Отзывы о мероприятиях Centre de la protection international (Армения, г. Ереван, 10-14 октября 2021 г.)

Автор: Рагулин Андрей Викторович, Рагулина Индира Тагировна

Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy

Рубрика: События

Статья в выпуске: 5 (54), 2021 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140261856

IDR: 140261856

Текст краткого сообщения Отзывы о мероприятиях Centre de la protection international (Армения, г. Ереван, 10-14 октября 2021 г.)

С 10 по 14 октября 2021 г. в г. Ереван (Республика Армения) организацией Centre de la protection international (руководитель – адвокат К.А. Москаленко) был проведен цикл обучающих мероприятий и ряд рабочих встреч адвокатов из Российской Федерации, c которыми поделились своими знаниями и накопленным опытом представители адвокатской палаты, адвокаты, эксперты некоммерческих организаций, Уполномоченный по правам человека, еx-судья ad-HOC ЕСПЧ и судья Административного суда Республики Армения.

Участники мероприятия поделились своими впечатлениями.

Сачихин Андрей Викторович, адвокат, Адвокатская палата Пермского края (Sachikhin Andrei Viktorovich, advocate, Perm Krai Advocate Chamber)

Наверное, я не погрешу против истины, предположив, что рано или поздно каждый адвокат начинает сравнивать имеющиеся у него профессиональные возможности с такими же возможностями, которые доступны его коллегам в других странах.

Во-первых, это придает ему уверенности в том, что он полностью выполнил свою работу, но не получил ожидаемого результата вовсе не потому, что сделал ее недостаточно профессионально.

Во-вторых, это очень интересно – виртуально пригласить на свое место любого из своих иностранных коллег и предложить ему поработать в другой национальной юрисдикции, других национальных правовых и процессуальных форматах, при этом с иронией смотреть на его жалкие попытки бороться против годами устоявшейся системы безразличия и страха за принятие самостоятельного решения.

Во всяком случае, подобные желания посещали меня много раз во время встреч с иностранными адвокатами, в которых мне довелось принимать участие, начиная с 2000 г., т. е. на протяжении уже более 20 лет.

Однако до поездки в Армению, организованной Центром международной защиты (Страсбург, Франция) в середине октября текущего года, я встречался в основном с адвокатами из стран так называемых развитых демократий: Германии, Ирландии, Франции, Италии, Швейцарии, Португалии, Сингапура, а с моими коллегами из стран бывшего СССР мы, как правило, не обсуждали эти проблемы, решения которых представлялись мне довольно типичными для всех нас.

И лишь здесь, в Ереване, впервые за много лет я познакомился с представителями местного адвокатского сообщества, которое, по моему мнению, я могу смело назвать адвокатской корпорацией в подлинном смысле этого слова.

Эволюция правового пространства в этой стране вызывает уважение и, одновременно, обиду за нашу правовую действительность, под которой я понимаю смысл и содержание действующих правовых институтов вне зависимости от того, как это стремится продемонстрировать государство.

Именно здесь я познакомился с адвокатами, которые не побоялись лично встать на защиту своего коллеги и физически предотвратили незаконное изъятие следственными органами принадлежащего ему электронного носителя с информацией, содержащей адвокатскую тайну.

Именно здесь я познакомился с судьей, который не только говорит открыто о положительных сторонах своей деятельности, но и не скрывает ее недостатков.

Незабываемое впечатление вызвала у меня встреча с уполномоченным по правам человека Республики Армения, который сказал, что очень бы хотел после окончания срока своих полномочий оставить о себе лишь добрые воспоминания.

И я не сомневаюсь в том, что так и будет, как не сомневаются и многие другие представители юридических профессий в Республике Армения, которые видят и ценят деятельность уполномоченного, а также сотрудников его офиса.

При этом никто не скрывает текущих и ожидаемых проблем, связанных не только с негативным изменением законодательства, но и с усилением влияния государства на судебную систему страны.

О них говорят открыто, их обсуждают публично и используют для противодействия им исключительно легальные методы и правовые модели.

Главное, что я увидел и почувствовал – это уважительное отношение гражданского общества к адвокатской профессии.

