Отношения России и Кыргызстана как отражение региональных трансформаций в Центральной Азии

Автор: Исаматова Айзат

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политика в фокусе

Статья в выпуске: 6, 2016 года.

Бесплатный доступ

Трансформация геополитического пространства Центральной Азии в начале XXI в. связана с расширением присутствия Китая в регионе и осуществлением проектов «Новый шелковый путь» и «Экономический пояс Нового шелкового пути». Региональные отношения в Центральной Азии, как двусторонние, так и многосторонние, уже приобрели определенную логику, которая на современном этапе продолжает свое развитие. Политика Китая оказывает существенное влияние на динамику отношений между странами Центральной Азии и РФ. В статье на основе сопоставления изменения торгового оборота между государствами, а также уровня вовлеченности государств в интеграционные проекты рассматривается трансформация геополитического пространства Центральной Азии.

Еще

Трансформация, государство, экономика, политика, союз, интеграция, терроризм, товарооборот

Короткий адрес: https://sciup.org/170168441

IDR: 170168441

Текст научной статьи Отношения России и Кыргызстана как отражение региональных трансформаций в Центральной Азии

В экономической сфере трансформация геополитического пространства Центральной Азии находит свое отражение в изменении торгового баланса между государствами. Однако само по себе сокращение может свидетельствовать об экономической рецессии и не быть обусловленным политически. С другой стороны, сокращение товарооборота с одним государством и замещение этого государства другим свидетельствует об изменении раскладки сил в регионе.

Товарооборот между РФ и Кыргызстаном с момента распада СССР и до последнего времени играл важную роль для обеих сторон. В 2011–2012 гг. наблюдалось увеличение товарооборота в 1,5 раза, причем доля РФ в экспорте Кыргызстана составила 18,1%. Однако в 2014 г. она составила лишь 7,5%. Сокращение доли экспорта в РФ из Кыргызстана объясняется развитием торговых отношений Кыргызстана и Китая, товарооборот между которыми прирастает в среднем на 12–15% в год начиная с 2012 г. Важно понимать, что, в отличие от РФ, Китаю только предстоит осваивать ресурсный потенциал региона, поэтому в Кыргызстане действуют 400 крупных китайских компаний. Российские компании представлены в основном естественными монополиями, которые проводят модернизацию газотранспортных систем всего Центрально-Азиатского региона.

Стоит подчеркнуть, что РФ и Кыргызстан на протяжении последних 30 лет преодолевают последствия командно-административной системы экономики, которая при отсутствии альтернативного взгляда на развитие экономической сферы оказалась неспособной адаптироваться к актуальным экономическим реалиям. Именно поэтому для РФ поддержание накопленных связей между суверенными государствами бывшего СССР в сфере экономики стало важной задачей, вписывающейся в логику построения мощной экономики РФ с ориентацией на постсоветское пространство.

Однако постсоветское пространство перестало быть однородным. Вместо набора этнических, религиозных, территориальных споров и противоречий во втором десятилетии XXI в. регион приобрел стратегическое значение для организации противостояния силам международного терроризма, в частности запрещенной в РФ группировке ДАИШ. Центрально-Азиатский регион восприни- мается террористами как очередной плацдарм для дальнейшего наступления на стабильность и цивилизацию.

Важно понимать, что в ЦА противодействие террористам является общей задачей как для стран региона, так и для государств, заинтересованных в противодействии терроризму. Экономические проблемы и бедность населения региона делают местное население восприимчивым к пропаганде радикального исламизма, что расшатывает ситуацию. Одним из способов укрепления стабильности выступает повышение экономического благосостояния населения.

В этой связи создание нового формата экономической интеграции в Центральной Азии с участием РФ выглядит как попытка улучшить экономическое благополучие государств. С января 2015 г. существует новый формат – Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В данном формате из государств Центральной Азии участвуют Кыргызстан и Казахстан, а также Армения, Россия и Беларусь. Каждое государство обладает собственным положением в данном объединении, но стоит отметить, что распределение потоков товаров и услуг происходит крайне неравномерно, а за 2015 г. наметилось сокращение товарооборота между странами-участницами на 10% [Мирохина, Чередниченко 2015: 73].

