Палеоэкология пещеры Конмонг (Северный Вьетнам)

Автор: Деревянко Анатолий Пантелеевич, Кандыба Александр Викторович, Чеха Андрей Михайлович

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Археология Евразии

Статья в выпуске: 5 т.18, 2019 года.

Бесплатный доступ

На территории Северного Вьетнама были получены археологические и геохронологические данные, свидетельствующие о непрерывном существовании здесь единой технологической традиции в обработке камня на рубеже плейстоцена и голоцена. На основании сравнительного анализа археологических и естественнонаучных материалов нами проведена корреляция между культурными слоями находящейся в данном регионе пещеры Конмонг. Использовались реперные виды палеонтологических и палинологических коллекций, которые позволили охарактеризовать климат и ландшафты времени накопления культурных слоев пещер. На основе археозоологического анализа рассмотрены трофические приоритеты обитателей. Допустимо предположить, что в результате палеоэкологических катастроф (похолодания и т. д.) ареал древних популяций человека в китайско-малайской зоне сужался, однако архантропы никогда ее не покидали. Изменения, повлекшие за собой значимую культурную трансформацию, происходили уже в рамках сложившихся общностей людей современного типа иместных технологических традиций.

Еще

Северный вьетнам, пещера конмонг, верхний палеолит, неолит, каменная индустрия, сon moong cave

Короткий адрес: https://sciup.org/147220115

IDR: 147220115   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-5-64-68

Текст научной статьи Палеоэкология пещеры Конмонг (Северный Вьетнам)

Вплоть до недавнего времени основным мнением в палеолитоведении являлась точка зрения, что важнейший эволюционный скачок в культурном и технологическом развитии человека современного типа произошел около 40 тыс. л. н. в результате так называемой верхнепалеолитической революции. Однако по мере интенсификации палеолитических исследований за пределами европейской ойкумены данная парадигма утратила свою универсальность. Полученные в последние годы данные уверенно указывают на то, что, с одной стороны, современная анатомия человека сформировалась гораздо раньше, а с другой – ряд основных культурных признаков верхнего палеолита фиксируется в археологических комплексах значительно большей древности. При этом в некоторых областях Евразийского континента, таких как территория Северного Вьетнама, революционных изменений в культурном и технологическом развитии человека не происходило.

Впервые изучение палеолита на территории Вьетнама было предпринято французскими геологами. В 1909–1923 гг. А. Мансюи проводил исследования в пещерных объектах провинции Лангшон и на данных материалах выделил ранненеолитическую культуру Бакшон [Mansuy, 1924; Mansuy, Colani, 1925]. В 1926–1931 гг. М. Колани проводил раскопки в пещерных памятниках в провинциях Хоабинь, Ниньбинь, Тханьхоа и Кванбинь, по итогам изучения которых выделил Хоабиньскую археологическую культуру, отнесенную к финалу позднего палеолита – началу неолита [Colani, 1927]. В 1960-х гг. были начаты исследования палеолита вьетнамскими археологами. Им принадлежит открытие более древней культуры позднего палеолита Шонви [Ha Van Tan, 1971; Ha Van Tan et al., 1999].

Несмотря на сделанные важные открытия, проблема происхождения этих культур, их развития и преемственности еще далека от решения. Поэтому в качестве опорного памятника для исследований с такой целью нами была выбрана многослойная пещера Конмонг, археологические комплексы которой относятся к выделенным ранее культурно-хронологическим диапазонам финала плейстоцена – начала голоцена. Ввод в научный оборот новых материалов из раскопок этого объекта позволит более объективно судить о процессах культурного развития на территории Северного Вьетнама в данное время.

Результаты исследований и их обсуждение

Пещера Конмонг (N20o40′860′′; E105o65′164′′) общей площадью 230 кв. м была открыта в 1974 г. и исследовалась вьетнамскими археологами в 1975–1976 и 2008 гг. [Nguyễn Khắc Sử, 2009]. По результатам этих раскопок, а также последующих исследований российско-вьетнамской экспедиции в 2010–2014 гг. в пещере было выявлено и подробно изучено три основных культурно-хронологических периода.

Отложения, отражающие самый ранний культурный период, обладают мощностью в среднем до 2,5 м. Слой темно-коричневого цвета, встречаются целые раковины улиток, главным образом вида Cycloporus . Найдены следующие типы артефактов: чопперы, обломки гальки, ретушированные отщепы и кости животных со следами обработки. Эти орудия характерны для культуры Шонви и датируются позднепалеолитическим временем. C14-даты, полученные по нескольким раковинам, укладываются в период от 11 000 до 15 300 л. н.

Мощность отложений второго культурного подразделения в среднем составляет 1,2 м. Отложения черновато-коричневого цвета, плотно насыщены сильно фрагментированными раковинами, главным образом Cycloporus . В отличие от шонвинских орудий первого культурного подразделения во втором появляются орудия типа Суматра миндалевидной и дисковидной формы, короткие и длинные топоры, костяные острия и скребла из раковин. Эти артефакты, характерные для культуры Хоабинь – типичный орудийный набор для широко распространенных в этом регионе позднепалеолитических памятников. Кроме того, в данном культурном подразделении фиксировалось наличие захоронений людей на боку с поджатыми ногами, с каменным инвентарем, раковинами устриц и охрой. C14-даты периода варьируют в диапазоне от 9300 до 12000 л. н.

