Овсянка-ремез Ocyris rusticus на территории Вишерского и Норского заповедников
Автор: Колбин Василий Анфимович
Журнал: Антропогенная трансформация природной среды @atps-psu
Рубрика: Сохранение природной среды
Статья в выпуске: 1 т.9, 2023 года.
Бесплатный доступ
Приведены сведения по состоянию и динамике численности локальной гнездовой популяции овсянки-ремеза на территории Вишерского заповедника Пермского края. Средняя плотность населения овсянок-ремезов на территории заповедника в гнездовое время по данным до 2014 г. составила: в горно-таежных лесах 1,5±1,2 пар/км2, в долинных лесах 1,4±1,1 пар/км2. Проводится сравнение с Норским заповедником Амурской области, где вид встречается на пролете, анализируется динамика численности мигрирующих птиц. Обсуждается обоснованность включения вида в Красные книги РФ и ряда регионов.
Северный урал, приамурье, динамика численности, плотность населения птиц, сохранение биологического разнообразия
Короткий адрес: https://sciup.org/147240983
IDR: 147240983
Текст краткого сообщения Овсянка-ремез Ocyris rusticus на территории Вишерского и Норского заповедников
ФГБУ «Государственный заповедник «Норский», п. Февральск, Амурская область, Россия ,
,
Овсянка-ремез Ocyris rusticus с недавних пор внесена в Красные книги РФ [9], Пермского края [11], Амурской области [1] и других регионов, а также в красный список МСОП (в России по шкале МСОП – VU A2abcd; в Красном списке МСОП – VUA2abcd+3bcd+4abcd). Главной причиной тревоги о судьбе в недалеком прошлом благополучного вида явилось резкое снижение его численности в западной части ареала [13–14] и на местах зимовки, кроме того, в некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока отмечено существенное сокращение численности мигрирующих птиц [3, 5]. В целом, по экспертной оценке, численность популяции вида снизилась на 30-49% [15], а в Норвегии на 73% [14]. С другой стороны, многолетние наблюдения на Камчатке [4] и в Хабаровском крае – в заповедниках «Буреинский» и «Бастак» [2] – показали, что снижения численности овсянки-ремеза в этих регионах нет, а нередко выявляется рост. Поэтому Марат Фарисович Бисеров пришел к выводу, что столь
BY массовый вид необходимо исключить из Красной книги РФ. Очевидно, что включение овсянки-ремеза в Красную книгу произошло под впечатлением резкого исчезновения овсянки-дубровника Ocyris aureola на Европейской части РФ и, вероятно, в данной ситуации лучше перестараться с охраной, чем не уследить. Хотя конечно, такие немногочисленные виды Восточной Сибири с незначительной площадью ареалов, как желтобровая Ocyris chrysophrys и рыжая овсянки O. rutilus, возможно уязвимы в большей степени и вполне заслуживают включения в соответствующие документы, о чем резонно говорит Марат Фарисович. Как бы то ни было, мониторингу состояния вида должно быть уделено пристальное внимание.
Материал и методика
Материал собирался во время плановых учетов птиц на Северном Урале и Северном Приамурье на территориях Вишерского (241.2 тыс. га) и Норского (211.2 тыс. га) заповедников, также использовались данные, полученные в Комсомольском заповеднике. Целевых исследований по данному виду не проводилось. В Вишерском заповеднике наблюдения осуществлялись с 1994 по 2022 гг., в Комсомольском заповеднике – с 1983 по 1994 гг., в Норском – с 2000 по 2021 гг., включая территорию Орловского федерального заказника, подчиненного Норскому заповеднику. Для оценки динамики численности пролетных птиц в Норском заповеднике брались только те годы, когда наблюдения приходились на период миграции овсянок-ремезов. Маршрутные учеты проводились с использованием наиболее распространенных методик [8, 12]. Протяженность пеших маршрутов в безморозное время на территории Вишерского заповедника составила 3159 км, Норского – 1317 км, Комсомольского – 355 км.

