От редакции

Бесплатный доступ

ID: 170173829 Короткий адрес: https://sciup.org/170173829

Текст ред. заметки От редакции

В конце 2014 г. был принят значимый для формирования современной модели управления сферой культуры документ — Основы государственной культурной политики, в котором общая неудовлетворённость положением дел нашла разрешение в обновлении стратегии дальнейшей деятельности. Встала задача её воплощения в практике сферы культуры, определения адекватных средств и методов, выявления технологий и необходимых ресурсов. На повестку дня был поставлен вопрос, связанный с интенсивным поиском нового и обобщением эффективного опыта.

Обсуждению стратегии реализации Основ была посвящена конференция «Трансляция государственной культурной политики: выбор средств», которую провела Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма при поддержке Министерства культуры Российской Федерации 15 апреля 2015 г.

В этом номере журнала «Культурное наследие России» публикуется ряд материалов конференции, основная часть которых войдёт в отдельный сборник по итогам конференции.

Центральная идея конференции — необходимость выработки эффективной модели обновления парадигмы управления в сфере культуры.

Предложенное в Основах государственной культурной политики осмысление культуры как фактора национальной безопасности, залога социально-экономического процветания страны и качества жизни населения предполагает сфокусированный взгляд на культуру как на регулирующий, стабилизирующий, и, одновременно, модернизационный механизм общества. Сфера культуры перемещается в зону приоритетных интересов государства и, соответственно, пред- полагает смену парадигмы управленческой деятельности в сфере культуры.

Управленческая деятельность в сфере культуры, которая традиционно строилась исходя из представления о культуре как объекте управления, в современном мире не может быть успешной без учёта того, что сама культура содержит в себе управляющее начало, является субъектом развития социума.

Опыт реформ и модернизаций ХХ в. — не только российский, но и мировой — показал, что культурологический контекст пронизывает любое политическое, экономическое и социальное поведение современных обществ.

Осознание власти культуры над поведением человека изменило понимание механизмов управления. Пришло представление о культуре как факторе общественного развития. Важной стала не столько безоглядная трансляция нового, сколько изучение и использование традиционного, введение нового в сопряжении с присущими данной культуре уникальными характеристиками.

Культура стала рассматриваться как стратегический ресурс, необходимый элемент долгосрочных программ. Предпринимаются попытки формировать нужные культурные модусы, использовать культуру как инструмент и средство, учитывать стереотипы поведения, мировоззренческие штампы, ценностные ориентации в ходе формирования модели социальноэкономического развития страны.

Культурная среда обладает формирующей властью, создавая особую ментальную систему, которая усваивается на уровне неосознанных механизмов поведения. Сама культура на уровне ментальных, неосознанных форм жизни, запечатлённая в традиции, отражённая в языке, образе жизни, становится доминантой социального поведения человека. Именно в этом смысле культура выступает как мощная сила, формирующая человека.

Сегодня становится всё более очевидно, что без учёта культурного фактора преобразования в любой сфере обречены на неудачу; результаты преобразований могут стать непредсказуемыми, поскольку в современной потребительской цивилизации перекодированы смыслы культуры: в культуре ищут преимущественно возможности для демонстрации интересов человека во всём их многообразии.

Современная цивилизация благодушно почила на культурном слое, достигнутом усилиями предков, создававших традицию жёстким отбором социокультурных форм, методом табуирования, проводимом ради сохранения и воспроизводства жизнеспособного человеческого общества. Ныне традиция с её выверенными веками устоями общежития вытесняется с помощью новых технологий «современными» тенденциями, изменяя представления о ценностях и нормах жизни.

Заданная Основами государственная культурная политика предлагает конструировать деятельность культурной сферы по законам самой культуры, смысл которой всегда был в целенаправленной деятельности, возвышающей человека над его страстями и животными инстинктами.

