«Отщепенец» и «безродный космополит» как антонимы лингвоидеологемы «народ»
Автор: Воркачев Сергей Григорьевич
Журнал: Грани познания @grani-vspu
Рубрика: Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и перспективы
Статья в выпуске: 1 (21), 2013 года.
Бесплатный доступ
На материале русской лексикографии и текстов Национального корпуса русского языка исследуется антонимическая периферия идеологемы «народ». Описываются этимология, семантическая эволюция и речевое употребление таких лексических единиц, как «отщепенец», «безродный космополит» и «Иван, непомнящий родства».
Народ, лингвоидеологема, антонимическая периферия, отщепенец, безродный
Короткий адрес: https://sciup.org/14821872
IDR: 14821872
Текст научной статьи «Отщепенец» и «безродный космополит» как антонимы лингвоидеологемы «народ»
Для русской интеллигенции граница между отщепенством идейным и социальным, добровольным и вынужденным всегда была крайне зыбкой: отщепенец идейный и «внутренний» в одночасье превращался в отщепенца социального и «внешнего», достаточно вспомнить «философский пароход» 1922 г., судьбу А. И. Солженицына, А. А. Зиновьева и других «диссидентов и инакомыслящих».
Количественное ничтожество отщепенцев подчеркивается соседством лексем кучка и группа : С большим подъемом и полным единодушием (за исключением небольшой кучки правых отщепенцев ) съезд принял по докладам Свердлова и Ленина резолюцию, полностью одобряющую политику и деятельность Советского правительства (Л. Каганович); Объявив «инакомыслящими» жалкую группу отщепенцев , платных агентов империалистических или сионистской разведок, организаторы антисоветской кампании на Западе не желают замечать, что эти враги социализма нарушили те или иные уголовные законы и административные правила или прямо стали на путь предательства своих народов (В. Зорин).
БЕЗРОДНЫЙ. Во всех русских толковых словарях фиксируются два лексико-семантических варианта этой лексемы: 1) не имеющий родных, родственников, одинокий; не знающий родственников;
утративший с ними связь; 2) неродовитый, происходящий от незнатных родителей; низкого происхождения с пометой «устар.» [5, т. 1, с. 81; 8, с. 68; 11, с. 33; 12, с. 42; 16, т. 1, с. 75; 17, т. 1, с. 361–362; 18, т. 1, с. 88; 19, т. 1, с. 116], и лишь в двух отмечен третий ЛСВ – «утративший или порвавший связь со своим народом, своей страной; лишенный патриотизма» [11, с. 33; 16, т. 1, с. 75]. В качестве речевого эквивалента прилагательного безродный функционирует также фразеологизм без роду и племени : Послушай, Ибрагим, ты человек одинокой, без роду и племени , чужой для всех, кроме одного меня (А. Пушкин).
Прилагательное безродный – относительно низкочастотная лексическая единица (частота 1.68 ipm, ранг 26001 [22]) – резко взмывает ввысь в своем речевом употреблении в языке второй половины советского периода в сочетании с именем космополит : словосочетание безродный космополит , запущенное А. А. Ждановым в январе 1948 г. на совещании деятелей советской музыки в ЦК КПСС и подхваченное газетой «Правда» в передовице, отредактированной лично Сталиным, сразу же превратилось в идеологическое клеймо, инструмент («слово-дубину») расправы над «антипатриотической» интеллигенцией, преимущественно еврейской ( Советы вождя обсуждению не подлежали, и несколько критических материалов в адрес отдельных авторов предварили широкую кампанию против « безродных космополитов », распространившуюся на все слои интеллигенции, в подавляющей части – еврейской (Вестн. США. 2003. 15 окт.)), – воистину в соответствии с пожеланиями поэта к штыку приравнялось перо .
Нужно сказать, что при всей своей одиозности словосочетание безродный космополит явилось весьма удачной и поэтому «убойной» риторической находкой в руках (вернее, в устах) советских пропагандистов того времени, поскольку в нем был представлен антипатриотизм (ренегатство) в квадрате: отрицание родины (космополитизм) и отрицание народа (безродность). «Борьба с безродным космополитизмом» хорошо вписывалась в «строительство» новой исторической общности – «советского народа», т.е. «идеологической нации».
