"Отрицательная" антропология в художественной концепции Н. С. Лескова (рассказ "Зимний день"): "Днем они сретают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью"
Автор: Синякова Людмила Николаевна
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Литературоведение и текстология
Статья в выпуске: 9 т.13, 2014 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается образ человека в качестве репрезентанта концепции человека в позднем творчестве Н. С. Лескова («Зимний день»). Художественно-антропологический подход к анализу образа человека в рассказе позволяет выявить крайнюю поляризацию концептов «душа» и «тело» в системе персонажей и градацию самой «телесности» в структуре образов действующих лиц. Мироотношение основных персонажей выражено в параметрах телесности и эгоцентризма. В этом случае можно говорить о «негативной», или «отрицательной», антропологии писателя. «Исключительные» персонажи маркированы душевностью и сострадательностью и обладают личностной позицией. Поляризация «низших» и «высших» натур, а в границах «низших» натур - эскалация телесности - составляет одну из закономерностей художественной антропологии «позднего» Н. С. Лескова. Рассказ о повседневном быте и нравах («пейзаж и жанр») в аспекте художественной антропологии прочитывается как рассказ о нравственном и духовном падении современного человека.
Художественная антропология, нравоописание, поляризация натуры, "негативная" этика
Короткий адрес: https://sciup.org/147219189
IDR: 147219189
Список литературы "Отрицательная" антропология в художественной концепции Н. С. Лескова (рассказ "Зимний день"): "Днем они сретают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью"
- Дыханова Б. С. В зеркале лесковского «пейзажа» (о нарративных новациях «Зимнего дня») // Лесковский сборник. Орел: Изд-во Орловск. ун-та, 2006. Т. 3. С. 48-54.
- Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. Т. 12. 751 с. (Издание продолжается).
- Урысон Е. В. Проблемы исследования языковой картины мира: аналогия в семантике. М.: Языки славянской культуры, 2003. 224 с.