порт Находка основные грузопотоки направлял в арктические районы и на Камчатку. Через базовый порт Ванино с железной дороги на морские суда проходили транзитные грузы с последующей доставкой на остров Сахалин, Курильские острова и в районы побережья Охотского моря. В свою очередь Магадан – порт Охотского моря – обслуживал с
Таблица
Перевалка грузов морских портов северных территорий Дальнего Востока в 1985 г.
Transshipment of cargo from seaports of the Far East northern territories in 1985
Table
Порт |
Регион |
Вид груза |
Тыс. т |
Тикси |
Республика Саха (Якутия) |
Лес, нефтепродукты, уголь, продовольствие |
547,0 |
Зеленый Мыс |
Республика Саха (Якутия) |
Уголь, нефтепродукты, продовольствие, стройматериалы |
185,2 |
Певек |
Чукотский автономный округ |
Уголь, нефтепродукты, продовольствие, оборудование |
556,0 |
Мыс Шмидта |
Чукотский автономный округ |
Драгметаллы, нефтепродукты, продовольствие, оборудование |
291,4 |
Источник: [5]
помощью автомобильного транспорта дальние районы Магаданской области и Республики Саха. Порт в основном (90% грузооборота) принимал нефтепродукты, уголь, оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, металл, продовольственные товары. Через порт Петропавловск-Камчатский основной грузопоток направлялся на Камчатку и обратно: уголь, нефтепродукты, строительные материалы, машины и т.д. Ввоз преобладал над вывозом. В вывозе преобладала рыбопродукция.
Перевозки пассажиров осуществлялись по регулярным маршрутам: Владивосток – Петропавловск-Камчатский, Владивосток – Анадырь – порт Провидения.
Практическая реализация разработанных основных подходов освоения северных территорий морским транспортом позволила выявить следующие тенденции:
-
– объёмы завоза грузов из базовых в северные порты имели тенденцию роста;
-
– причалы оснащались современной перегрузочной техникой для переработки грузовых крупнотоннажных контейнеров;
-
– производительность тоннажа и скорость доставки грузов увеличивались в связи с интенсивным строительством флота;
-
– интенсивность обработки флота в северных портах имела тенденцию к увеличению, что связано с активным наращиванием портовых мощностей.
Анализ работы портов показал, что большинство из них располагало мощностями для переработки грузов в крупнотоннажных контейнерах.
С переходом страны на новые экономические условия изменились не только целевые функции производства и транспорта, но и их критерии и показатели работы. Существовавший региональный подход исследования развития транспорта, основанный на плановости и минимизации расходов, оказался непригодным. Созданная система порайонных балансов, которая обеспечивала рациональные и регулярные перевозки по заданным объёмам производства и потребления продуктов, была разрушена. А принятый закон в 1992 г. «Об отмене централизованной системы снабжения» (Постановление Верховного Совета РФ «О мерах по обеспечению поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности» № 2661 от 16 апреля 1992 г.) породил масштабные проблемы обеспечения северных территорий на Дальнем Востоке.
Выводы
Созданная в советское время система доставки грузов в северные территории Дальнего Востока, основанная на системе транспортно-экономических балансов, была наиболее успешной. Она полностью обеспечивала потребности северных территорий в перевозке грузов и пассажиров. Действующая система позволяла оптимизировать транспортные маршруты и принимать решения относительно сбалансированной транспортной инфраструктуры.
Список литературы Освоение северных территорий Дальнего Востока морским транспортом
- Бакланов П.Я., Мошков А.В. Пространственная дифференциация структуры экономики регионов Арктической зоны России // Экономика региона. 2015. № 1. С. 53-63.
- Вишневский Д.С., Демьяненко А.Н. Дальний Восток России: макроэкономическое зонирование // Известия русского географического общества. 2011. Т. 143, № 4. С. 1-11.
- Громов Н.Н., Бурханов В.Ф., Чудновский А.Д. Транспортное обслуживание северных районов СССР. М.: ТРАНСПОРТ, 1982. 104 с.
- Дальневосточная и Тихоокеанская Арктика: на перекрестке двух океанов и континентов / отв. ред. Б.Х. Краснопольский. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2021. 248 с.
- Зеленцов В.В. Морской транспорт Дальнего Востока во второй половине XX века. Владивосток: Дальнаука, 2003. 329 с.
- Лаврентьев А.В. Транспортное обеспечение труднодоступных территорий российского Дальнего Востока (середина 1980-х гг. - начало XXI века) // Гуманитарные науки в Сибири. 2015. Т. 22, № 4. С. 93-97.
- Лазарев В.А. Северный морской путь как фактор притяжения товарных потоков из Северо-Восточной Азии // Регионалистика. 2019. Т. 6, № 6. С. 77-87.
- Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Пространственная экономика: эволюция подходов и методология // Пространственная экономика. 2010. № 2. C. 6-32.
- Минакир П.А., Краснопольский Б.Х., Леонов С.Н. Исследования по проблемам освоения дальневосточной Арктики: экономические аспекты // Регионалистика. 2016. Т. 3, № 4. С. 6-19.
- Пилясов А.Н., Гальцева Н.В., Атаманова Е.А. Экономика арктических "островов" (на примере Ненецкого и Чукотского автономных округов) // Экономика региона. 2017. Т. 13, вып. 1. С. 114-125.