Отражение конфликта личности и группы в региональных средствах массовой информации
Бесплатный доступ
Статья посвящена факторам, усиливающим рост потенциальных конфликтов между личностью и группой в российских регионах, и их отражению в различных региональных средствах массмедиа.
Короткий адрес: https://sciup.org/147150295
IDR: 147150295
Текст научной статьи Отражение конфликта личности и группы в региональных средствах массовой информации
В России, находящейся в переходном состоянии к режиму политического плюрализма, часто происходят конфликты личности и группы. «Конфликт» рассматривается автором как столкновение, вариант конкурентного взаимодействия двух или более сторон, целью которого является перераспределение властных полномочий или ресурсов.
Тяга к демократии, верховенству права сильна в обществе. Стремясь отстоять свои интересы, граждане обращаются в органы государственной власти, прокуратуру, суды. «Реалистические конфликты возникают, когда люди сталкиваются с препятствиями в реализации своих требований, когда их запросы не удовлетворяются, а надежды терпят крушение» [1, с. 79]. Отстаивание личностью своих прав есть не что иное, как проявление борьбы за нормальное функционирование гражданского общества с его развитыми механизмами саморегуляции и самоуправления во всех основных сферах жизни.
Однако обращения гражданина в различные инстанции часто не дают положительного результата. В надежде на благоприятный исход спора индивид может прибегнуть к помощи средств массовой информации (СМИ).
Некоторые исследователи крайне скептически оценивают возможности институтов демократии, в том числе СМИ, в защите прав гражданина в споре с группой. «Политические режимы большинства субъектов федерации жестко авторитарны. В них отсутствует ряд политических свобод и прав, существующих в России в целом. По некоторым экспертным оценкам, в 60 субъектах Российской Федерации во властных структурах процветают местничество, семейственность, клановость, коррупция» [2, с. 767]. Можно добавить, что данные явления распространены шире, наблюдаются в большей или меньшей степени и в других субъектах Российской Федерации. «И не исключено, что в ближайшие десятилетия новый авторитаризм может стать главным вызовом либеральной демократии. Если мы богаты и чувствуем себя уверенно, зачем беспокоиться о свободе? Ответ в том, что свобода порой неряшлива и полна конфликтов и разрывов, требует активности и не допускает активного самоустранения» [3, с. 88].
Наблюдая авторитарные тенденции, многие граждане испытывают растерянность. Принимая участие в демократических процедурах, они не могут оказать сколько-нибудь заметное влияние на государственные структуры, а также политические процессы, хотя одними из основных параметров, по которым можно судить о степени участия гражданина в политическом процессе, являются отзывчивость политической системы и ее восприятие участника политического процесса [4].
Усилению конфликтогенности отношений личности и группы способствуют следующие факторы.
Во-первых, в России не созданы равные условия для участия граждан в политическом процессе. На успех в избирательной кампании, например, могут всерьез рассчитывать только люди, имеющие большие личные доходы или финансовую поддержку субъектов политики и экономики, заинтересованных в их избрании.
Во-вторых, не решены многие социально-экономические проблемы—низок уровень жизни граждан, углубляется разрыв в доходах и имущественном положении богатых и бедных.
В-третьих, низок уровень политической культуры людей. Вследствие этого на степени остроты конфликтов сказываются недифференцированность интересов личности, ограниченность ее внутреннего духовного мира, нетерпимость к чужому мнению и т. д. Например, сознательный обман сограждан используется как средство получения наживы. Так, в одной из региональных газет сообщается о том, что «недурно нажился на доверчивости уральских художников бывший житель города Березовский» [5, с. 11]. Он обещал продать картины художников за рубежом, но обманул их. В милицию поступили заявления от потерпевших, спровоцировавший конфликт гражданин был задержан. Омская газета «Коммерческие вести» сообщила о предпринимательнице, которая заняла крупную сумму и не намерена возвращать деньги кредиторам. Чтобы избежать расчетов с ними, она переоформила свои активы — магазин, участок земли — на родственницу [6, с. 6].
Стороны обоих конфликтов не могутразрешить спор самостоятельно, так как их позиции диаметрально противоположны. Судя по публикациям в газетах, данные конфликты могут быть разрешены только в правовом поле.
В-четвертых, социальная группа, как правило, проявляет нетерпимость по отношению к мнению гражданина, даже если его требования справедливы и законны. В подавляющем большинстве споров группа воспринимает интересы личности как ничтожные и не заслуживающие серьезного внимания.
У индивида гораздо меньше возможностей, чем у группы, использовать разные формы конфликта (бойкот, саботаж, протест).
