От созерцания единого - до онтологии политики: геометрия, экзистенциалы и учение о единомыслии в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 67-72)

Автор: Макаров Д.И.

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 1 (108), 2024 года.

Бесплатный доступ

В гл. 67-72 «Памятных записок» Феодор Метохит развивает достаточно традиционную для неоплатонизма концепцию восхождения к созерцанию Единого Первоначала всего сущего как цели созерцательной жизни философов и ученых (из числа которых особо выделяются геометры, механики и архитекторы). Именование Первоначала Единовидным восходит к «Комментарию на „Тимей“ Платона» Прокла, перекликаясь также с «Эннеадами» Плотина (VI.9.5). Именно философы и ученые, ведущие высший - созерцательный - образ жизни (по Аристотелю), являют собой образец для политиков, цель которых - сподобившись самим достичь созерцания Единого, через призывы к добродетели и единомыслию вести туда же подчиненных. Политики же ведут средний, «умеренно-страстный» образ жизни (что незадолго до Метохита подчеркнул Георгий Пахимер). Однако немалые препятствия на пути к достижению этой цели создает разногласие между людьми, различие их воль и мнений и отсутствие умения договариваться друг с другом. Обличая пороки разногласия, Метохит косвенно упоминает и тиранию. Это разногласие происходит от того, что душа каждого индивида окрашена в присущие только ему мнения, которые он не хочет сообразовывать с мнениями других. Понятие окрашенности души обладает смешанной аристотелевско-неоплатонической природой, восходя к составленному самим Метохитом «Парафразу „Никомаховой этики“ Аристотеля». Как в обращении к традициям аристотелизма, так и в акцентировании внимания на теме единомыслия одним из ярких предтеч Метохита явился великий историк и интеллектуал Георгий Пахимер (ок. 1242-1310). Другим христианским предтечей Феодора мог быть диакон Агапит (VI в.). Однако в целом онтология политики Метохита (а он подчеркивает, что политика - часть бытия как фундаментального и всеобъемлющего целого) носит достаточно подчеркнутый античный характер.

Еще

Феодор метохит, плотин, прокл, георгий пахимер, единое, созерцание единого, силлогистика, геометрия, этика, онтология политического, единомыслие

Короткий адрес: https://sciup.org/140305468

IDR: 140305468   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2024_1_118

Список литературы От созерцания единого - до онтологии политики: геометрия, экзистенциалы и учение о единомыслии в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 67-72)

