Памяти Вадима Николаевича Тихомирова

Автор: Силаева Т.Б.

Журнал: Инженерные технологии и системы @vestnik-mrsu

Рубрика: История биологической науки

Статья в выпуске: 4, 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14718927

IDR: 14718927

Текст статьи Памяти Вадима Николаевича Тихомирова

В 2007 г. Вадиму Николаевичу Тихомирову исполнилось бы 75 лет. Это широко известный в России и за рубежом ученый-биолог, специалист в ^Гт псз г-^тл гтл/'-гкаУк-аттлгтл Ул nnn4innn МЛ TV ЫЛ/'ШГЛУ П^Л-ivt-llll МД V- 1-Г! I.IJV, IV.riUl I 1IVI1 ГД 1T1VI jyijVUL'lVl HI 1 WIX-IUIIO ^rui-, тений, флористики, охраны природы, организатор отечественной науки и активный общественный деятель, член-корреспондент Российской академии наук.

Родился В. Н. Тихомиров 27 января 1932 г. в Москве. В 1949 г. он с золотой медалью окончил школу № 273 и поступил на биолого-почвенный факультет Московского университета им. М. В. Ломоносова. Это было трагичное время в жизни факультета. В 1948 г. состоялась знаменитая сессия ВАСХНИЛ, за которой последовал разгром советской биологии. В университете и других вузах требовалось воспитание студентов в духе безоговорочного преклонения перед «гением» Т. Д. Лысенко. «Антилысенковские настроения» возникли в студенчестве в начале 1950-х гг. Нетрудно догадаться, что В. Н. Тихомиров был среда студентов и преподавателей, которые не хотели поступаться принципами высокой морали, и поэтому начало его карьеры не было безоблачным.

Особо надо отметить курс студентов-биологов, на котором учился В. Н. Тихомиров. Он был необыкновенно сплоченным, дружным и ярким. ■^nci^L тгитл гмак гг гт^сттта dvi rrctmim^v^ti Йтл а а лл^лда ■ J 1I1V1UW IUKULLACa         V I iyiZlVZt 41J Ur 1VI \>U .

академики А. С. Спирин, M. В. Иванов, члены-корреспонденты РАН Б, С. Поглазов и Э. И. Воробьев, академик ВАСХНИЛ Г. С. Муромцев, академик АМН Ю. А. Владимиров, а также профессора биологического факультета МГУ К). С. Ченцов, Е. А. Дмитриев и Ф. Ф. Литвин. Близким другом всей семьи В. Н. Тихомирова была прекрасный литератор и общественница Л. С. Розанова (Ляля Розанова). Как считают однокурсники, ей, видимо, принадлежит идея знаменитой агитбригады биофака 1950-х гг. Атмосферу того времени передают некоторые современные публикации, например, сборник песен «старого биофака», воспоминания однокурсников.

В. Н Тихомиров кроме растений хорошо «знал» рыб, птиц, млекопитающих, моллюсков, насекомых, профессионально использовал эти знания во время экспедиций и полевых практик. Он был одним из немногих современных уче

ных, которых можно назвать натуралистом широкого профиля и кругозора. Однако еще студентом он решил, что натуралисту прежде всего необходимо изучать флору, поэтому для специализации выбрал кафедру высших растений, которую в то время возглавлял классик отечественной науки К. И. Мейер. На кафедре в то время работали профессора Л. М. Кречетович, Л. В. Кудряшов, доценты Д. А. Транковский, Н. Н. Каден, М. Н. Прозина, О. Н Чистякова, В. Н. Бехов. В Н. Тихомиров проявил незаурядные способности еще студентом, уже после третьего курса его зачислили стажером на кафедру и доверили вести полевую практику у первокурсников.