Даже если гражданин доведен до отчаяния и прибегает, например, к голодовке, группа в подавляющем большинстве ситуаций игнорирует эту крайнюю форму проявления протеста. Отсутствие настроя на урегулирование конфликта в интересах участвующих в нем сторон часто приводит к политизации конкурентного взаимодействия, и оно может достигнуть определенной стадии остроты или напряженности.
Можно выделить несколько подходов СМИ к отражению споров гражданина и группы.
-
1. Официальные и официозные СМИ в подавляющем большинстве случаев игнорируют конфликты личности и группы. Контролирующим СМИ органам власти, часто заинтересованным в создании у граждан иллюзии о возможности формирования «бесконфликтного общества», невыгодно отражение такого рода споров. Конфликты личности и группы могут в неблагоприятном свете отразить способность власти создать условия для стабильного, устойчивого развития территории.
-
2. Корпоративные СМИ в еще меньшей степени интересуются конфликтами личности и группы, чем официальные и официозные, часто заинтересованы в том, чтобы замалчивать их. Задача СМИ данного типа — отстоять любой ценой интересы предприятия, организации, учреждения в споре с гражданином, вступившим в спор и таким образом будто бы желающим принизить значение корпоративных ценностей. Если же конфликты индивида и группы не
-
3. Конфликты личности и группы интересны главным образом, представителям СМИ двух типов— партийных (оппозиционных) и частных. К конфликтам такого рода особенно внимательно относится оппозиционная печать, особенно в тех случаях, когда индивиду противостоит тот или иной орган власти. СМИ склонны драматизировать конфликтные ситуации, стараются подвести читателей к мысли о том, что при существующем режиме власти разрешение конкурентного взаимодействия недостижимо. Как правило, рассматривается только одна позиция, а точка зрения критикуемой стороны не представлена.
-
4. Противоречивым является освещение конфликтов личности и группы частными СМИ. С одной стороны, ими, в основном массовыми печатными изданиями, в обилии публикуются сообщения о происшествиях, связанных с уголовными преступлениями—убийствами, разбоем и т. д. Привычным для СМИ, особенно телевидения, стал бесстрастный показ натуралистических подробностей, связанных с покушением на человеческую жизнь. «Деструктивная направленность СМИ наиболее ярко проявляется в отрицании ядра гуманизма — ценности человека для общества. В сообщениях прессы,теле-и видеофильмах последовательно проводится мысль о копеечной цене человеческой жизни» [7, с. 150].
Особенно редко отражаются конфликты личности и группы в телепередачах. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что телевидение в меньшей степени ориентировано на выполнение функций журналистики (в частности, социальной регуляции и контроля за действиями властей, аккумулирования и агрегирования структурированых интересов), чем печатные СМИ или радиокомпании, зато в большей степени реализует функции общественных связей и политической рекламы, бизнес-инструмента, позволяющего извлекать баснословные прибыли. Поверхностность, фрагментация в показе реальных событий, явлений не позволяет телевидению сосредоточить внимание на проблемах жизни обыкновенного гражданина, не имеющего влиятельных покровителей.
Поведение личности в острых жизненных ситуациях становится актуальным для СМИ данного типа, во-первых,тогда, когда сквозь его призму можно показать положительный образ власти, то есть ее способность успешно разрешать споры. Во-вторых, конфликты личности и группы, как правило, привлекают внимание СМИ, когда благодаря их освещению можно развенчать политического оппонента. В-третьих, к спорам гражданина и группы СМИ обращаются, когда у контролирующих их деятельность органов власти возникает необходимость подготовить население к непопулярным решениям, в том числе кадровым.
касаются корпоративных интересов, СМИ могут освещать их беспрепятственно.
С другой стороны, нельзя не отметить гуманную позицию ряда частных печатных СМИ, склонных к обстоятельному анализу явлений действительности, тенденций развития сфер жизни общества в большей мере, чем телекомпании. Печатные издания отстаивают интересы «униженных и оскорбленных», которые отчаялись найти в структурах власти справедливость по отношению к себе, может быть, стали изгоями в обществе. Так, газета «МК» в Красноярске», опубликовав сообщение об убийстве сотрудником милиции лица без определенного места жительства, привлекла внимание читателей к конфликту общества и отверженных—маргиналов [8, с. 11]. Газета пришла к выводу, что общество крайне невосприимчиво к проблемам их жизни. Его нежелание приступить к решению этих проблем может привести к накапливанию напряжения в среде маргиналов, их непредсказуемым акциям.
Освещая конфликты гражданина и группы, СМИ могут выступать в качестве субъекта. Группа либо оказывает давление на индивида и вынуждает его снять свои требования (в краткосрочном споре), либо игнорирует их в случае устойчивой готовности гражданина отстаивать свои права.