Это означает, что мои коллеги в Республике Армения, в отличие от меня, имеют возможности оправдать подобное отношение к себе исключительно своими личными заслугами в ходе своей профессиональной деятельности.

Уважительное отношение к адвокатам проявлялось в различных обстоятельствах и ситуациях, несмотря на то, что наша группа представляла в основном российских, а не армянских адвокатов.

И мне искренне жаль, что у нас просто нет стольких правовых и процессуальных возможностей, которые используют в своей профессиональной деятельности адвокаты этой древней горной страны.

Более того, мои более чем 30-летние наблюдения за эволюцией российского законодательства и правоприменения не вызывают у меня оптимизма. Тем не менее, мне бы не хотелось завершать свой рассказ о поездке в Армению на столь грустной ноте.

Я хочу надеяться, что для меня и моих российских коллег из Башкирской и Удмуртской республик, Санкт-Петербурга, Московской области и Краснодарского края проведенное в Армении время и темы дискуссионных обсуждений стали источником дальнейшего профессионального развития даже там, где для этого не предоставлено иных правовых и процессуальных возможностей.

Киселёв Павел Петрович, Файзуллина Лиана Равилевна, адвокаты, Адвокатская палата Республики Башкортостан (Kiselev Pavel Petrovich, Fayzullina Liana Ravilevna, advocates, advocate chamber of Bashkortostan Republic)

Рабочие встречи прошли не только продуктивно в профессиональном плане, но и в тёплой, даже дружеской обстановке, способствующей не только укреплению деловых связей между юридическими сообществами двух государств, но и дружбе между нашими народами.

После выступлений спикеров слушатели имели возможность задать им свои вопросы, что придавало рабочим встречам характер оживлённых дискуссий, законспектированные тезисы которых будут полезными и в адвокатской практике на территории России.

В ходе одной из таких встреч Судья Административного суда Рузана Азроян рассказала гостям о том, что унитарной формой государственного устройства Армении обусловлен односложный состав системы административного судопроизводства, осуществляемого единственным административным судом, территориально расположенным в столице, но действующим на всей территории страны.

Рабочие встречи оказались полезными и для армянских коллег. Так, в ходе встречи с Уполномоченным по правам человека Арманом Татояном на вопрос «В Российской Федерации Уполномоченный по правам человека наделён правом обжалования вступивших в законную силу приговоров суда, а имеются ли подобные возможности в арсенале Защитника прав человека в Армении?» он заметил, что озвученное полномочие, безусловно, является эффективным правозащитным средством, но законодательство Армении не содержит положений, предусмотренных Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Таким образом, программа, организованная Центром содействия международной защите, не только послужила площадкой для обмена академическими знаниями и позитивным опытом их применения, но и стала культурным мероприятием международного класса, проведённым на высшем уровне и оставившим глубокие впечатления у всех его участников.

Выражаем искреннюю благодарность основателю и руководителю программ Центра содействия международной защите, адвокату Московской городской коллегии адвокатов, члену Московской Хельсинской группы и Российского комитета адвокатов в защиту прав человека, члену Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Каринне Москаленко, а также коллегам из гостеприимной Армении!

Крикун Леонид Леонидович, адвокат, Адвокатская палата г. Санкт-Петербурга (Krikun Leonid Leonidovich, advocate, advocate chamber of Saint Petersburg)

Отзыв о поездке в Армению в октябре 2021 г. хотел бы начать с благодарности Центру содействия Международной защите, организовавшему это мероприятие. Поездку из серого осеннего Санкт-Петербурга в теплую и солнечную Армению, неделю общения с коллегами-единомышленниками, а также возможность увидеть и узнать, как работают наши коллеги в Армении, можно приравнять к реабилитационному мероприятию, которое после общения с нашими правоохранительными и су- дебными органами просто необходимо и предоставляет возможность продолжить работу с новыми силами.

Насыщенная программа мероприятия, а также необходимость удаленно продолжать работу, не позволили произвести осмотр достопримечательностей Еревана. Но это было не главное.