Мощность отложений третьего культурного слоя в среднем составляет 1,2 м. Представлен известняковой глиной различных цветов, изменяющихся от коричневого в нижних уровнях до желтого в верхнем уровне. Следы целых и сломанных раковин представлены как включения, в особенности Cycloporus и Antimelani . В отличие от хоабиньских чопперов здесь встречаются каменные топоры с заточенным полированным лезвием, заточенные костяные острия, ножи для резки раковин устриц и керамика. Каменный инвентарь подобного вида часто присутствует в позднепалеолитических памятниках культуры Хоабинь и на ранненеолитических памятниках Бакшон. C14-даты из третьего культурного слоя укладываются в диапазон от 8500 до 9200 л. н.

Большинство планиграфических элементов и артефактов, обнаруженных в пещере, включают в себя очаги, кости животных, остатки растительности, захоронения и костные останки людей. Очаги встречаются в каждом культурном периоде. Количество очагов снизу вверх по стратиграфической колонке увеличивается, но при этом уменьшаются их размеры, а площадь распространения сдвигается в сторону входа.

Палинологический анализ позволил установить, что наряду с Canarim nigrum Engler и Thea sp . в регионе произрастали и иные виды флоры. В первом культурном слое были найдены споры Polypodiaceae , Cyatheaceae , в отложениях второго и третьего слоев – множество растительной пыльцы, принадлежащей Chenopodiaceae , Leguminosae , Rubiaceae , Myricaceae , Meliaceae и Fagaceae , Meretrix meretrix . Компоненты флоры показывают, что климат здесь на границе эпох плейстоцена и голоцена (11 000–10 000 л. н.) был жаркий и влажный.

Анализ малакофауны позволил зафиксировать в отложениях первого культурного периода в основном Cycloporus fulguratus , Camaena vayssierei и Hybocystis srossei . Во втором слое дополнительно к Cycloporus были найдены Antimelania swinhoei , Antimelania siamensis , Antimalania costula , Lanceolaria laevis , Lanceolaria gray , Lanceolaria frustorferi , Oxynaria diespiter , Oxynaia sp . и Sinohyriopsis cumingii . Видовой состав менялся от моллюсков, средой обитания которых являются ручьи и реки горных районов, к морским видам, больше использовавшихся в эпоху Бакшон.

Фаунистический комплекс представлен останками животных, характерных для тропического муссонного климата: Rhinoceros , Cervus sp , Rusa unicolor Kerr , Mintiacus muntjac Zim-mernann , Bividae , Capricornis sumatraensis Bechtein , Macaca of mulata Zimmernann , Scluridae gen et sp. Indet , Cannidae gen et sp. Indet , Aretoryx collaris F.Cuvius , Sus scrofa L. , Pradoxurus hermaphroditus Pllas , Anser. Lophuru sp. , и Rattus sp . Кости в основном фрагментированы, иногда сильно обожжены.

Заключение

На основании C14-дат предполагается, что жители Конмонга проживали здесь в течение 8 000 лет – с 16 000 до 8 000 л. н. В настоящий момент самыми ранними компонентами являются артефакты шонвинской культуры, соответствующей позднему палеолиту, за ней следует типичный ранний Хоабинь и далее бакшонский материал.

Антропологический материал пещеры свидетельствует о расселении в ней человека современного анатомического вида. Однако используемые им технологии первичной и вторичной обработки камня мало чем отличались от индустрии, типичной для стоянок раннего палеолита Вьетнама. Сравнение с другими памятниками Юго-Восточной Азии показывает слабые видовые изменения в фауне и относительную стабильность культурного развития населения района Конмонг, в то время как подобные памятники на Борнео, в Таиланде и Малакке претерпевали изменения видового состава с вымиранием или замещением в течение плейстоцена – начала голоцена.

Список литературы Палеоэкология пещеры Конмонг (Северный Вьетнам)

  • Colani M. L’аge de la pierre dans la province de Hoa-Binh. Memoires du Service Geologique de L’Indo-Chine. Hanoi, 1927, t. 14. 1.
  • Ha Van Tan. Văn hóa Son Vi. Khảo cổ học, 1971, Số 11-12, t. 60-69.
  • Ha Van Tan, Nguyễn Khắc Sử, Trình Năng Chung. Văn hóa Son Vi. Hanoi, Nhà Xuất bản Khoa học xã hội, 1999, 150 t.
  • Mansuy H. Contribution à l’etude de la préhistoire de l’Indo-Chine. IV. Stations préhistoriques dans les cavernes du massif calcaire de Bac-Son. Memoires du Service Geologique de L’Indo-Chine. Hanoi, 1924, t. 11.
  • Mansuy H., Colani M. Contribution à l’étude de la préhistoire de l’Indo-Chine. VII. Néolithique inferieur (Bacsonien) et néolithique supérieur dans le Haut-Tonkin. Memoires du Service Geologique de L’Indo-Chine. Hanoi, 1925, t. 12. 3.
  • Nguyễn Khắc Sử. Hang Con Mong giới thiệu và nhận xét. Khảo cổ học, 1977, Số 2, t. 26-35.
  • Nguyễn Khắc Sử. Con Mong cave: new data and new perceptions. Vietnam Archaeology, 2009, no. 4, p. 40-52.
Статья научная