Одной готовности индивида добиваться разрешения спора в свою пользу недостаточно. Гражданину сложно выступать полноправным субъектом конфликта, так как его ресурсы крайне ограниченны, если не сказать—ничтожны, несопоставимы с ресурсами группы, например, субъекта политики (органа власти, политической партии) или экономики (ведомства, предприятия). В то же время весомыми информационными ресурсами обладают СМИ. Они способны привлечь внимание общества к конфликту гражданина и группы. Не встречая реакции субъекта политики или экономики на критику , ряд СМИ по нескольку раз могут возвращаться к затронутой теме, способны расширить поле конфликта, вовлечь в него субъекты политики, права, другие СМИ.
Если группа не реагирует на запросы личности, спор может стать долгосрочным. Так, газета «Ваш «Ореол» опубликовала несколько материалов о конфликте, возникшем между жителем Омска М. Казанцевым и компанией «Омскэнерго» [9]. Гражданин установил в собственной квартире счетчик учета тепла. Оказалось, что он должен платить за услуги в несколько раз меньше, чем требовали энергетики. Компания «Омскэнерго» стала оказывать давление на М. Казанцева, в том числе путем прекращения электроснабжения его квартиры.
Органы региональной и муниципальной власти никак не выразили отношение к конфликту. Лишь благодаря вниманию к нему региональных печатных изданий, опубликовавших,в частности, открытое письмо М. Казанцева руководству компании «Омскэнерго», на защиту интересов гражданина встала прокуратура. В данном случае газета «Ваш «Ореол» выступила в качестве субъекта конфликта и помогла защитить права индивида от ведомственного произвола.
В целом социальные институты настроены враждебно по отношению к интересам личности. Ее конфликты с группами остаются во многих случаях без внимания субъектов политики и права, способных принять решения в интересах гражданина.
Внимание к конфликтам личности и группы могут привлечь СМИ, но они далеко не всегда используют эту возможность. Чаще ими оправдываются действия группы по отношению к индивиду. В тех же случаях, когда то или иное СМИ встает на защиту интересов личности, оно может выступать в качестве субъекта конфликта при разрешении спора в интересах гражданина, вовлекать в него другие социальные институты. СМИ могут способствовать изменению отношения в обществе к интересам личности, если они полнее будут выполнять функции журналистики — организаторскую, социального контроля за действиями властей и социальной регуляции.
Отношение группы к конфликту с индивидом может измениться по мере становления гражданского общества, утверждения в нем гуманистических начал, формирования новой политической культуры граждан. Этот процесс скорее всего будет происходить в условиях болезненной трансформации прежней социальной психологии.
Литературы
-
1. Козер Л. Функции социального конфликта. М.,2000.
-
2. Большаков А. Г. Специфика политических конфликтов в условиях авторитарно-демократического режима: федеральный и региональный аспекты // Россия. Политические вызовы XXI века: Второй Всероссийский конгресс политологов.—М., 2002.
-
3. Дарендорф Р. После 1989. Мораль, революция и гражданское общество. Размышления о революции в Европе.— М., 1998.
-
4. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Societies.—Princeton, 1990.
-
5. Художников подвела доверчивость // Мир новостей.—Красноярск, 2005.—№ 14.
-
6. Галин А. Жену банкира подозревают в мошенничестве И Коммерческие вести. — 2005. — №18—19.
-
7. Дмитриев А. В., Латыпов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. — М„ 1997.
-
8. Шайхутдинова О. Кастрированные ценности // «МК» в Красноярске. — 2005. — 6—13 апреля.
-
9. Костина И. Пионеру реформ решили пощекотать нервы // Ваш «Ореол». — 2005. — № 7; Прокуратура поставила точку//Ваш «Ореол». — 2005,—№ 12.
Список литературы Отражение конфликта личности и группы в региональных средствах массовой информации
- Козер Л. Функции социального конфликта. М.,2000.
- Большаков А. Г. Специфика политических конфликтов в условиях авторитарно-демократического режима: федеральный и региональный аспекты//Россия. Политические вызовы XXI века: Второй Всероссийский конгресс политологов.-М., 2002.
- Дарендорф Р. После 1989. Мораль, революция и гражданское общество. Размышления о революции в Европе.-М., 1998.
- Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Societies.-PrincetОп, 1990.
- Художников подвела доверчивость//Мир новостей.-Красноярск, 2005.-№ 14.
- Галин А. Жену банкира подозревают в мошенничестве//Коммерческие вести. -2005. -№18-19.
- Дмитриев А. В., Латыпов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. -М., 1997.
- Шайхутдинова О. Кастрированные ценности//«МК» в Красноярске. -2005. -6-13 апреля.
- Костина И. Пионеру реформ решили пощекотать нервы//Ваш «Ореол». -2005. -№ 7;
- Прокуратура поставила точку//Ваш «Ореол». -2005. -№ 12.