От редакции
Автор: Паликова Т.В.
Статья в выпуске: 1, 2025 года.
Бесплатный доступ
ID: 148331407 Короткий адрес: https://sciup.org/148331407
Текст ред. заметки От редакции
Вы держите в руках сорок шестой номер «Вестника Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии». Мы благодарим наших постоянных авторов за приверженность журналу на протяжении столь длительного срока, за доверие к опубликованию новых научных разработок тем и направлений, за возможность публикации новых выводов или уточненных данных. Мы благодарны нашим читателям и подписчикам, которые поддерживают журнал, читают и высказывают свое компетентное мнение о научных статьях, увидевших свет в нашем журнале, что свидетельствует о заинтересованности научной общественности не только Бурятии, но и всего региона в гуманитарных исследованиях. Мы и впредь готовы прислушиваться к вашим отзывам о предложенных для обсуждения нашими авторами тем, что, безусловно, улучшает наш журнал.
2025 год богат на юбилеи. Редакция не может обойти вниманием тему Великой Отечественной войны, юбилею победы в которой будет посвящен второй номер журнала. Сибирь и Дальний Восток в целом и Бурятия в частности внесли свой бесценный вклад в дело Победы и в тылу, и на фронте.
В годы войны (1941–1945 гг.) из Бурят-Монгольской АССР в действующую армию было призвано более 120 000 человек, почти 40 000 из них погибли. 44 воинам присвоено звание «Герой Советского Союза», 14 из них посмертно, 13 стали полными кавалерами ордена Славы1, более 35 000 награждено орденами и медалями СССР.
Все предприятия Бурятии работали на фронт, достаточно вспомнить, что в броне каждого третьего советского танка был вольфрам Джидинского комбината, цеха паровозовагоноремонтного завода выполняли военные заказы, ремонт и достройку паровозов, конструкторы подготовили к серийному производству грузовые паровозы средней мощности серии СО «Серго Орджоникидзе» (1943), улан-удэнский мясокомбинат по правительственному заданию снабжал продуктами питания воинов Красной армии и Военно-Морского флота, работники авиационного завода собирали крылья самолетов. В столице республики была развернута эвакогоспитальная сеть, медицинские работники которой оказывали всемерную помощь больным и раненым советским воинам. В Бурятии работало 14 эвакогоспиталей Наркомздрава (1 — в г. Бабушкин, остальные — в г. Улан– Удэ), принявших за годы войны 30 968 пациентов с ранениями и заболеваниями разной степени тяжести.
На средства, собранные жителями БМАССР, была построена танковая колонна «Молодой колхозник», в фонд обороны СССР населением республики к декабрю 1944 г. перечислено 67 073 473 р., из них почти 23,5 млн р. — на строи- тельство танков, чуть больше 25,6 млн р. — строительство самолетов1. В помощь детям фронтовиков было собрано 930 тыс. р., 236 160 кг разных продуктов, а также обуви и одежды; комсомольцы и молодежь республики засеяли 200 га семенами из личных запасов2. Подвиг жителей Советской Бурятии на фронте и в тылу увековечен в памяти потомков многочисленными скульптурными комплексами, именами героев названы улицы в каждом городе, в каждом районном центре и селе республики. В 1984 г. столичный Улан-Удэ был награжден одной из высших наград Советского Союза — орденом Трудового Красного Знамени за вклад жителей республики в общую Победу советского народа в годы войны 1941–1945 гг. 21 июля 2016 г. постановлением Президиума Межгосударственного союза городов-героев в честь 71 годовщины Победы в Великой Отечественной войне Улан-Удэ присвоено почетное звание «Город воинской и трудовой славы» за массовый трудовой героизм и мужество, которые жители города проявили при организации оборонных производств, строительстве оборонительных сооружений, организации госпиталей и так называемых «арсеналов победы», а также при формировании материально-технической базы войск.
11 сентября 2023 г. указом Президента Российской Федерации за № 668 Улан-Удэ присвоено почетное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести» за значительный вклад жителей в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., обеспечивших бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленный при этом массовый трудовой героизм.