  • Азаренко (2007) — Азаренко С. А. Сообщество тела. М., 2007.
  • Артеменко (2011) — Артеменко Н. А. Понятие изначальной временности у М. Хайдеггера: апории (на материале «Бытия и времени»). Часть 1 // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. СПб., 2011. № 1. Т. 2. Философия. С. 18–25.
  • Беневич (2014) — Беневич Г. И. Апперцепция полемики Прокла Диадоха с Плотином о материи и зле в Corpus Areopagiticum // Einai. 2014. T. 3 (1/2). C. 309–335.
  • Бородай (2008) — Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М., 2008.
  • Гиренок (2022) — Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. М., 2022.
  • Дугин (2016) — Дугин А. Г. Мартин Хайдеггер. Метаполитика. Эсхатология бытия. М., 2016.
  • Дюгем (2007) — Дюгем П. Физическая теория. Ее цель и строение [ок. 1907] / Пер. с фр.; пред. Э. Маха. М., 2007.
  • Каприев (2022) — Каприев Г. Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г. В. Вдовиной. СПб., 2022.
  • Макаров (2002) — Макаров Д. И. Истолкование образа Св. Иоанна Предтечи в Сороковой гомилии [св. Григория Паламы] // Études balkaniques. Sofia, 2002. Vol. XXXVIII/2. P. 44–63.
  • Макаров (2020) — Макаров Д. И. «Сегодня, когда времена уже поздние…»: Феодор Метохит о сильных и слабых сторонах процесса речевой коммуникации // АДСВ. 2020. Т. 48. С. 136–155.
  • Макаров (2021) — Макаров Д. И. Об использовании новейших модальных логик для построения абстрактных моделей коммуникации и о применении последних к философии Феодора Метохита (XIV в.) // Христианское чтение. 2021. № 4. С. 258–273.
  • Макаров (2022) — Макаров Д. И. Между theatrum mundi и receptaculum Dei: черты иеротопичности и экфрасиса в описании монастырей у Феодора Метохита // Христианское чтение. 2022. № 4. С. 244–263.
  • Макаров (2023а) — Макаров Д. И. От покаяния Дон Кихота к трагедиям постмодерна. Критика экзистенциала надежды у Феодора Метохита (ок. 1270–1332) и ее приложимость к анализу современной итальянской прозы (на примере рассказов Паоло Вольпони) // III Российский эстетический конгрес: эстетика во времена глобальных перемен (18–20 мая 2023, Владимир): тезисы докладов участников: в 2 т. / Сост. и науч. ред. А. Е. Радеев, Л. Н. Ульянова. Владимир: Аркаим, 2023. С. 20–22.
  • Макаров (2023б) — Макаров Д. И. От созерцания Единого — до онтологии политики: геометрия, экзистенциалы и учение о единомыслии в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 67–72). Часть первая // АДСВ. 2023. Т. 51. C. 374–392.
  • Максим Исповедник (2019) — Максим Исповедник, прп. Трудности к Фоме (Ambigua ad Thomam), Трудности к Иоанну (Ambigua ad Iohannem) / Пер. с др.-греч. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича. М., 2019.
  • Платон (2022) — Платон. Диалоги «Лисид» и «Лахет» / Иссл., пер. и комм. Р. Б. Галанин и Р. В. Светлов. СПб., 2022.
  • Плотин (2005) — Плотин. Эннеады. Шестая Эннеада. Трактаты VI–IX / Пер. с др.-греч. и послесл. Т. Г. Сидаша. СПб., 2005.
  • Погоняйло (2017) — Погоняйло А. Г. Мышление и созерцание. Материалы к лекциям по истории философии. СПб., 2017.
  • Успенский (1994) — Успенский Б. А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI–XIX вв.). М., 1994
  • Флоренский (1990) — Флоренский П. А., свящ. Столп и утверждение Истины // Флоренский П. А. Сочинения: в 2 т. Т. I (1). М., 1990.
  • Хайдеггер (2016) — Хайдеггер М. Размышления II–VI (Черные тетради 1931–1938) / Пер. с нем. А. Б. Григорьева под науч. ред. М. Маяцкого. М., 2016.22. Шуман (2001) — Шуман А. Н. Философская логика: Истоки и эволюция. Минск, 2001.
  • Юнгер (2022а) — Юнгер Э. На мраморных утесах [1939] / Пер. с нем. А. Анваера, Н. Сидемон-Эристави. М., 2022.
  • Юнгер (2022б) — Юнгер Э. Стеклянные пчелы [1957] / Пер. с нем. А. Кукес. М., 2022.
  • Agapeti diaconi… Capita admonitoria… Caput XXXIII–XXXIV // PG. 86/1. Parisiis: Apud J.-P. Migne editorem, 1865. Col. 1163A‑1186B.
  • Beck (1952) — Beck H.-G. Theodoros Metochites: Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhundert. München, 1952.
  • Bydén (2022) — Bydén B. Index of names // Theodoros Metochites. Paraphrase of Aristotle, De anima. Critical Edition with Introduction and Translation / Ed. by B. Bydén. Berlin; Boston, 2022.
  • Cain (2021) — Cain A. Jerome’s Commentaries on the Pauline Epistles and the Architecture of Exegetical Authority. New York, 2021.
  • Cresci (1997) — Cresci L. R. Note critiche sul saggio 67 degli Hypomnematismoi di Teodoro Metochita // Orpheus. Rivista di umanità classica e Cristiana. 1997. Vol. XVIII (2). P. 420–434.
  • Downey (1948) — Downey G. Byzantine Architects. Their Training and Methods // Byz. 1948. Vol. 18. P. 99–118.