Встречи с Уполномоченным по правам человека Армении, действующим судьей, а также коллегами-адвокатами и юристами, проживающими и работающими в Армении, запомнились их открытостью, желанием поделиться информацией, которая периодически сначала вызывала непонимание, а потом удивление: неужели так бывает?

Наибольшее впечатление у меня осталось от общения с адвокатом Арой Зограбяном. Представьте себе, что кто-либо из руководства ФПА России выезжает на обыск рядового адвоката и добивается прекращения противоправных действий правоохранительных органов. Может такое быть в России?... А в Армении может. В 2019 году Ара Зограбян был президентом адвокатской палаты Республики Армения. С пятьюдесятью коллегами-адвокатами он прибыл на обыск адвоката и, просто перекрыв выход из квартиры, не дал следователю вынести уже опечатанный и включённый в протокол обыска ноутбук обыскиваемого. И это несмотря на угрозы следователя и звонки из Генеральной прокуратуры Армении. За неделю до встречи с нами, отбыв два максимально возможных срока на посту руководителя адвокатуры Армении, Ара Зограбян не стал использовать коронавирусные ограничения или инициировать изменения законодательства, а перешёл на работу в школу адвокатуры Армении. Подобное поведение представителя руководства адвокатской палаты у меня вызывает глубокое уважение, коллеги Ары Зограбяна относятся к нему также.

Способность личности на поступок, а также непосредственные конкретные действия, подтверждающие эту способность, даже при несогласии с мотивацией и убеждениями этой личности, с большей вероятностью вызовут уважение к ней, чем к желающим избежать проблем и опасающимся, как бы чего не вышло или не стало хуже.

Талантов Дмитрий Николаевич, адвокат, президент Адвокатской палаты, Адвокатская палата Удмуртской Республики (Talantov Dmitri Nikolaevich, advocate, President of advocate chamber, advocate chamber of Udmurt Republic)

Конечно, я отдаю себе отчёт в истинности утверждения – там хорошо, где нас нет. Понятно и то, что Ереван – это ещё не вся Армения, как и Москва вообще ни разу не Россия. Тем не менее… В Армении просто бросается в глаза человеческая доброта. Не нарочитая, напоказ, а естественная, в которой не обманешься. Пример, меня поразивший. Из аэропорта в гостиницу вёз таксист. Разумеется, дал ему чаевые. Он был смущён так, что и я испытал неудобство: что я не так делаю? И вот обратно то ли по совпадению, то ли по условиям организаторов поездки вёз тоже он. Мало того, что попросил ничего «сверху» не давать, но попросил продиктовать мой адрес. Представляете, услышал разговор о том, что мне нравится варенье из грецких орехов. Я, говорит, варю самое лучшее, такое нигде не найдёте, пришлю. Фантастика, «Мимино» какое-то! А собаки, которые бегают по Еревану веселые и довольные? Это не показатель? По-хорошему шокировали встречи с судьями и Уполномоченным по правам человека. Мы, россияне, просто не в состоянии представить такую степень откровенности, открытости и уважения к праву и гражданам. Пример. В производстве судьи находится спор о том, кто является начальником Генштаба армии. Заметьте, в период войны с соседней страной. Само по себе шокирует. Задаём вопрос: оказывается ли на Вас властями по этому делу давление? Вижу: человек просто не понимает, о чем речь! «Я же судья!». Думаю: черт возьми, у этой страны, у этих людей есть будущее! Адвокатура. Приятная неожиданность. Только что председателем коллегии адвокатов избран мой земляк, долгое время живший в Удмуртии. Избран общим голосованием всех адвокатов страны. Сравните с нашим мраком, когда руководители ФПА нам говорят, что даже в субъектах России это невозможно: «Нам что, стадион для организации выборов арендовать?». Разумеется, в армянской адвокатуре полнейшая открытость руководства, в том числе финансовая. Иначе нельзя – просто пинком под зад, не говоря, что не изберут. Как следствие, с адвокатурой Армении считается государство. И все бы было по поездке хорошо… Но стало стыдно за нашу российскую адвокатуру. Безумно стыдно.

Краткое сообщение