Палеогеография конца позднего плейстоцена района палеолитической стоянки Усть-Кова (по результатам палеокарпологических и палеомерзлотных исследований)
Автор: Дроздов Н.И., Чеха В.П., Пономарева Е.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XVII, 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521820
IDR: 14521820
Текст статьи Палеогеография конца позднего плейстоцена района палеолитической стоянки Усть-Кова (по результатам палеокарпологических и палеомерзлотных исследований)
Слой 7. Супеси желтовато-серые, горизонтально-слоистые, что подчеркивается линзами, слойками охристых (ожелезненных) песков. Отмечаются редкие валуны долеритов (пойменный аллювий террасы). Вскрытая мощность 0,5–0,7 м.
Хроностратиграфическая интерпретация разреза выглядит следующим образом: слои 1–2 – голоцен, слой 3 – сартанское время, слои 4–6 – поздне-каргинское время.
Пробы на палеокарпологический анализ, отобранные из современной почвы и слоев 2–4, проанализированы палеоботаником Е.А. Пономаревой. Из коричневых суглинков слоя 4 выделены карпоиды следующих семейств и видов: осоковые (осоки), крапивные (крапива двудомная), гречишные (горец птичий или спорыш), лютиковые (лютик едкий), крестоцветные (ярут-ка полевая), розоцветные (лапчатка гусиная), березовые. Таким образом, восстанавливается разнотравная ассоциация с участием березы (карпоиды встречаются редко, очевидно существовали небольшие рощицы). Основная роль в травянистом ярусе принадлежит растениям эрозионных почв, именуемых как «рудеральная сорная растительность». Эти растения обычно сопровождают человека, произрастая вокруг жилищ, вдоль дорог, на пустырях, а также формируя группировки на обнаженных почвах. Поэтому указанную сорную растительность можно интерпретировать как связанную с человеком, так и с влиянием климата в сторону иссушения и ксерофитиза-ции. Некоторые виды осок и лютика едкого могут указывать на лесостепную (как зональную) растительность.
Полученные из вышележащих отложений (слой 3) карпоиды и соответственно определенные растения принадлежит к тем же видам, что и в слое 4, но совсем нет древесных форм. Очевидно, это может быть связано с продолжающейся аридизацией климата в сартанское время.
Флора из современной почвы отражает рецентную растительность - семейства крапивные (крапива двудомная), гречишные (горец вьющийся), лебедовые (лебеда раскидистая), маревые (марь белая, сизая), лютиковые (лютик едкий, ползучий), крестоцветные (пастушья сумка), разноцветные (гравилат речной, лапчатка гусиная), подорожниковые (подорожник средний), гребенщиковые (одуванчик). Единично отмечаются карпоиды березы. В целом семена и плоды также отражают существование разнотравных ассоциаций, развивающихся, во-первых, на обнаженных почвах, во-вторых, как сорная растительность, сопровождающая деятельность человека.
В настоящее время участок стоянки с изученными в геологическом плане раскопами располагается в пределах разнотравного таежного луга с многочисленными следами жизнедеятельности человека, в т.ч. с широким развитием рудеральной растительности. Результаты палеокарпологическо-го анализа позднекаргинско-сартанских и голоценовых образований свидетельствуют в целом как о достаточно благоприятных природных условиях с колебаниями в сторону иссушения или увлажнения, так, по-видимому, и о длительном обживании этого района древними людьми.
Наряду с указанными отрезками времени здесь выделяются этапы с крайне суровыми природными условиями, с широким развитием мерзлот- ных явлений, активной денудацией. Очевидно, что они не нашли отражения ни в отложениях, ни в палеокарпологическом материале.
Мерзлотные явления в позднечетвертичных образованиях и в погребенном рельефе разделяются на две группы: 1) трещинно-полигональные (ПЖЛ); 2) связанные с сезонно-талым слоем (СТС)–ГЖ, каменные кольца и пятна-медальоны, криотурбации (солифлюкционные, инволюционные, инъекционные) [Дроздов, Чеха, 2002].
К наиболее древним в пределах изученных разрезов криогенным проявлениям относятся ПЖЛ в верхней части пойменного аллювия террасы.
Следующий комплекс криогенных разновозрастных явлений приурочен к ископаемому почвенному комплексу и к самой верхней части пойменного аллювия и представлен: 1) криотурбациями (объединяющими криосолиф-люкционные явления, инъекции и инволюции; 2) ПЖЛ; 3) ГЖ; 4) пятнами-медальонами и структурными грунтами (слой 6).
Из древесных углей ископаемой почвы получен ряд 14С-дат: 32 865 (СОАН-1875), 30 100 ± 150 (ГИН-1741), 28 050 ± 670 (СОАН-1876), 34 300 ± 900 (ГИН-5929) л.н. Они показывают, что разрушение почвы мерзлотными процессами происходило в середине каргинского времени, очевидно, во время коношельского похолодания, максимально проявившегося в северных районах Сибири.
Следы более молодого этапа криогенеза наиболее показательны и представлены ПЖЛ, пятнами-медальонами, структурными грунтами. Положение ПЖЛ в разрезах вполне определенное - они везде прорывают деформированную нижнюю почву. Можно предполагать, что формирование ледяных жил наиболее интенсивно протекало после образования слоя коричневых суглинков, представляющих верхнюю часть ископаемого педокомплекса и фиксировавших дневную поверхность.
Абсолютную хронологию событий позволяют восстановить 14С-даты. Из карбонатных суглинков (слой 5) получена дата 23 920 ± 310 (КРИЛ-381), а из коричневых – 21 755 ± 230 (АА-8887). По-видимому, из нижней части песков слоя 3 получена дата 14 220 ± 100 (ЛЕ-1372). Таким образом, окончание формирования почвенного комплекса было приурочено к концу каргинского времени. Самый молодой этап криогенеза при таком варианте был обусловлен максимумом похолодания в сартанское время (20–18 тыс. лет, гыданская стадия похолодания).
По длительности и глубине климатических изменений этапы криогенеза могут быть квалифицированы как кризисные, экстремальные. При этом предполагается относительное выравнивание климатических условий в эти этапы на всем пространстве юга Средней Сибири. Суммарная длительность всех этапов криогенеза не превышает 3-5 % от длительности позднего плейстоцена. Помимо появления многолетнемерзлых пород в эти этапы происходило замедление осадконакопления, в растительном покрове появились группировки, сходные с северо-таежными, а в животном мире – представители тундровой фауны (лемминги, песцы).
Периоды с резким ухудшением климата накладывались на эволюционное, достаточно плавное развитие природы с чередованием эпох потеплений и похолоданий.