Склонность к научной работе В. Н. Тихомиров обнаружил также еще в студенчестве. В 1954 г. он с отличием окончил Московский университет. В том же году вышла его первая научная работа «К вопросу о морфологии завязи и плода зонтичных», опубликованная в бюллетене МОИП. После окончания университета Вадим Николаевич поступил в аспирантуру, где обучался с 1954 по 1957 г. Его официальным научным руководителем был К. И. Мейер, а неофициальным — Н. Н. Каден. Исследованию растений семейства зонтичных были посвящены кандидатская (1959) и докторская (1977) диссертации, а также многочисленные книги, обработки видов этого семейства во флорах и оп- рсДсЛ ИТ6 лях.

Вся жизнь Вадима Николаевича была связана с кафедрой высших растений. Он прошел на ней путь от аспиранта до заведующего кафедрой (с 1976 г. по июль 1998-го, когда его не стало). Здесь он стал заслуженным профессором Московского университета и очень гордился этим званием. Он великолепно владел русским языком, говорил эмоционально и убедительно, был блистательным лектором. Его лекции были похожи на хорошо продуманный спектакль. Из библиотеки доставали и приносили рукописные книги с рисованными иллюстрациями. Каждую из них можно было внести только на носилках. Из оранжерей ботанического сада зимой привозили цветущие растения, орхидеи и рододендроны.

Особое внимание В. Н. Тихомиров уделял летней полевой практике. Он считал ее очень важной в подготовке биологов-натуралистов. Все студенты, которые специализировались на кафедре, проходили такую практику. По сути, это была практика-экспедиция. Ее маршруты чаще начинались в Окском государственном заповеднике и охватывали Рязанскую, Владимирскую, Липецкую, Курскую, Белгородскую, Воронежскую области, Мордовию и другие регионы. Ее проходили и аспиранты, на нее стремились попасть преподаватели и студенты из многих городов и университетов.

Как было отмечено выше, Вадим Николаевич вел исследования во многих областях ботаники, он был одним из наиболее авторитетных ботаников XX в. Большая часть его работ посвящена системе одного из наиболее интересных и сложных семейств цветковых —- зонтичных (Umbelliferae). Ему были посвящены дипломная работа ученого, его кандидатская и докторская диссертации, обработки этого семейства во многих «флорах».

К числу наиболее важных научных обобщений Вадима Николаевича принадлежит система цветковых растений, суть которой состоит в следующем. По его мнению, система цветковых растений должна отражать и наиболее наглядно графически изображать эволюционные отношения между крупными таксонами на основе совокупности всех известных признаков. Особенно важна такая система для учебных целей. Однако в силу объективных причин ни один из существующих вариантов не отражает и не может отражать с достаточной степенью точности Генетические отношения между ТЗКСОНй- ми высокого ранга. Важнейшее достижение современной систематики — установление сравнительно небольших по объему «звеньев» системы, таких как порядки и семейства. Разногласия по их поводу несущественны и непринципиальны. Например, не столь важно, рассматривать семейство лилейных в широком смысле или выделять из него луковые, спаржевые и другие отдельно, ведь все равно между ними явно тесное родство. Серьезные затруднения вызывает объединение этих «звеньев», порядков и семейств в более высокие ранги. Разные подходы к их объединению и определяют разные варианты филогенетических систем. Система В. Н. Тихомирова построена на следующих принципах:

  • 1.    Ископаемые остатки покрытосеменных известны не раньше мелового периода. К середине этого периода цветковые уже многочисленны, уже сформировалось большинство ныне существующих семейств и родов.

  • 2.    Для объяснения этого факта нет необходимости допускать, что цветковые появились много раньше, в триасе и даже палеозое, как делают это многие ученые. По В. Н. Тихомирову, естественнее считать, что цветковые возникли в начале мелового периода как результат крупного эволюционного скачка — арогенеза. Этот арогенез обусловил быстрый подъем покрытосеменных растений на новый адаптационный уровень. Эта эволюционная вспышка в процессе адаптивной (приспособительной) эволюции (аллогенеза, или кладогенеза) сформировала исходные таксоны, давшие начало большинству порядков современных покрытосеменных.

  • 3.    Скорее всего, цветковые возникли на территории Гондваны. До ее разлома они широко распространились по ее обширному пространству. Подтверждение этому — современное распространение многих растений, особенно в Южном полушарии. Они встречаются в Южной Америке, на юге Африки, в Австралии на многочисленных островах, сильно удаленных друг от друга. Иначе как существованием ранее общего материка — Гондваны — объяснить это невозможно.