  • Gerson (2020) — Gerson L. P. Platonism and Naturalism. The Possibility of Philosophy. Ithaca; London, 2020.32. Glossary (2008) — Runia D. T., Share M. English-Greek glossary // Proclus. Commentary on Plato’s Timaeus. Vol. II. Book 2: Proclus on the Causes of the Cosmos and its Creation / Trans. with an introd. and notes by D. T. Runia, M. Share. New York, 2008.
  • Grégoire le Grand (1950) — Grégoire le Grand. Morales sur Job. Livres 1 et 2 / Intr. et notes de Dom R. Gillet, O. S.B.; trad. de Dom A. de Gaudemaris, O. S. B. Paris, 1950. (SC, 32).
  • Gregorii Palamae Homilia XL // PG. 151. Col. 496A‑513D.
  • Guerra (2018–2019) — Guerra R. Il ruolo dell’ipostasi nella concezione ontologica di Gregorio Palamas. Tesi di dottorato. Salerno: Università degli studi di Salerno, 2018–2019.
  • Ignace d’Antioche (1998) — Ignace d’Antioche. Lettres; Martyre de Polycarpe / texte grec, intr., trad. et notes par P. Th. Camelot, o. p. Paris, 1998. (SC, 10bis).
  • LSJ — A Greek–English Lexicon / Compiled by H. G. Liddell, R. Scott; revised and augmented throughout by Sir H. S. Jones with the assistance of R. McKenzie. Oxford: Clarendon Press, 1996.
  • Makarov (2019) — Makarov D. I. An Irreproachable Dogmatics? Plotinus, Theodore Metochites and the Sixth Chapter of the Letter On Education // Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography. 2019. Vol. 15. P. 211–217.
  • Maximi Confessoris Ambiguorum Liber sive de variis difficilibus locis SS. Dionysii Areopagitae et Gregorii Theologi // PG. 91. Parisiis: Apud J.-P. Migne editorem, 1863. Col. 1031A‑1418C.
  • Metochites (2016) — Theodore Metochites on the Human Condition and the Decline of Rome. Semeioseis gnomikai 27–60. A critical ed. with introd., trans., notes and indexes by K. Hult. Göteborg, 2016. (Studia Graeca et Latina Gothoburgensia, LXX).
  • Metochites (2018) — Theodore Metochites’ Sententious Notes (Semeioseis gnomikai) 61–70 & 72–81. A critical ed. with introd., trans., notes and indexes by S. Wahlgren. Göteborg, 2018. (Studia Graeca et Latina Gothoburgensia, LXXI).
  • Metochites (2022) — Theodoros Metochites. Paraphrase of Aristotle, De anima. Critical Edition with Introduction and Translation / Ed. by B. Bydén. Berlin; Boston, 2022.
  • Nicephorus Gregoras (1829) — Nicephorus Gregoras. [Historia Rhomaïke.] Bonnae, 1829. Vol. 1. (Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae).
  • O’Meara (1975) — O’Meara J. Structures hiérarchiques dans la pensée de Plotin. Étude historique et interprétative. Leiden, 1975.
  • Pachymérès (1984) — Georges Pachymérès. Relations historiques. T. II: Livres IV–VI / Éd. Et notes par A. Failler; trad. franç. par V. Laurent. Paris, 1984.
  • Pachymérès (1999a) — Georges Pachymérès. Relations historiques. T. III: Livres VII–IX / Éd., trad. franç. et notes par A. Failler. Paris, 1999.
  • Pachymérès (1999b) — Georges Pachymérès. Relations historiques. T. IV: Livres X–XIII / Éd., trad. franç. et notes par A. Failler. Paris, 1999.
  • Pachymérès (2000) — Georges Pachymérès. Relations historiques. T. V: Index. Tables générales et lexique grec par A. Failler. Paris, 2000.
  • Pertusi (1985) — Pertusi A. La concezione politica e sociale dell’impero di Giustiniano // Storia delle idee politiche, economiche e sociali. Vol. II/1: Ebraismo e Cristianesimo / Ed. L. Firpo. Torino, 1985.
  • Plotinus (1983) — Plotini Opera / Ed. P. Henry et H.-R. Schwyzer. T. III: Enneas VI. Oxonii, 1983.
  • Proclus (2008) — Proclus. Commentary on Plato’s Timaeus. Vol. II. Book 2: Proclus on the Causes of the Cosmos and its Creation / Trans. with an introd. and notes by D. T. Runia, M. Share. New York, 2008.
  • Tollefsen (2023) — Tollefsen T. T. The Christian Metaphysics of St Maximus the Confessor. Creation, World-Order, and Redemption. Turnhout, 2023.
  • Xenophontos (2021) — Xenophontos S. George Pachymeres’ Commentary on Aristotle’s Nicomachean Ethics: A New Witness to Philosophical Instruction and Moral Didacticism in Late Byzantium // The Reception of Greek Ethics in Late Antiquity and Byzantium / Ed. By S. Xenophontos and A. Marmodoro. New York, 2021. P. 226–248.
  • Zubiri (2018) — Zubiri X. Introducción a la filosofía de los griegos. Lecciones en Barcelona, Ameixenda y Madrid (1941–1943). Madrid, 2018.
  • Γρηγόριος Παλαμᾶς (2015) — Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. T. ΣΤ̉. Ὁμιλίαι / ἐκδ. Β. Στ. Ψευτογκᾶς. Θεσσαλονίκη: Κυρομάνος, 2015. Σ. 427–441.
  • Πλωτῖνος (1952) — Πλωτίνου Ἐννεάδες. Βιβλίον Α̉–Β̉ / ἐκδ. Ἀ. Δαλεζίου. Ἀθῆναι, 1952.
Еще
Статья научная