Чтобы реализовать предлагаемую Основами функцию целенаправленной трансляции общенациональных и общегосударственных базовых ценностей культуры, необходимо осмыслить и, следовательно, освободиться от сформировавшегося потребительского стереотипа в понимании культуры, перешагнуть через утверждение, что сфера культуры — исключительно сфера услуг, сфера удовлетворения досугово-развлекательных потребностей, производящая во множестве культурные суррогаты.

Понимание культуры как категории управления выводится уже из самого термина «культура», где смысл «возделывание, воспитание, образование» означает жёсткий отбор во имя сохранения того, что признано ценностью — культом, что следовало культивировать ради жизни человеческого общества. Культурная деятельность означает не просто направленный во времени процесс, а процесс ценностно-осознанного выбора, сделанного обществом.

Целенаправленная деятельность в сфере культуры по утверждению, распространению и закреплению ценностей — это создание среды, которая будет сохранять и воспроизводить Россию как уникальное и адекватное современной цивилизации государство. Такая задача выдвигает проблему управления в сфере культуры на первый план. В связи с этим возникает потребность сбалансировать деятельность с точки зрения её объектов и поставить в ряд приоритетов, наряду с художественно-творческой, выдвинуть народно-повседневную культуру, приватно-досуговую сферу жизни человека, проецируемую ментальными структурами.

В современном обществе успех управления, как правило, ставится в зависимость от степени рациональности принимаемых решений. Речь идёт об иных, несопоставимых с прежними масштабах их научной обоснованности и воздействии не на отдельные слои или группы, а о создании целостной среды, заданной определёнными кодами. Современные технологии позволяют, если не программировать, то, во всяком случае, моделировать, а значит, в определённом смысле, контролировать культурные процессы. Однако культура как ментальная стихия вступает в противоречие с процессом осознанного управления культурой как сферой деятельности. Управление нацеливается на прогрессивные преобразования, на улучшение, совершенствование жизни, зачастую оцениваемые, прежде всего, с позиции социально-экономической эффективности, стандартизации параметров общественной жизни. Но культура, как жизненная среда, наполненная субъективными ценностями, шаблонами, стереотипами, устоявшимися нормами жизни и мозаичным культурологическим контекстом, сопротивляется такому прогрессу. В разрешении этого противоречия заключается эффективность управленческой деятельности.

Управленческая деятельность на уровне стратегии не может игнорировать обстоятельство инертности культуры.

Но, какими бы ни были современными и «могущественными» технологии, главная ответственность за результаты управленческих решений лежит на человеке, специалисте в сфере управления. Задача развития страны с учётом культурных факторов, поставленная в Основах, сопрягается, прежде всего, с проблемой кадров, с совершенствованием профессионализма того слоя людей, которые разрабатывают политику и осуществляют программы.

Уровень профессионализма, заданный Основами, требует сегодня подхода, обеспечивающего достижение социально-экономического эффекта культурных проектов и программ, не связанного с противостоянием управления и культуры, требует учиться управлять культурными процессами, преодолевая культурный плен сложившихся шаблонов и навязчивых стереотипов.

Цель новой управленческой парадигмы — исключить управление как самодовлеющую манипуляцию сознанием, как деятельность, сопряжённую с рядовым прагматизмом или утилитаризмом, продиктованным групповыми интересами, приоритетом дохода и прибыли.

Отбор средств управления в сфере культуры связан с реализацией государственной культурной политики по формированию культурной среды, поддерживающей интересы России, создающей предпосылки, идеи, смыслы единения нации.

От управленцев требуется умение видеть культурные проблемы современности в контексте культурной специфики России как многонационального государства с поликультур-ным развитием, проведение поиска решений и средств, эффективных именно в местных условиях, отвечающих конкретной нестандартной ситуации региона, области и организации.

Публикуемые в номере материалы являются вкладом в поиск решений управленческих и других задач, поставленных Основами государственной культурной политики.

Ред. заметка