Открытое сравнительное нерандомизированное проспективное исследование препаратов рилептид и рисполепт при лечении психотических расстройств шизофренического спектра

Автор: Алтынбеков Куаныш Сагатович

Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin

Рубрика: Психофармакотерапия

Статья в выпуске: 2 (83), 2014 года.

Бесплатный доступ

Исследование было направлено на сравнительное изучение эффективности препаратов рисполепт и рилептид с целью определения значимых различий по параметрам клинической эффективности и безопасности на этапе стационарного лечения с последующим внедрением в практику. Клинико-психопатологически и психометрически проведено обследование 60 пациентов с психотическими расстройствами шизофренического спектра. 1-я группа (40 пациентов) получала рисполепт, 2-я группа (20 пациентов) получала рилептид. В ходе исследования не было получено статистически значимых различий между группами по параметрам эффективности и безопасности при лечении расстройств шизофренического спектра психотического уровня (p>0,05).

Еще

Терапевтическая эквивалентность, терапия расстройств шизофренического спектра

Короткий адрес: https://sciup.org/14295737

IDR: 14295737

Текст научной статьи Открытое сравнительное нерандомизированное проспективное исследование препаратов рилептид и рисполепт при лечении психотических расстройств шизофренического спектра

заболеваниями, формирующими основной контингент стационарных больных. Необходимость оптимизации подходов к их терапии является актуальной задачей психиатрической службы Республики Казахстан [2—6, 8—10]. В рамках проводимых в настоящее время реформ в сфере здравоохранения возникает потребность в поиске эффективных и экономически целесообразных методик терапии, которые позволили бы, во-первых, сократить сроки пребывания пациентов в стационаре, во-вторых, снизить расходы по их содержанию в стационаре без ущерба для здоровья и качества оказываемой медицинской помощи.

В настоящее время фармацевтический рынок страны насыщен лекарственными средствами, используемыми для лечения расстройств шизофренического спектра, поэтому нередко перед практическими врачами возникает сложная задача сделать оптимальный выбор необходимого препарата, отвечающего требованиям эффективности, безопасности и финансовой доступности для пациента. Наиболее частые трудности возникают при выборе генерических препаратов, фармакокинетические и фармакодинамические особенности которых на практике не всегда совпадают с рекламными проспектами [7]. Примером является появление в арсенале психиатров генерических препаратов рис-полепта (рисперидона), которые позиционируются производителями как лекарственные средства, не уступающие по своей эффективности и безопасности оригинальному препарату, однако практический опыт применения некоторых генериков говорит об обратном.

В связи с вышеизложенным в Республиканском научно-практическом центре психиатрии, психотерапии и наркологии (РНПЦ ППН, г. Алматы) в период с 2008 по 2009 г. проводилось сравнительное изучение оригинального препарата рисполепт и его генерика рилептид (ОАО «Фармацевтический завод ЭГИС», Венгрия) при лечении пациентов с психотическими расстройствами шизофренического спектра.

Непосредственной целью исследования являлось определение значимых различий между данными препаратами по параметрам клинической эффективности и безопасности на этапе стационарного лечения с последующим внедрением в практику.

Материалы и методы исследования . Исследование препаратов выполняется в соответствии с протоколом № 1-КИ протокола Локальной этической комиссии РНПЦ ППН от 08.04.2008, этическими принципами Хельсинкской Декларации Всемирной Медицинской Ассоциации (Сеул, 2008), трехсторонним соглашением по Надлежащей Клинической Практике (ICHGCP) и регламентируется действующим законодательством Республики Казахстан.

Исследование носило прикладной характер и являлось неинвазивным, так как оба препарата назначались пациентам в обычных терапевтических дозировках, согласно имеющимся у них показаниям.

Методами исследования являлись клиникопсихопатологический, клинико-лабораторный, клинико-инструментальный. В ходе исследовагния использовались шкалы PANSS, Симпсона-Ангуса для оценки экстрапирамид-ных эффектов (SAS), клиническая регистрация нежелательных явлений терапии, клиникостатистический метод (с применением критерия φ*-угловое преобразование Фишера).

Критериями включения в исследование являлись: 1) диагноз параноидной шизофрении, установленный с использованием критериев МКБ-10; 2) диагноз бредового расстройства, установленный с использованием критериев МКБ-10; 3) диагноз острого полиморфного психотического расстройства с симптомами шизофрении, установленный с использованием критериев МКБ-10; 4) нестабильное и/или неадекватно леченное заболевание; 5) суммарный балл по шкале PANSS от 70 и выше; 6) возраст пациентов от 18 до 60 лет.

К критериям исключения относились следующие: 1) прием нейролептической терапии менее чем за 1 неделю до начала приема рис-полепта или рилептида; 2) индивидуальная непереносимость рисполепта и рилептида; 3) беременность и период лактации у женщин; 4) наличие хронических соматических и неврологических расстройств в стадии суб- и декомпенсации.

В общую выборку исследования вошло 60 пациентов, сформировавших 2 группы: 1-я группа (40 человек) получала в качестве монотерапии рилептид; 2-я группа (20 человек) получала монотерапию рисполептом. Средний возраст пациентов составил 34,0±5,0 года. В таблице 1 представлена нозологическая характеристика пациентов.

Таблица 1

Распределение пациентов по клиническим диагнозам

Клинический диагноз по МКБ-10

1-я группа

2-я группа

Всего

F20.0 Параноидная шизофрения

26

12

38

F22.0 Бредовое расстройство

5

5

10

F23.1 Острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении

9

3

12

Всего

40

20

60

Как следует из таблицы 1, более половины пациентов страдали параноидной шизофренией.

По давности заболевания пациенты распределились следующим образом (табл. 2). Как следует из таблицы 2, две трети пациентов страдали психическим расстройством от 1 года до 5 лет.