В 2025 г. исполняется 150 лет со дня основания в городах Западного и Восточного Забайкалья городского общественного управления. Эти территории до 1917 г. находились в составе Забайкальской области, сформированной в 1851 г. с центром в Чите под управлением военного губернатора, и подчинялись Иркутскому генерал-губернаторству, за исключением 22 лет (1896–1906 гг.) переподчинения Приамурскому генерал-губернатору. Забайкальское военное губернаторство включало в себя 8 округов/уездов, один из центров которых выполнял важную экономическую функцию, но не обладал статусом города (Нерчинский Завод). До начала ХХ в. в Забайкалье насчитывалось 7 городов (восточная часть — Акша, Чита, Нерчинск, западная часть — Баргузин, Верхнеудинск, Троицко-савск, Селенгинск), а с 1902 г. — 8 (в Западном Забайкалье образован безуезд-ный Мысовск, ныне Бабушкин).
В ходе либеральных преобразований Александром II 16 июня 1870 г. был подписан городской закон «Городовое положение», распространенный в ходе его трехэтапной реализации на 509 российских городов. В 1870 г. городское общественное управление было введено в 15 городах, в том числе и Иркутске, в остальных — в соответствии с министерским разъяснением «по мере готовности» города, что предполагало прежде всего ходатайство на основе решения полноправного собрания городских обывателей. Судя по документам, отражающим этот процесс в Верхнеудинске, идея городского самоуправления не была в полной мере осознана горожанами, поэтому его организация в Забайкалье растяну- лась на несколько лет после подписания закона. Следует уточнить, что Городо-вое положение в 1875 г. первоначально было введено в 5 городах, а в Баргузине и Акше из-за «недостатка населения» (799 и 520 соответственно) только в 1879 г. Формирование органов управления городами на втором этапе приходится на вторую половину 1875 г.: 4 мая (по другим сведениям, 17 октября) в Чите, 28 мая в Нерчинске, 3, 9 и 27 ноября в Троицкосавске, Верхнеудинске и Селенгинске. Общественное управление коснулось лишь 15 579 (1875) жителей Забайкалья, проживавших в городах, а поскольку законодатель в основу избирательного права положил имущественный ценз, то правом голоса обладали 1 998 человек, владельцев недвижимого имущества, уплачивавших налоги в городскую казну, т.е. всего 12,8% всех горожан. При этом своим правом воспользовалось ничтожно малое число избирателей в Верхнеудинске (1/6), Селенгинске (1/5), Чите (¼), Троицкосавске (1/3), и только в Нерчинске — почти половина пришедших на выборы. Явка избирателей и в последующем была невысокой, что не в последнюю очередь объяснялось самой процедурой голосования, иногда затягивавшейся на весь световой день. Голосование по куриям проводилось раздельно в три дня, и каждый избиратель должен был проголосовать за каждого кандидата в гласные. Каждая из трех курий должна была из своего состава избрать треть будущих гласных. Особенно сложно в этом случае приходилось участникам третьего избирательного собрания — небогатых, но самых многочисленных, составлявших половину, или больше, всех, обладавших правом голоса. Установленная норма однозначно указывала, кого законодатель предпочел видеть в органах управления городом, что показало несправедливость закона, ведь крупных собственников недвижимости и владельцев торгово-промышленных предприятий в городах было не так много, правда, их налоговое бремя было соразмерно внесенным налогам всего списка третьего избирательного собрания. Избранные гласные (30-36 чел.) становились членами Городской думы и на первом заседании избирали трех членов Городской управы и городского голову, который возглавлял оба органа. Как правило, избирались и т.н. «заступающие должность городского головы» («дослужение») для непредвиденных случаев — отказ от исполнения должности, «увольнение от должности» в результате правонарушений, смерти.
Функциональная сфера органов общественного управления ограничивалась лишь хозяйственными, но чрезвычайно важными проблемами городов: благоустройство, санитария, развитие промышленности и торговли, транспортных коммуникаций, благотворительность, культурная сфера и т.д. На решение всех этих многочисленных вопросов требовалось немалое финансирование. Городской бюджет забайкальских городов был достаточно скуден, даже в таких крупных по меркам региона городах, как Верхнеудинск, он был дефицитным, что объяснялось значительной экономической слабостью и отсутствием собственно городского (принадлежащего городу) производства. Правда, по мере приближения к ХХ в. производственная база городов росла, но множились и проблемы, связанные с ростом населения и увеличением селитебной территории. Одним из источников пополнения доходных статей были взносы налогоплательщиков на недвижимое имущество и торгово-промышленные предприятия, что в некотором роде служило элементом независимости города от власти. В то же время законодатель существенным образом ограничивал самостоятельность общественного управления — утверждение обязательных постановлений дум и их решений губернатором.