Принципы ЕАЭС остаются противоречивыми, т.к. государства – члены данной интеграционной группировки сохранили право вводить таможенные пошлины на те или иные товары, даже если эти товары происходят из страны – участницы союза. В результате национальные рынки государств остаются реинтегрированными, государства внутри союза стремятся решать собственные экономические проблемы за счет партнеров. В результате участие в ЕАЭС, предлагая полульгот-ный доступ на рынки государств-участников, сохраняет право каждого государства на собственные таможенные барьеры.

Стоит отметить, что противоречие интеграции ЕАЭС заключается еще и в несогласованности базы технических регламентов, фитосанитарных, санитарноэпидемиологических и иных служб, так или иначе вовлеченных в движение товаров и услуг. Отсутствие единой системы качества товаров ставит государства в условия, когда для попадания на рынок своего партнера необходимо пройти через ряд дополнительных мероприятий, которые становятся серьезным барьером для развития сотрудничества малого бизнеса.

В результате межгосударственное сотрудничество между Кыргызстаном и РФ развивалось на уровне внушительных проектов. Так, в 2009 г. РФ реструктуризировала долг Кыргызстана, предоставила ряд кредитов общим объемом в 300 млрд долл. Однако данные мероприятия оказались недостаточными для развития Кыргызстана и объединения усилий с РФ в сфере развития безопасности и экономической стабильности в регионе.

Стоит отметить, что распределение рисков на постсоветском пространстве происходит также неравномерно. Именно поэтому Кыргызстан, являясь членом ОДКБ, притягивает внимание всех участников организации к региональному измерению проблемы наркотрафика, распространения терроризма и т.д. В то же время военный потенциал Кыргызстана остается на низком уровне и уступает всем государствам региона, следовательно, дальнейшая трансформация кыргызского общества в демократическом русле может происходить только в условиях стабильной военно-политической обстановки.

Важно понимать, что уровень этнического противостояния в Республике Кыргызстан остается высоким, а угрозы этнических столкновений – главным фактором в определении стабильности Кыргызстана как эффективного государства [Чухин 2015: 164]. Перед всеми государствами Центрально-Азиатского региона стоит важная задача: повысить уровень осознания населением того факта, что реализация мирной политики в условиях поступательного развития торговых отношений может перестроить всю социальную структуру общества в зависимости от оформления новой структуры национальной экономики.

Отношения РФ и Кыргызстана четко демонстрируют усиление нового игрока в Центрально-Азиатском регионе – Китая. Сокращение товарооборота внутри ЕАЭС, обострение региональных проблем – это условия, в которых создание Нового шелкового пути перестроит сущностное наполнение международных отношений в Центральной Азии в среднесрочной перспективе. РФ и Кыргызстан активно включены в отношения с КНР, постоянное взаимодействие на экономическом уровне поддерживается развитием культурного и социального партнерства.

Стремление РФ и Кыргызстана обеспечивать стабильность ЦентральноАзиатского региона останется важным залогом двусторонних отношений, но стоит отметить, что укрепление отношений с Китаем существенно сократит экономические связи между странами. Для сохранения партнерских отношений с Китаем и РФ Кыргызстану необходимо перестроить структуру экономики, пересмотреть формат региональной интеграции, а также эффективно обеспечивать безопасность региона.

Список литературы Отношения России и Кыргызстана как отражение региональных трансформаций в Центральной Азии

  • Мирохина А.А., Чередниченко А.С. 2015. Евразийский экономический союз (ЕАЭС): проблемы и перспективы, роль России как участника. -Актуальные проблемы современной науки -новому поколению. Материалы международной студенческой научной конференции. Ставрополь: СевКавГТИ. С. 70-73
  • Чухин С.Г. 2015. Цветные революции в контексте социокультурной аномии: симптоматика девиаций в социализации современного гражданина. -Современные исследования социальных проблем. № 8. С. 160-175
Статья научная