Рис. 1. Пролётный самец овсянки-ремеза в пойме р. Селемджа (Норский заповедник)
28 апреля 2011 г. Фото В. Колбина
Fig. 1. A male of the Rustic Bunting in the floodplain of the river. Selemdzha (Norsky strict nature reserve) April 28, 2011. Photo by V. Kolbin
Результаты и обсуждение
Характер пребывания. Овсянка-ремез – обычный пролетный вид для Комсомольского и Норского заповедников, для Вишерского – гнездящийся перелетный вид, численность которого в последнее десятилетие существенно снизилась. В Комсомольском заповеднике весенний пролет проходил с третьей декады марта до середины мая, осенний – с первой декады сентября до конца октября [6]. В Норском заповеднике к началу наблюдений в третьей декаде апреля стайки этих овсянок были обычными в пойме р. Селемджи (рис. 1 / fig. 1), в нижнем течении р. Норы, на проселочной дороге, проходящей параллельно железной дороге вдоль северо-восточной границы заповедника, в окрестностях поселков Норск и Февральск, в пойме р. Орловка Орловского заказника. В 2020 году, когда наблюдения велись с 1 апреля, первая встреча зафиксирована 20 апреля. Самые поздние встречи отмечены 26 сентября
2014 г., 7 октября 2017 г., 28 сентября 2019 г. Прилет в Вишерском заповеднике проходит в начале мая. Первые встречи: 2 мая 2014 г., 7 мая 2019 г. Осенью пролетные овсянки-ремезы встречаются в пойме реки Вишеры. Отлет завершается к началу третьей декады сентября. Самые поздние осенние встречи: 21 сентября 2015 г., 22 сентября 2018 г., 20 сентября 2020 г.
Местообитание. Овсянка-ремез – чисто лесная овсянка. Птицы селятся в смешанных и темнохвойных равнинных пойменных лесах, достаточно обычны в горно-таежных лесах на участках с высокой увлажненностью и вблизи ручьев. В горных редколесьях в гнездовое время встречались не регулярно. Во время по-слегнездовых кочевок и осенней миграции на территории Вишерского заповедника овсянки-ремезы регистрировались как в горных редколесьях, так и в поймах. На пролете в Норском и Комсомольском заповедниках птицы отмечались в пойменных комплексах, проявляли тяготение к синантропному ландшафту – пустырям, проселочным дорогам.

Рис. 2. Беспокоящийся самец овсянки-ремеза в пойме р. Малая Мойва (Вишерский заповедник) 4 июля 2013 г. Фото В. Колбина
Fig. 2. Male Rustic Bunting in the floodplain of the river. Malaya Moyva (Vishersky strict nature reserve) worries about chicks July 4, 2013. Photo by V. Kolbin
Гнездование. Орнитологами Пермского университета летные выводки овсянок-ремезов наблюдались 12 июля 1993 г. на р. Велс, 4 июля 1994 г. в районе устья р. Большая Мойва, 17 июля 1995 г. на р. Улс [10]. Данные овсянки обычно живут отдельными парами, часто на значительном расстоянии одна от другой. Нами беспокоящиеся возле плохо летающих слетков взрослые птицы отмечены в долине р. Малая Мойва 25 июля 2009 г., 4 июля 2013 г.
(рис. 2 / fig. 2), 24 июля 2020 г. В долине р. Вишеры по тропе к хребту Тулымский камень 17 июля 2021 г. встречен выводок овсянок-ремезов (рис. 3 / fig. 3), беспокоящиеся самец и самка в этом же районе отмечены 13 июня 2022 г. В то же время необходимо отметить, что в елово-березовом лесу в долине р. Лы-пьи в 2 км от кордона, где 1–2 пары постоянно гнездились в 90-е годы данные овсянки уже 10 лет не встречаются.

Рис. 3. Слеток овсянки-ремеза в долинном ельнике 17.07. 2021 г. Вишерский заповедник
Fig. 3. Fledgling of the Rustic bunting in a valley spruce forest 17.07. 2021 Vishersky strict nature reserve
Численность. Средняя плотность населения овсянок-ремезов на территории Вишерского заповедника в гнездовое время по данным до 2014 г. составила в горнотаежных лесах 1,5±1,2 пар/км2, в долинных лесах 1,4±1,1 пар/км2. Анализ динамики численности в долинных и горно-таежных ельниках по годам показал снижение плотности населения в гнездовое время (рис. 4 / fig. 4). Осенью до недавнего времени в пойме р. Вишеры шел достаточно интенсивный пролет овсянок-ремезов: так, в районе урочища «71 квартал» во второй декаде сентября 2010 г. плотность населения пролетных птиц составила 101,8 ос./км2, также во второй декаде сентября 2015 г. в окрестностях кордона Лыпья плотность пролетных птиц была 39 ос./км2. В сентябре 2018 г. на данном месте были зарегистрированы только 3 птицы, в сентябре 2022 г. овсянки-ремезы не отмечены вообще.
В другом заповеднике Пермского края – «Басеги» – плотность населения в горной тайге снизилась с 20 пар/км2 в конце прошлого века до 1,5 пар/км2 в последние десять лет [7].
В Норском заповеднике колебания численности пролетных овсянок не выявили существенного отрицательного тренда (рис. 5 / fig. 5).

