От редактора рубрики
Автор: Федоров Р.Ю.
Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv
Статья в выпуске: 4 (66), 2023 года.
Бесплатный доступ
ID: 170200765 Короткий адрес: https://sciup.org/170200765
Текст ред. заметки От редактора рубрики
Небывалые по своим масштабам миграционные процессы и темпы модернизации жизненного уклада в конце XIX и на протяжении ХХ вв. способствовали глубоким трансформациям идентичности и этнокультурной памяти народов Азиатской России. Окончательное закрепление за российским государством его «восточного фронтира», произошедшее во второй половине XIX в., привело к новым формам межэтнических взаимодействий, которые оказали существенное влияние на культуру и этническое самосознание народов Сибири и Дальнего Востока. Благодаря крестьянским переселениям на обширных территориях, простиравшихся за Уралом, оказалось представлено большинство этнических и этнолокальных групп восточных славян и ряда других народов, мигрировавших из европейской части Российской Империи. Помимо адаптации к новым природно-климатическим условиям, на протяжении большей части ХХ в. эти народы претерпевали трансформации своих этнических традиций в условиях воплощения в жизнь социально-экономической и культурной политики советского государства.
В предлагаемой вашему вниманию тематической рубрике на примере отдельных регионов Сибири и Дальнего Востока рассмотрены процессы трансформаций идентичности и этнокультурной памяти проживавших на их территории переселенцев, старожилов и коренных народов, ставшие результатом миграций и модернизации жизненного уклада.
Если под исторической памятью чаще всего принято подразумевать своеобразную вертикальную проекцию массовых репрезентаций определенных «центральных» исторических событий, то к этнокультурной памяти можно отнести горизонтальную проекцию памяти народа, включающую репрезентации представлений об общности происхождения, локальной истории, коллективного жизненного опыта и традиций определенной этнической общности.
Как отмечает Е.Ф. Фурсова, историческая память и этнокультурная память – не одно и то же: историческую память можно конструировать, а этнокультурная память – это то, что лежит в сознании народа, в представлениях, верованиях, базовых ценностях. Следовательно, этнокультурная память от места к месту имеет свои вариативные особенности и неповторимые доминанты, осмысление которых возможно лишь через изучение этнокультурных процессов, происходящих внутри определенных локальных сообществ. При этом понятия исторической и этнокультурной памяти не исключают, а скорее дополняют друг друга, одновременно выступая связанными, и, в некоторых случаях – сливающимися друг с другом проекциями коллективной памяти. Исходя из этого, в современных историко-этнографических исследованиях высокую актуальность приобретает изучение взаимодействий общенациональной исторической памяти и локальной этнокультурной памяти.
Этнокультурную память можно рассматривать в качестве символической и коммуникативной основы, определяющей особенности идентичности этнических общностей. В Сибири и на Дальнем Востоке России на трансформации прежних и возникновение новых форм этнокультурной идентичности их населения наибольшее влияние оказали такие факторы, как память об общности происхождения, религиозной и гражданской принадлежности, а также этнодифференцирующих особенностях традиционной культуры.
В статьях, представленных в настоящей рубрике, нашли отражение такие исследовательские проблемы, как природа трансформаций этнического самосознании в результате миграций и межэтнических взаимодействий, роль этнокультурной памяти в сохранении аутентичных и конструировании новых элементов духовной культуры в процессе модернизации жизненного уклада в советский период, а также значение
ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ практического опыта переселенцев из разных регионов в выработке оптимальных для новых природно-климатических условий практик жизнеобеспечения. В процессе формирования рубрики предпочтение было отдано работам, в которых вводятся в научный оборот новые полевые материалы.
Р.Ю. Федоров, доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора этнологии и социальной антропологии Института проблем освоения Севера Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН