От концепта «тянься» до «тяньсяизма» и теории о «системе Тянься»: представление об идеальном мире в политфилософских трактатах китайских мыслителей

Автор: Сун Ч.

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Политика

Статья в выпуске: 1, 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются некоторые концептуальные вопросы по осмыслению концепта «тянься» в контексте развития Китая как в его истории, так и в современности. В качестве примеров анализируются учения самых известных представителей «тяньсяизма» нового периода, начавшегося после Опиумной войны и продолжавшегося до Синьхайской революции, среди них - Кан Ювэй и Лян Цичао. Рассматривается также теория Чжао Тинъяна о «системе Тянься». Делается вывод, что китайские мыслители предпринимали попытки задуматься над строением идеального мира с помощью историко-философской концепции «великое единение», а разработанные ими теории сами по себе являлись откликами и ответами на беспрецедентные кризисы, с которыми сталкивался Китай в разные периоды своей истории. Отмечается, что в их учениях содержались, скорее, утопические точки зрения, основанные на традиционном для конфуцианства общественном строе, политическом институте и идеологии, нежели применимые практико-ориентированные рекомендации.

Еще

Концепт «тянься», внешняя политика китая, теория о «системе тянься», кан ювэй, лян цичао, чжао тинъян

Короткий адрес: https://sciup.org/149144707

IDR: 149144707   |   DOI: 10.24158/pep.2024.1.8

Список литературы От концепта «тянься» до «тяньсяизма» и теории о «системе Тянься»: представление об идеальном мире в политфилософских трактатах китайских мыслителей