  • 4.    Цветковые монофилетичны по происхождению, т. е. они представляют собой естественный таксон, возникший от одного предка.

  • 5.    Предковая группа покрытосеменных растений не найдена. В этой «роли» испробованы практически все высшие растения (кроме мохообразных), а также некоторые водоросли. По В. Н. Тихомирову, предками цветковых были какие-то древние, мало специализированные голосеменные. Ни одна из ныне известных ископаемых или современных групп голосеменных не может рассматриваться как предок цветковых.

  • 6.    Для построения систем цветковых, считающих, что они монофилетичны, в основу надо положить одну исходную группу. Пока это гипотетическая группа, так называемый «анцест-ральный комплекс», или «палеоангеоспермы», не найдена. По В. Н. Тихомирову, это была, вероятно, небольшая по числу видов группа растений, возникшая в результате мощного арогенеза и претерпевшая бурную дифференциацию, вероятно, с участием гибридизационных процессов. Сформировалось необычное многообразие Как веер эволюционных ветвей, возникло большинство порядков современных цветковых.

  • 7.    Современные порядки и семейства цветковых имеют один эволюционный возраст, сле

  • 8.    Отдел покрытосеменных реально и естественно делится на два класса: двудольные и однодольные, обособившиеся еще на заре эволюции в недрах палеоангиосперм, поэтому одинаково близкие к ним. Однако в совокупности у однодольных все же больше наблюдается вторичных черт, поэтому при линейном выражении однодольные надо изображать после двудоль- ? НЫХ.                                                    I

    Сложнейшим вопросам систематики посвя- | щены специальные совещания по филогении растений, которые проходят в Москве начиная с 1962 г. Вадим Николаевич был организатором и научным руководителем девяти совещаний, десятое было посвящено его памяти, одиннадцатое — 70-летию со дня его рождения.

довательно, их сомнительно выводить один из другого. Ни одна из современных групп не может рассматриваться как исходная, предковая по отношению ко всем остальным.

Особое место в научных исследованиях ученого занимал род Alchemilla L. — манжетка. Это крупный и очень сложный в систематическом отношении род семейства розоцветных (Rosaceae), в котором преобладает апомиктический способ размножения. Апомикты — это растения, которые размножаются без оплодотворения. Само явление — апомиксис: от слов аро — без, и mixis — смешение, т. е. без смешения наследственной информации. Апомиксис исключает генетическое расщепление, поэтому потомство образует клоны, в пределах которых все особи обладают одинаковой генетической конституцией. Все клетки зародышевого мешка при этом имеют тот же набор хромосом, что и клетки спорофита. В роде насчитывается около 400 видов и апомиктических рас, распространенных от Арктики до горных районов тропического пояса. Манжетки нашей флоры — многолетние корневищные травы с красивыми листьями, в других районах встречаются кустарники, однолетники. В средней полосе России число видов по областям и республикам сильно колеблется, наибольшее — во флоре Московской области (28). Флора этой области изучается бо- : лее 200 лет. Благодаря работам Вадима Никола- ; евича во флоре Республики Мордовия зарегист- 5 рировано 27 видов рода Alchemilla, это второе место. В. Н. Тихомировым открыты новые для науки виды: Alchemilla sergii, /4. auastroaltaica, А. changaica, A. gubanomi, а также манжетка Вента (Alchemilla uentiana V. Tichomirov), названная так в честь немецкого ботаника Вента, и манжетка чамзинская (Alchemilla ezamsinensis V. Tichomirov). Последние два вида открыты на территории Мордовии, а манжетка чамзинская — в окрестностях одноименного поселка. Она уже найдена в других регионах России, но во все справочники будет входить именно- под этим названием.

