Память о предательстве: образ коллаборациониста в послевоенном советском кинематографе

Автор: Романько Олег Валентинович, Просолова Екатерина Викторовна

Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu

Рубрика: Вторая мировая война в исторической памяти

Статья в выпуске: 1 т.28, 2023 года.

Бесплатный доступ

Введение. Проявления коллаборационизма советских граждан в период Великой Отечественной войны достаточно хорошо изучены, однако проблематика восприятия коллаборационистов в послевоенное время нуждается в дополнительном освещении. Особо интересным представляется отражение данной темы в художественном кинематографе, который являлся одним из важнейших средств пропаганды. Методы и материалы. Основой исследования стал системный подход. Были применены историко-генетический и историко-сравнительный методы, кроме того, для выявления в фильмах характерных персонажей, образов, идей использовался контент-анализ. Исследование было проведено на базе опубликованных материалов, а также архивных дел, позволяющих сравнить мотивацию коллаборационистов в период Великой Отечественной войны с ее репрезентацией в советском кинематографе. Анализ. Изучение эволюции освещения Великой Отечественной войны и связанных с ней событий в кинематографе позволило выявить основные жанровые и стилистические приемы, использующиеся для демонстрации места и роли коллаборационистов. Через анализ мотивации коллаборационистов на основе протоколов их допросов и следственных дел, а также рассмотрение их поведения в художественных фильмах были определены функции указанной темы в советском пропагандистском дискурсе. Результаты. Изучение методов и форм демонстрации коллаборационизма показало, что эта проблема находила свое отражение в советском кинематографе на протяжении всего послевоенного периода. Сотрудничество с немцами при этом объяснялось несколькими причинами: националистическими мотивами, ненавистью к советской власти, трусостью или желанием спасти собственную жизнь и патологическими проявлениями вплоть до душевных болезней. Вклад авторов. О.В. Романько была предложена концепция статьи, осуществлялось руководство исследованием, изучены источники и историография проблемы, а также отредактирован окончательный текст работы. Е.В. Просолова провела аналитическую работу по обзору источников, систематизации и классификации образа коллаборациониста в советском кинематографе, оформила текст статьи.

Еще

Коллаборационизм, великая отечественная война, советский кинематограф, художественные фильмы, образ предателя

Короткий адрес: https://sciup.org/149142348

IDR: 149142348   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2023.1.22

Список литературы Память о предательстве: образ коллаборациониста в послевоенном советском кинематографе

  • Асташкин Д. Ю., Епифанов А. Е. Холодная осень пятьдесят пятого // Историк. 2020. N° 9 (69). С. 64-68.
  • Битва за Крым в документах органов государственной безопасности / сост., отв. ред.: И. Н. Ве-решков, С. Н. Ткаченко. Симферополь: Н. Орiанда, 2020. 452 с.
  • Ворошилова Н. В., Толмачева А. В., Стеб-линский А. М. Визуальная репрезентация образа коллаборационизма в советском кинематографе // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ 2020. № 2 (16). С. 135-143.
  • Выжутович В. Алексей Герман: «Лечь на полку непросто» // Театрал. 2013. 21 февр. URL: https://teatral-online.ru/news/1656
  • Выписка из акта «О злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в гор. Симферополь, Крым. АССР». 1944 год, 1 ноября // Архив УФСБ по Республике Крым и г. Севастополю. Ф. 100. Д. 2. Л. 210-218.
  • Выписка из протокола судебного заседания, декабрь 1944 года // Архив УФСБ по Республике Крым и г. Севастополю. Ф. 100. Д. 1. Л. 153-157.
  • Докладная записка о работе 2-го отдела НКГБ Крымской АССР за январь 1944 года // Архив УФСБ по Республике Крым и г. Севастополю. Ф. 100. Д. 1. Л. 16-32.
  • Дробязко С. И., Романько О. В., Семенов К. К. Иностранные формирования Третьего рейха. М.: АСТ: Астрель, 2011. 830 с.
  • Заключение Художественного Совета Министерства кинематографии СССР по кинофильму «Молодая гвардия» // Официальный сайт государственного учреждения культуры Луганской Народной Республики «Краснодонский ордена Дружбы народов музей "Молодая гвардия"». URL: https:// www.museum-molodgvard.ru/index.php?option=com _content&view=article&id=478:Dokumenly%20o%20filme %20 S. %20Gerasimova%20%C2%AB%20Molodaya% 20gvardiya%20%C2%BB %20&catid=82&Itemid=667
  • Записка советнику Посольства СССР в США Ю.И. Вольскому 1961 г. // Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 2329. Оп. 8. Д. 1970. Л. 52.
  • Карахан Л. Лариса Шепитько. Крутой путь «Восхождения» // Искусство кино. 2001. № 12. URL: https://kinoart.ru/texts/krutoy-put-voshozhdeniya
  • Ковалев Б. Н. Коллаборационизм в России в 1941-1945 гг.: типы и формы. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. 372 с.
  • Неотвратимое возмездие: По материалам судебных процессов над изменниками Родины, фашистскими палачами и агентами империалистических разведок / сост.: М. Е. Карышев. М.: Воениздат, 1987. 360 с.
  • Письмо Послу СССР В.И. Степакову. Белград, Сараево, 1971 г. // Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 5. Оп. 63. Д. 154. Л. 98-101.
  • Протокол допроса обвиняемого // Архив УФСБ по Республике Крым и г. Севастополю. Ф. 100. Д. 2. Л. 49-52.
  • Протокол допроса обвиняемого, г. Воздвиженка, август 1947 года // Архив УФСБ по Республике Крым и г. Севастополю. Ф. 100. Д. 4. Л. 201-204.
  • Протокол судебного заседания, Ставропольский край, май 1945 года // Архив УФСБ по Республике Крым и г Севастополю. Ф. 100. Д. 8. Л. 23-26.
  • Протокол судебного заседания, Ставропольский край, октябрь 1943 года // Архив УФСБ по Республике Крым и г Севастополю. Ф. 100. Д. 8. Л. 13-19.
  • Романько О. В. Крым в период немецкой оккупации: национальные отношения, коллаборационизм и партизанское движение: 1941-1944 / О. В. Романько. М.: Центрполиграф, 2014. 414 с.
  • Семиряга М. И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2000. 863 с.
  • Слуцкий Б. Сопротивление обстоятельствам // Искусство кино. 1967. № 9. С. 44-46.
  • Справка Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 63. Д. 154. Л. 41-51.
  • Убийцы Хатыни: 118-й украинский батальон охранной полиции в Белоруссии, 19431944 гг. / сост.: И. А. Валаханович [и др.]. М.: Пятый Рим: Фонд «Историческая память», 2018. 480 с.
  • Федоров А. В. Опыт герменевтического анализа советских аудиовизуальных медиатекстов антирелигиозной тематики на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2013. №№ 7. С. 78-94.
  • Фомин В. И. «Я разбилась в кровь»: «Восхождение». Последний фильм Ларисы Шепитько: [по повести Василя Быкова «Сотников»] // Родина. 2005. №> 6. С. 54-61.
  • Andersen T. S. "Organized Bestial Gangs" -The Second World War and Images of Betrayal in Yugoslav Socialist Cinema // Traitors, Collaborators and Deserters in Contemporary European Politics of Memory. Formulas of Betrayal. Cham: Palgrave Macmillan Memory Studies, 2018. Р. 265-283.
Еще
Статья научная