  • Кант И. К вечному миру. М., 2019. 434 с.
  • Сун Чжихао. Новый этап современной внешней политики Китая сквозь призму концептов «путь» (дао) и «конфигурации силы» (ши) // Мировая экономика и международные отношения. 2023. Т. 67, № 2. С. 78–92. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2023-67-2-78-92.
  • Сун Чжихао. От дискуссий о смысле «мирного подъема» до ценностных ориентиров современной внешней политики: некоторые взгляды из Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 3. C. 56–71. https://doi.org/10.31857/S013128120020542-7.
  • Хантингтон С.Ф. Столкновение цивилизаций. М. ; СПб., 2003. 603 с.
  • 翦伯赞。戊戌变法。 上海,1957年。 450 p.= Цзянь Бозан. Реформа 1898 года. Шанхай, 1957. 450 с. (на кит. яз.).
  • 康有为。大同书。沈阳,1994年。 350p.= Кан Ювэй. Книга о Великом единении. Шеньян, 1994. 350 с. (на кит. яз.).
  • 康有为。康有为全集。北京,1898年。 卷。 3. 524 p.= Кан Ювэй. Полное собрание сочинений. Пекин, 1898. Т. 3. 524 с. (на кит. яз.).
  • 许纪霖。天下主义/夷夏之辩及其在近代的变异 = Сюй Цзилинь. «Тянься»: различия между цивилизацией и варварством и их вариации в наше время // Журнал Восточно-Китайского педагогического университета. 2012. № 6. Р. 66–75. (на кит. яз.).
  • 梁启超。饮冰室文集点校。昆明,2001年。 3919 p.= Лян Цичао. Труды Инбинши. Куньмин, 2001. 3919 с. (на кит. яз.).
  • 王金良。大同、国家与天下——梁启超的世界主义思想及其意义。= Ван Цзиньлян. Великая гармония, нация и «Тянься»: идея космополитизма Лян Цичао // Международное обозрение. 2018. № 1. С. 53–65. (на кит. яз.).
  • 许倬云。我者与他者:中国历史上的历史分际。北京。= Сюй Чжоюнь. «Я» и «другой»: исторические разделения в исто-рии Китая. Пекин, 2010. 158 с. (на кит. яз.).
  • 赵汀阳。天下体系:世界制度哲学导论。北京 = Чжао Тинъян. Система «Тянься»: введение в философию мирового института. Пекин, 2011. 271 с. (на кит. яз.).
  • 赵汀阳。天下究竟是什么?– 兼回应塞尔瓦托·巴博纳斯的“美式天下” = Чжао Тинъян. Что такое «Все-под-небом»? С ответами на вопросы Сальваторе Дж. Бабонеса об «американской “Тянься”» // Журнал Юго-Западного университета национальностей. 2018. № 1. С. 7–14. (на кит. яз.).
  • 赵汀阳。天下的当代性:世界秩序的实践与想象。北京 = Чжао Тинъян. Возможный мир системы «Все-под-небом»: ми-ровой порядок в прошлом и на будущее. Пекин, 2016. 283 с. (на кит. яз.).
  • 郑玄。《礼记》正义。= Чжэн Сюань. Правильное значение «Книги обрядов». Пекин, 1999. 1678 с. (на кит. яз.).
  • 顾长声。传教士与现代中国。上海,1981年。 461页。= Гу Чаншэн. Миссионеры и современный Китай. Шанхай, 1981. 461 с. (на кит. яз.).
  • Levenson J.R. Confucian China and Its Modern Fate: in 3 volumes. L., 1958. Vol. 1: The Problem of Intellectual Continuity. 248 p.
  • Toynbee A.J. A Study of History: in 12 volumes. L., 1954. Vol. 7. 781 p.
  • Сун Чжихао. Новый этап современной внешней политики Китая сквозь призму концептов «путь» (дао) и «конфигурации силы» (ши) // Мировая экономика и международные отношения. 2023. Т. 67, № 2. С. 78–92. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2023-67-2-78-92.
  • Сун Чжихао. От дискуссий о смысле «мирного подъема» до ценностных ориентиров современной внешней политики: не-которые взгляды из Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 3. C. 56–71. https://doi.org/10.31857/S013128120020542-7.
  • Хантингтон С.Ф. Столкновение цивилизаций. М. ; СПб., 2003. 603 с.
  • 翦伯赞。戊戌变法。 上海,1957年。 450 p.= Цзянь Бозан. Реформа 1898 года. Шанхай, 1957. 450 с. (на кит. яз.).
  • 康有为。大同书。沈阳,1994年。 350p.= Кан Ювэй. Книга о Великом единении. Шеньян, 1994. 350 с. (на кит. яз.).
  • 康有为。康有为全集。北京,1898年。 卷。 3. 524 p.= Кан Ювэй. Полное собрание сочинений. Пекин, 1898. Т. 3. 524 с. (на кит. яз.).
  • 许纪霖。天下主义/夷夏之辩及其在近代的变异 = Сюй Цзилинь. «Тянься»: различия между цивилизацией и варварством и их вариации в наше время // Журнал Восточно-Китайского педагогического университета. 2012. № 6. Р. 66–75. (на кит. яз.).
  • 梁启超。饮冰室文集点校。昆明,2001年。 3919 p.= Лян Цичао. Труды Инбинши. Куньмин, 2001. 3919 с. (на кит. яз.).
  • 王金良。大同、国家与天下——梁启超的世界主义思想及其意义。= Ван Цзиньлян. Великая гармония, нация и «Тянься»: идея космополитизма Лян Цичао // Международное обозрение. 2018. № 1. С. 53–65. (на кит. яз.).
  • 许倬云。我者与他者:中国历史上的历史分际。北京。= Сюй Чжоюнь. «Я» и «другой»: исторические разделения в исто-рии Китая. Пекин, 2010. 158 с. (на кит. яз.).
  • 赵汀阳。天下体系:世界制度哲学导论。北京 = Чжао Тинъян. Система «Тянься»: введение в философию мирового института. Пекин, 2011. 271 с. (на кит. яз.).
  • 赵汀阳。天下究竟是什么?– 兼回应塞尔瓦托·巴博纳斯的“美式天下” = Чжао Тинъян. Что такое «Все-под-небом»? С ответами на вопросы Сальваторе Дж. Бабонеса об «американской “Тянься”» // Журнал Юго-Западного университета национальностей. 2018. № 1. С. 7–14. (на кит. яз.).
  • 赵汀阳。天下的当代性:世界秩序的实践与想象。北京 = Чжао Тинъян. Возможный мир системы «Все-под-небом»: ми-ровой порядок в прошлом и на будущее. Пекин, 2016. 283 с. (на кит. яз.).
  • 郑玄。《礼记》正义。= Чжэн Сюань. Правильное значение «Книги обрядов». Пекин, 1999. 1678 с. (на кит. яз.).
  • 顾长声。传教士与现代中国。上海,1981年。 461页。= Гу Чаншэн. Миссионеры и современный Китай. Шанхай, 1981. 461 с. (на кит. яз.).
  • Levenson J.R. Confucian China and Its Modern Fate: in 3 volumes. L., 1958. Vol. 1: The Problem of Intellectual Continuity. 248 p.
  • Toynbee A.J. A Study of History: in 12 volumes. L., 1954. Vol. 7. 781 p.
Еще
Статья научная