(ИВАН) НЕ ПОМНЯЩИЙ РОДСТВА. Как родина семантически представляет собой метафорическое производное от (родного) дома, так и народ образован, очевидно, путем метафорического расширения (родной) семьи – переноса ее образа на все население своей страны. Добровольный разрыв семейных, «кровных» связей – отречение от «родного» и забвение своих близких – всегда и везде осуждается, как осуждается беспричинный разрыв связей этнических и национальных: Для таких людей существует меткое народное понятие ‘выродок’, ‘вырожденец’, т. е. растерявший славу своих предков, предавший забвению память о них, не поддержавший и не приумноживший традиций своего рода (Жизнь национальностей. 2001. 23 нояб.).
Беглые каторжане, крепостные крестьяне, солдаты-дезертиры, прочие «беспашпортные» бродяги, попав в руки властей, тщательно скрывали свое прошлое. На допросах они называли себя Иванами, уверяли, что происхождения, родства своего не помнят. В полицейские протоколы так и вписывалось: «не помнящие родства» [1, с. 191]. Затем юридическая формула превратилась в прозвище Иван Непомнящий и развилась в поговорку Иван родства не помнящий применительно к тем, кто отрекается от своих привязанностей, дорогих когда-то людей и более того – своей родины и своего народа: Иван непомнящий (родства и родины) [3, т. 2, с. 177]; НЕПОМНЯЩИЙ, обычное прозвание бродяг, выдающих себя за непомнящих родства, т. е. родины, родителей, имени, звания [4, т. 2, с. 528]; непомнящий родства (иноск.) безучастно относящийся к родине своей [9, т. 1, с. 667]: Не как фольклорная подробность, / Как вызов против естества, / Был в русской жизни / Страшный образ – / Иван, не помнящий родства (В. Костров); И так будет, покуда мы будем продолжать оставаться ‘ Иванами, не помнящими родства’ . Пока снова не станем народом и не вернем гордость (Л. Девятых).
Проведенное исследование ассоциативного поля лингвоидеологемы ‘народ’, как представляется, позволяет прийти к следующим заключениям.
На периферии антонимического поля лексемы ‘народ’ находятся такие специфически русские понятия и соответствующие лексические единицы, как отщепенец, безродный (космополит) и Иван не помнящий родства. Отщепенец – слово уничижительно-обличительное, главной мишенью которого во все времена русской истории были интеллигенты – инакомыслящие и, тем самым, отщепенцы по призванию. Относительно низкочастотная лексическая единица безродный резко взмывает ввысь в своем речевом употреблении в языке второй половины советского периода в сочетании с именем космополит: безродный космополит становится синонимом слов ренегат и отщепенец и при всей своей одиозности представляется весьма удачной риторической находкой в устах советских пропагандистов того времени, поскольку в нем представлен антипатриотизм (ренегатство) в квадрате: отрицание родины (космополитизм) и отрицание народа (безродность). Выражение (Иван) не помнящий родства образовано путем метафорического переноса образа родной семьи на все население своей страны и несет в себе отрицательный аксиологический заряд, поскольку отречение от «родного» и забвение своих близких всегда и везде осуждается, как осуждается беспричинный разрыв связей этнических и национальных.
Список литературы «Отщепенец» и «безродный космополит» как антонимы лингвоидеологемы «народ»
- Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крылатых слов русского языка. М., 2005
- Воркачев С.Г. Инициатива и послушание: к аксиологической вариативности лингвоконцепта//Политическая лингвистика. 2012. № 1(39). С. 173-180.
- Даль В. Пословицы русского народа: в 3 т. СПб., 1996.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб., 1998.
- Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2 т. М., 2001.
- Карасик В.И. Языковая кристаллизация смысла. Волгоград, 2010.
- Королев А.А. Этноменталитет: сущность, структура, проблемы формирования. М., 2011.
- Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998.
- Михельсон М.И. Русская мысль и речь: Свое и чужое: Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний: в 2 т. М., 1997.
- Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1953.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.
- Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. М., 2006.
- Пьецух В. Низкий жанр. М., 2006.
- Сандомирская И.И. Книга о родине: Опыт анализа дискурсивных практик. Wien, 2001.
- Словарь русского языка: в 4 т. М., 1981.
- Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М. -Л., 1951-1965.
- Словарь языка Пушкина: в 4 т. М., 1956.
- Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. М., 2000.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М., 2003.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М., 2000.
- Шаров С.А. Частотный словарь русского языка//Российский НИИ искусственного интеллекта. URL: http://www.artint.ru/projects/frqlist.php.