От цитирования к "коллажированию": античное наследие в ранних христианских сочинениях
Автор: Братухин Александр Юрьевич
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Статья в выпуске: 2 (34), 2016 года.
Бесплатный доступ
Климент Александрийский и Тертуллиан часто вплетают в текст своих сочинений цитаты или парафразы творений античных поэтов и философов. А. Меа, рассматривая эту методику Климента, говорит об использовании им жанра центона и полагает, что александрийский богослов, соединяя классические и библейские фразы, стремится приучить эллинов к «этому варварскому языку». В данной статье высказывается предположение, что Климент и Тертуллиан каскадом классических аллюзий и реминисценций стремились сделать свои трактаты похожими на произведения современных им языческих авторов, для того чтобы опровергнуть распространенное мнение о необразованности и невежестве представителей новой религии и привлечь к христианству ищущих истину интеллектуалов. Более ранние церковные писатели не решались использовать подобные включения для украшения своих сочинений и обращались к классическим цитатам только как к уликам, обличающим язычество. Способ, которым пользуются Климент и Тертуллиан, нами предлагается называть «коллажирова-нием»; при этом мы подчеркиваем различие между коллажами в стихах авангардистских поэтов (например, в «Cantos» Паунда) и «коллажами» в протрептиках, диатрибах, инвективах ранних христианских богословов.
Раннехристианская литература, античная литература, климент александрийский, тертуллиан, цитирование, коллаж, центон
Короткий адрес: https://sciup.org/14729442
IDR: 14729442 | DOI: 10.17072/2037-6681-2016-2-17-26
Список литературы От цитирования к "коллажированию": античное наследие в ранних христианских сочинениях
- Бычков В.В. Aesthetica patrum. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. М.: Ладомир, 1995. 593 с
- Гарин И. И. Возвращение//Паунд Э., Элиот Т.С. Паломничество волхвов. Избранное/пер. с англ.; предисл. И.И. Гарина, ред. К. Чухрукидзе. М.: Ecce homo, 2005. 328 c
- Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1987. 336 с
- Честертон Г.К. Святой Фома Аквинский//Честертон Г.К. Вечный человек/пер. с англ. Н.Л. Трауберга и Л.Б. Сумма. М.: Политиздат, 1991. С. 265-356.
- Agahd R. M. Terenti Varronis Antiquitatum re-rum divinarum libri I, XIV, XV, XVI/Praemissae sunt quaestiones Varronianae auctore R. Agahd. Lipsiae, 1898. 381 p
- Ashwin-Siejkowski P. Clement of Alexandria on Trial. The evidence of 'heresy' from Photius' Bib-liotheca. Leiden; Boston: Brill, 2010. XVII. 185 p
- Barnes T.D. Tertullian: a historical and literary study. 2nd ed. Oxford, 1985. XI. 339 p
- Chadwick H. Clement of Alexandria//History and thought of the early Church. London, 1982. P. 168-181
- Clement d'Alexandrie. Le Pedagogue. Livre I/Introduction et notes de H.-I. Marrou, traduction de M. Harl. Paris, 1960. 298 p
- Heinze R. Virgils epische Technik. Leipzig: Teubner, 1903. VIII. 48 S
- Krause W. Die Stellung der fruhchristlichen Au-toren zur heidnischen Literatur. Wien: Herder, 1958. 320 S
- Liddell H. G., Scott R., Jones H. S. A Greek-English Lexicon compiled by H. G. Liddell and R. Scott. A new edition revised and augmented throughout by H. S. Jones. Oxford, 1996
- Mehat A. Etude sur les 'Stromates' de Clement d'Alexandrie. Paris: Editions du Seuil, 1966. 580 p
- Noeldechen E. Tertullian's Erdkunde//Zeit-schrift fuer kirchliche Wissenschaft und kirchliches Leben. 1886. 6
- Pohlenz M. Klemens von Alexandreia und sein hellenisches Christentum//Nachrichten von Aka-demie der Wissenschaften in Gottingen. Philolo-gisch-historische Klasse. 1943. № 3. S. 103-180
- Schmoller A. Handkonkordanz zum griechis-chen Neuen Testament. Stuttgart, Deutsch Bibelge-sellschaft, 1994. 534 S
- Sidwell K. Reading Medieval Latin. Cambridge, 1995. XVIII, 398 p
- Whittaker M. Tatian's educational background//Studia patristica. 1975. Vol. XIII. Part. 2. P. 57-59
- Wlosok A. Res humanae -res divinae. Kleine Schriften. Heidelberg: Winter, 1990. 550 S