Вся жизнь ученого была связана с кафедрой высших растений Московского университета, классической и одной из старейших в университете: в 2004 г. ей исполнилось 200 лет. Если развитие кафедры нанести на карту в виде отрезка в 200 лет, то и в этом случае на нем хорошо будет заметен ее «мордовский период» — время, когда по инициативе Вадима Николаевича на биостанции Мордовского государственного университета им. Н П. Огарева была организована практика Московского университета. Первая практика, состоявшаяся в 1979 г,, сразу привлекла к себе внимание, «гремела» на весь Московский университет. Биостанция Мордовского университета по сравнению с подмосковными Звенигородом и Чашниковом —- новое место с практически нетронутой по московским меркам природой, мало в то время изученной. В окрестностях биостанции можно было сразу увидеть более тысячи видов только сосудистых растений, таежных, неморальных, степных и даже кальцефильных. Москвичи всегда имели хорошо оборудованные экспедиционные машины, поэтому с биостанции осуществлялись экспедиционные маршруты по всей восточной Мордовии и сопредельные территории: в Ульяновскую, Нижегородскую, Пензенскую области, Чувашию. На практику был конкурс.

На кафедре существовала группировка, которая так и называлась — «мордва». В нее вошли В. Н. Бехов, В. Р. Филин, Т. А. Троицкая, Г. П. Галочка, А. В. Щербаков, С. Р. Майоров и др. К сожалению, ее ряды редеют. Не стало В. Н Вехова, Г. П. Тапочки. Вадим Николаевич бывал в Мордовии с 1976 по 1996 г,, пропустив за эти 20 лет лишь один полевой сезон из-за болезни: ему делали серьезную операцию. Ученый хорошо знал и любил флору Мордовии, ему хотелось это как-то отметить. Во время полевых практик и экспедиций В. Н. Тихомировым были открыты два новых для науки вида манжетки, в том числе манжетка чамзинская. Кроме того, обнаружены многие новые местонахождения редких и редчайших видов. По мате риалам этих экспедиций опубликованы, многие статьи, книги, учебные пособия.

Можно утверждать, что широкое природоохранное движение в России своим существованием во многом обязано Вадиму Николаевичу. Личность ученого как натуралиста и инициатора природоохранных мероприятий заметна не менее чем личность Б. Гржимека и Д. Дарелла. По его инициативе в 1960 г. была образована первая студенческая дружина по охране природы, отметившая в 2005 г. свое 45-летие и теперь носящая имя В. Н. Тихомирова, Этот пример был подхвачен во многих вузах, Основные принципы работы дружины, заложенные ее основателями; 1) конкретное практическое дело; 2) научно обоснованный подход к нему и 3) обязательное просвещение непросвещенных. Для всего этого университетское образование дает широкие возможности.

Через дружину прошло большое число людей, из нее вышли многие лидеры природоохранного движения (Д. Н. Кавтарадзе, В. А. Зубакин, С. Забелин, генеральный директор Центра охраны дикой природы А. Зименко). В. Н. Тихомиров —- автор первого учебника по охране природы, автор многих Красных книг, первого и второго изданий Красной книги СССР, Красной книги РСФСР, Красной книги Московской области. Более того, до выхода официальных Красных книг вышли академические издания, посвященные редким растениям СССР, в числе ведущих авторов которых был Вадим Николаевич.

В. Н. Тихомиров был членом редколлегий и главным редактором многих отечественных и зарубежных журналов: «Бюллетень МОИП», «Ботанический журнал», «Доклады АН», «Биологические науки», «Журнал общей биологии», «Vegetation «Flora Mediterranea» и др. Он был в составе редколлегий 5-томного издания «Flora Еигораеа», выходящего в Кембридже, «Atlas Florae Europaeae», — продолжающегося издания, начатого в 1980-х гг.

Вадим Николаевич был председателем комиссии РАН по заповедному делу, членом бюро Научного совета по проблеме «Интродукция и акклиматизация растений», Высшего экономического Совета России при Верховном Совете РФ.

В. Н. Тихомиров неоднократно представлял нашу науку за рубежом как член бюро Российского комитета ЮНЕСКО «МАВ» (Человек и биосфера), эксперт — странчлеиов ЕЭК ООН по охране флоры и фауны. Неоднократно бывал в командировках, на симпозиумах и конференциях, чаще по проблемам охраны окружающей среды, природоохранного просвещения в США, Японии, Франции, Польше, Италии, Финляндии и других странах.