Рис. 4. Динамика численности овсянки-ремеза Ocyris rusticus в ельниках Вишерского заповедника
Fig. 4. Population dynamics of the Rustic bunting Ocyris rusticus in the spruce forests of the Vishersky strict nature reserve

Рис. 5. Динамика численности пролетных овсянок-ремезов на территории Норского заповедника и на сопредельных землях Fig. 5. Population dynamics of migrating Rustic buntings on the territory of the Norsky strict nature reserve and on adjacent lands
Таким образом, можно констатировать существенное сокращение численности овсянки-ремеза в Вишер-ском заповеднике, как для гнездящихся птиц, так и для пролетных. Возможно одной из причин снижения численности является деградация лесов вследствие изменения климата, проявляющаяся в увеличении площади ветровалов, как на территории заповедника, так и на сопредельных землях. Кроме того, сказывается и сокращение площади коренных ельников в регионе вследствие обширных рубок. Нельзя исключить и неблагоприятную обстановку на местах зимовки в ЮгоВосточной Азии, где все усиливается химизация сельского хозяйства и сокращаются площади лугов, лесов и залежей.
Список литературы Овсянка-ремез Ocyris rusticus на территории Вишерского и Норского заповедников
- Антонов А.И., Бабыкина М.С., Хэйм В. Овсянка-ремез Emberiza rustica Pallas 1776 // Красная книга Амурской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов. Благовещенск: Изд-во ДальГАУ, 2020. С. 160–161.
- Бисеров М.Ф. О необходимости исключения овсянки-ремеза Ocyris rusticus из Красной книги Российской Федерации // Русский орнитологический журнал. 2021. Т. 30. , Вып. 2087. С. 3047–3055.
- Вальчук О.П., Лелюхина Е.В. Разнообразие осенних миграционных стратегий овсянковых Emberizidae в Южном Приморье // Русский орнитологический журнал. 2019. Т. 28., Вып. 1760. С. 1840–1841.
- Герасимов Ю.Н., Герасимов Н.Н., Бухалова Р.В. Овсянка-ремез Ocyris rusticus на Камчатке // Русский орнитологический журнал. 2019. Т. 28. Вып. 1726, С. 487–490.
- Дурнев Ю.А., Морошенко Н.В. Критическое снижение численности овсянки-ремеза Ocyris rusticus: современная ситуация в области Байкальского рифта // Русский орнитологический журнал. 2020. Т. 29. Вып. 2016. С. 6118–6120.
- Колбин В.А., Бабенко В.Г., Бачурин Г.Н. Птицы Комсомольского заповедника // Позвоночные животные Комсомольского заповедника. М.: 1994. С. 13–41.
- Наумкин Д.В., Преображенская Е.С. Овсянка-ремез // Атлас гнездящихся птиц европейской части России. М.: Фитон XXI, 2020. С. 840–842.
- Наумов Р.П. Методики абсолютного учета птиц в гнездовой период на маршрутах // Зоологический журнал. 1965. №1. С. 81–92.
- Рымкевич Т.А., Вальчук О.П., Стрельников Е.Г. Овсянка-ремез Emberiza rustica (Pallas 1776) // Красная книга Российской Федерации, том «Животные». М.: ФГБУ «ВНИИ Экология», 2021. С. 811–814.
- Шепель А.И., Зиновьев Е.А., Фишер С.В., Казаков В.П. Животный мир Вишерского края: Позвоночные животные. Пермь, 2004. С. 1–208.
- Шепель А.И., Наумкин Д.В., Колбин В.А. Овсянка-ремез // Красная книга Пермского края. Пермь: Алдари, 2018. С. 55.
- Щеголев В.И. Количественный учет птиц в лесной зоне // Методики исследования продуктивности и структуры птиц в пределах их ареалов. Вильнюс, 1977. С. 95–102.
- Яковлева М.В., Сухов А.В. Овсянка-ремез Ocyris rusticus в заповеднике «Кивач» // Русский орнитологический журнал. 2017. Т. 26. Вып. 1409. С. 726–731.
- Dale S., Hansen K. Population decline in the Rustic Bunting Emberiza rustica in Norway // Ornis fennica. 2013. Vol. 90. № 4. P. 193–202.
- Edenius L., Choi Ch., Helm W., Jaakkone N., De-Jong A., Ozaki K., Roberge J.M. The next common and widespread bunting to go? Global population decline in the Rustic Bunting Emberiza rustica // Bird Conservation In-ternational. 2016. Vol. 1. P. 1–10. https://doi.org/10.1017/S0959270916000046