Палинокомплексы из келловейских отложений европейского севера России
Бесплатный доступ
Сотрудниками лаборатории палеонтологии по результатам изучения таксономического состава келловейских миоспор выделены палинокомплексы из отложений европейского севера России, даны их характеристики и коррелятивные признаки.
Короткий адрес: https://sciup.org/149128484
IDR: 149128484
Текст краткого сообщения Палинокомплексы из келловейских отложений европейского севера России
ПАЛИНОКОМПЛЕКСЫ ИЗ КЕЛЛОВЕЙСКИХ ОТЛОЖЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ
Сотрудниками лаборатории палеонтологии по результатам изучения таксономического состава келловейских миоспор выделены палинокомплексы из отложений европейского севера России, даны их характеристики и коррелятивные признаки.
Встречаемость спор и пыльцы в осадках почти всех генетических типов, возможность извлечения их из кернов буровых скважин, хорошая сохранность поллениновых оболочек дают возможность детально расчленять осадочные толщи, в том числе и отложения, не содержащие другие ископаемые. Однако наиболее существенным моментом, определившим широкое применение палинологии в стратиграфии, является возможность корреляции разнофациальных отложений по комплексам микрофито-фоссилий на различных территориях.
Объектом наших исследований были келловейские отложения бассейнов рек Сысола, Яренга и Пеша, из которых были выделены палинокомплексы. Мы установили, что состав палинокомплексов из одновозрастных отложений разных регионов характеризуются высокой степенью сходства. В них наблюдаются одни и те же группы миоспор — Leiotriletes, Cyathidites, Gleicheniidites, Osmun-dacidites, Lycopodiumsporites, Picea-pollenites, Pinuspollenites, Podocarpi-dites, Sciadopityspollenites, Classopollis. Различия проявляются только в количественном соотношении основных групп миоспор внутри палинокомплексов. Для палинокомплексов каждого региона характерны свои особенности, возможно, палеогеографические условия каждого региона наложили свой неповторимый отпечаток на формирование палинокомплекса.
Более разнообразны по родовому и видовому составу палиноспектры из отложений Яренской и Сысольской котловин. Менее насыщены спорами и пыльцой породы в северных скважинах Пешской котловины. Сравнительно бедный состав спор и пыльцы, вероятно, обусловлен существованием морского бассейна и удаленностью места захоронения миоспор от берего вой линии. Основными признаками всех выделенных нами келловейских палинокомплексов являются многочисленность спор рода Cyathidites, присутствие спор плауновых, сфагновых мхов, двумешковой пыльцы. Более высокое процентное содержание спор циатейных папоротников отмечается в скважинах келловейских отложений бассейнов рек Сысола, Яренга. Наибольшее количество спор сфагновых мхов Stereisporites и плаунов Lycopodiumsporites отмечается в отложениях северных районов. Возможно, это указывает на существование влажных и холодных условий обитания на территории Пешской котловины. Содержание безмешковых пыльцевых зерен Sciadopityspollenites в спектрах разных районов также неодинаково. Максимальное количество их отмечается в отложениях Яренской и Сысольской котловин. Растения, продуцировавшие пыльцу, произрастали в условиях теплого климата. Заметные преобразования в палинофлорах произошли в среднекелловейское время, когда в составе палиноспектров начинает преобладать пыльца Classopollis. По данным палинологических исследований количественное содержание этой пыльцы в палиноспектрах при прослеживании их с севера на юг увеличивается. Максимальное количество пыльцы Classopollis отмечается в спектрах из среднекелловейских отложений бассейна р. Сысола, а это, возможно, признак существования в то время более засушливых условий для произрастания этих растений. Судя по составу палинокомплексов, в которых значительно содержание пыльцы Classopollis, по наличию спор схизейных папоротников (споры Klukisporites variegatus) в спектрах южных районов (бассейн р. Сысола), можно сделать вывод, что на данной территории в келловейское время была достаточно теплая климатическая обстановка.
Восстановление растительного покрова юрского периода по палинологическим данным сопряжено с большими трудностями. Юрская флора содержит значительное количество ныне вымерших растений, жизненные формы и экология которых могут быть только предположительными. Лишь немногие споры и пыльца более или менее достоверно связаны с производившими их растениями и их современными аналогами. Однако даже неполное представление о растительном покрове столь отдаленного периода имеет большое значение. Трудно говорить и о характере климата в мезозое, так как многие растения, которые принимаются в качестве индикаторов сухого или влажного, холодного или теплого климата, могут принадлежать к одному и тому же роду, но по-разному реагировать на окружающую внешнюю среду. Можно сделать только предположение о существовании теплого и влажного климата в более южных районах (бассейн рек Сысола и Яренга) в ранне-келловейское время и о смене его в среднепозднекелловейское время на более сухой. Смена климата вызвала перестройку мезофильной флоры, выразившуюся в адаптации растений к новым условиям и перемещении части влаголюбивых папоротникообразных в более северные районы (бассейн р. Пеша), которых не коснулась аридизация климата.
На основании детального изучения состава палинофлоры, выделения характерных палинокомплексов решаются задачи расчленения, корреляции келловейских отложений европейского севера России, выявления основных закономерностей распределения миоспор в зависимости от смены палеообстановок.
М. н. с. Л. А. Селькова