Долгие годы (с 1967 по 1988 г.) Вадим Николаевич на общественных началах был директором Ботанического сада Московского университета, позднее до конца жизни — его научным куратором и консультантом. Здесь также успел очень многое сделать.

Есть у ботаников хорошая традиция — давать названия растений в честь крупных ученых, учителей, коллег, В честь Вадима Николаевича названо несколько видов растений: Papaver tichomirovii A. D. Mikheev (исследователем флоры Кавказа А. Д. Михеевым), Viola tichomirovii VI. Nikit, Viola uadimii VI. Nikit. (его учеником В. В. Никитиным). Angelica tichomirouii V, Vinogradova (коллегой В М. Виноградовой).

Личность Вадима Николаевича характеризует такой факт. За два года до кончины в одной из московских больниц, где ему сделали серьезную операцию, он познакомился с Валентиной Егоровной Осовской из Саранска, доцентом Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевь-ева, и совершенно покорил ее тем, что, узнав, откуда она, сразу сказал: «Я Ваш земляк». После этого она, вернувшись домой, опубликовала в «Известиях Мордовии» статью о Вадиме Николаевиче «Однажды в дремучих мордовских лесах...». В заголовок была помещена первая строка стихотворения В. Н. Тихомирова «Баллада о венерином башмачке». В экспедициях, на практике, на выездах дружины он был душой коллектива, всегда мог разрядить обстановку, например, быстро написав стихи. Его друзья собрали их в сборник, который назвали «Звенящие ландыши». Примечательно, что значительная их часть сопровождается указаниями: «Мордовия», «На пути в Мордовию», «Саранск — Березники» и т. п.

Ученые продолжаются в своих книгах, учителя — в своих учениках. В. Н. Тихомировым при жизни опубликовано более 500 книг, статей, рецензий. Есть книги, которые вышли и выходят после его смерти Это монографии, учебники, определители, «флоры», атласы и многочисленные статьи как в российских,

История биологической науки так и в зарубежных журналах. Среди них ; есть уникальные издания, например, «Школьный ботанический атлас», выпущенный со- ; вместно с Т. В. Ассеевой. Т. В. Ассеева была доктором наук и необыкновенно талантливым человеком. Под пристальным присмотром и надзором В. Н. Тихомирова она I рисовала растения с учетом и осознанием всех признаков. Ею заложена иконография среднерусской флоры.

В науке, как, собственно, в любом деле, есть такие знания и умения, которые нельзя передать при помощи книг, каких-либо методических пособий и рекомендаций. Это передается от человека к человеку и обозначается как преемственность в науке от учителя к ученику. Среди учеников Вадима Николаевича: С А. Волгин — доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой ботаники Львовского университета (Украина), М. В. Казакова — доктор биологических наук, заведующий кафедрой ботаники Рязанского государственного университета, А. В. Чичев — кандидат биологических наук, заведующий кафедрой ботаники Тимирязевской сельскохозяйственной академии, К. С. и Е. В. Байковы, доктора биологических наук. К. С. Байков теперь директор Института почвоведения и агрохимии СО РАН, Е. В. Байкова (урожденная Е. Михайлова, родилась и выросла в Саранске, окончила школу № 12) — доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Центрального сибирского ботанического сада СО РАН; М. Е Игнатьева — кандидат биологических наук, работает в университете г. Крайсчерч в Новой Зеландии. Ученики посвящают ему книги. Светлой памяти Вадима Николаевича посвящена и Красная книга Республики Мордовия, флору которой он очень хорошо знал и любил.

Вся жизнь В. Н. Тихомирова отдана изучению и сохранению растительного мира. Отрывок из его стихотворения о ландышах: Ж

Как вы спешите, люди,                      '

В свой быстротечный путь!

Лучше остановитесь;                        I

Вечер так. свеж и тих Ландышам поклонитесь, Только не рвите их.

Статья