В 1901 г. в Верхнеудинске городская дума по примеру российских городов ходатайствовала о признании 21-23 июня Днем города в честь 10-летнего юбилея посещения Верхнеудинска цесаревичем Николаем Александровичем (из всех городов Забайкалья он побывал в Чите и Верхнеудинске).
Закон 1870 г. действовал на территории империи вплоть до принятия в 1892 г. нового Городового положения Александра III, ужесточившего закон и поставившего наличие полноценного самоуправления в зависимость от материального благополучия города, в связи с чем в большинстве городов управление осуществлялось т.н. уполномоченными. Только в Чите, Верхнеудинске и Троицко-савске, а с 1912 г. и в Нерчинске работали думы и управы.
История городского общественного управления завершается в 1920-х гг. в связи с появлением новых органов управления, сначала народно-революционных комитетов, затем горуправления и, наконец, советов, не раз менявших свое название на протяжении 70 лет. Опыт городского управления в различных сферах должен быть востребован, это значительная часть нашей истории, свидетельство возможности создания гражданского общества, ответственности поколений за процветание своего города.
В 2025 г. отмечает свое 30-летие новое городское управление. 28 августа 1995 г. Президентом Российской Федерации был подписан ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В течение последующего времени федеральный законодатель не единожды формулировал нормы и принципы формирования полноценной системы местного самоуправления, в том числе и в Федеральном законе № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации». Сегодня в Улан-Удэ работает 7-й созыв народных депутатов (2024) на основе федерального и республиканского законодательства и в соответствии с уставом городского округа «Город Улан-Удэ» (2007). За годы работы народных избранников у города появились свой гимн и радио- и телепозывные (1999), перспективный (2008) и программно-целевой бюджеты (2014), Контрольно-счетная палата (2007–2008), печатное издание «Муниципальный вестник» (2013). По республиканскому закону город Улан-Удэ получил статус столицы (2003), дважды перенесена дата проведения Дня города — первая декада сентября (2007), первая декада июня (2019).
Структура современного городского управления включает Городской совет депутатов, мэра города, администрацию города, Контрольно-счетную палату. До 2007 г. должность мэра города была избираемой, затем с 2019 г. решением Народного хурала избираемой всенародным голосованием (2015), тогда же он возглавил горсовет и администрацию, а с 2024 г. процедура избрания мэра изменилась — на конкурсной основе смешанной комиссией из членов, назначенных горсоветом и главой республики, тайным голосованием большинством голосов.
В 2005 г. депутаты 3-го созыва признали необходимость привлечения молодежи к решению своих проблем, для чего была создана Молодежная палата и принято «Положение о Молодежной палате при Городском совете депутатов». Первый созыв начал свою работу в 2006 г. Молодежная палата является совеща- тельным и консультативным органом при Улан-Удэнском городском совете депутатов, осуществляющим свою деятельность на общественных началах. Состоит из 30 улан-удэнцев в возрасте от 18 до 35 лет, постоянно проживающих в городе. Постояннодействующим органом Палаты является ее Совет, состоящий из председателя, его заместителей, председателей комиссии и куратора. С 2020 г. срок действия Палаты соответствует сроку работы Городского совета, т.е. пятилетию. В 2024 г. избран 5-й созыв этого органа на конкурсной основе с представлением программного проекта, освещающего одну из проблем, стоящих перед молодежью города. 31 января новый состав Молодежной палаты начал свою работу.
Все указанные юбилейные события, безусловно, найдут отражение на страницах нашего журнала. Это наша история, общий нарратив, наша историческая (личная и коллективная) память, к которой, как правило, обращается широкий круг научных дисциплин, включая историков, культурологов, филологов, политологов, юристов, педагогов.