Таблица 2

Характеристика пациентов в зависимости от продолжительности заболевания

Давность заболевания

абс. (%)

Менее 1 года

12 (20 %)

1-5 лет

40 (66 %)

Более 5 лет

8 (14 %)

Всего

60 (100 %)

Дизайн исследования. В каждой группе пациенты получали соответственно рисполепт и рилептид в рекомендуемых производителями дозировках (средняя суточная дозировка в каждой группе составляла 7,0±2,0 мг). Состояние пациентов еженедельно оценивалось по шкалам PANSS, SAS, производилась клиническая и клинико-лабораторная регистрация нежелательных явлений терапии. Эффективность терапии отслеживалась по результатам динамики показателей по шкале PANSS. Эффективной считалась терапия, при которой редукция общего балла по шкале PANSS составляла 30 % (пациенты включались в число респондеров). Общая продолжительность исследования для одного пациента составляла 8 недель. В случае неэффективности монотерапии (отсутствие динамики по шкале PANSS) в течение 14 дней производились либо смена терапии, либо комбинирование нейролептических препаратов, либо аугментация.

Результаты исследования. Сведения по эффективности. По результатам сравнительного исследования пациенты были разделены на 2 группы в зависимости от качества результатов терапии.

Положительный эффект терапии имели 33 пациента (82 %) из 1-й группы, 16 пациентов (80 %) из 2-й группы. У всех пациентов с положительным эффектом от терапии имела место сходная терапевтическая динамика психического состояния. Первые положительные изменения состояния, регистрируемые как клинически, так и по шкале PANSS (средний общий балл на момент начала исследования 108±4) отмечались к началу 2-й недели. Наблюдалось уменьшение аффективной напряженности, поведение становилось более упорядоченным. В последующем выявлялись прогрессирующая редукция галлюцинаторно-бредовых расстройств, явлений психического автоматизма в виде распада бредовых систем, потери актуальности психотических переживаний. К середине 6-й – началу 7-й недели терапии динамика психопатологических нарушений позволяла говорить о формировании медикаментозной ремиссии.

На рисунке 1 представлена динамика среднего общего балла по шкале PANSS у пациентов обеих групп.

Рис. 1. Динамика среднего общего балла по шкале PANSS в обеих группах

Различия в динамике среднего балла по шкале PANSS в обеих группах не достигали статистически значимых величин (р>0,05).

Отсутствие положительного эффекта от терапии . К данной категории были отнесены 11 пациентов, у которых клиническая картина изменилась незначительно, что повлекло за собой смену терапии:7 пациентов из 1-й группы, 4 пациента из 2-й группы. Полный пересмотр терапии происходил в период с 14-го по 18-й день терапии в связи с неудовлетворительной динамикой, регистрируемой по шкале PANSS.

Следует отметить, что подавляющее большинство данной группы составили пациенты с хроническим бредовым расстройством и с параноидной шизофренией, длящимися более 5 лет (8 человек). Оставшиеся 3 пациента в возрасте до 30 лет страдали острым полиморфным психическим расстройством, клиническая картина которого характеризовалась выраженным полиморфизмом симптоматики с массивной дезорганизацией мышления, дурашливостью поведения, кататоническими симптомами, что позволяло с большой долей вероятностью говорить о дебюте злокачественной шизофрении.

Сведения по безопасности. Результаты мониторинга побочных эффектов при терапии обоими препаратами не выявили статистически достоверных различий ни по качеству, ни по количеству. В таблице 3 представлены данные по экстрапирамидным расстройствам в обеих группах обследованных.

Таблица 3

Сведения по экстрапирамидным расстройствам в обеих группах

Группа

Количество пациентов

Средний балл по шкале Симпсона-Ангуса

р

1-я

6 (15 %)

13,0±2,0

>0,05

2-я

2(10 %)

10,0±2,0

Экстрапирамидные расстройства отмечались у пациентов обеих групп в первые 4—5 дней с момента начала приема терапии и купировались назначением небольших дозировок тригексфенидила (0,002 г/сутки). В последующем экстрапирамидные нарушения не обнаруживались.

Среди иных нежелательных явлений терапии отмечались симптомы, приведенные в таблице 4.

Таблица 4

Иные нежелательные явления терапии

Нежелательное явление терапии

1-я группа

2-я группа

р

Диспепсия

1

1

>0,05

Изжога

4

2

>0,05

Боли в мышцах

3

1

>0,05

Тахикардия

2

3

>0,05

Увеличение массы тела

2

0

>0,05

Следует отметить, что все нежелательные явления носили транзиторный характер (субъективная оценка больным своего состояния). Кроме того, результаты клинико-лабораторного и клинико-инструментального обследования пациентов не выявляли данных, указывающих на наличие клинически значимых изменений в организме пациентов.

Обсуждение и выводы. Таким образом, полученные результаты сравнительного изучения клинической эффективности и безопасности рилептида и рисполепта не выявили статистически значимых различий по отмеченным параметрам. Применение оригинального и генерического рисперидона при лечении острых психотических эпизодов в рамках шизофрении позволяет говорить о хорошей эффективности обоих препаратов (в 82 и 80 % случаев соответственно, значение критерия φ*=0,18; р>0,1), что указывает на отсутствие значимых отличий между группами). Кроме того, результаты демонстрируют аналогичный профиль безопасности рилептида и рисполепта. Полученные результаты согласуются с данными литературы в аспекте полной терапевтической эквивалентности генерического препарата рилептида оригинальному рисполепту [1].

В целом итоги проведенного исследования позволяют говорить о терапевтической эквивалентности генерического и оригинального нейролептика и определить их как равнозначные лекарственные средства для купирования психотических состояний шизофренического спектра.

Статья научная