Панорама Яна Бликланда «Вид Москвы с Воробьёвых гор»: сохранение целостности графического произведения
Автор: Семенов М.А.
Журнал: Художественное наследие. Исследования. Реставрация. Хранение @journal-gosniir
Статья в выпуске: 1 (9), 2024 года.
Бесплатный доступ
Материал рассказывает о работе над крупноформатным графическим произведением «Вид Москвы с Воробьёвых гор» (1707-1708), состоящим из одиннадцати листов. Их автор, Ян Бликланд - один из знаковых представителей гравюры Петровского времени, в период создания произведения его творческая деятельность была связана с Оружейной палатой. Листы составляют панораму с изображением города, увенчанного барочным картушем с облаками и аллегорическими композициями. Цель статьи - показать процесс приведения панорамы в экспозиционный вид. Произведение поступило в Лабораторию научной реставрации графики со следами хранения листов в альбоме, многочисленными надписями с двух сторон листов ручного отлива. Общее неудовлетворительное состояние сохранности характеризовалось главным образом значительным загрязнением, неравномерным пожелтением и деструкцией бумаги-основы. Предварительные исследования показали необходимость проведения реставрационных мероприятий. В тексте статьи отражены этапы реставрации; акцент сделан на важных технологических процессах, например, ослаблении желтизны и укреплении бумажной основы. Каждая часть панорамы по отдельности является важным объектом графического собрания Государственного Эрмитажа. При этом работа проведена с вниманием к факту совместного хранения листов и их единому художественному «назначению». После приведения гравюр к удовлетворительному состоянию сохранности, что и было основной задачей реставрации, стало возможным экспонирование панорамы в залах музея. В результате разработан проект будущей монтировки, листы помещены в безопасное хранение.
Реставрация, панорама, ян бликланд, гравюры, экспонирование, альбом, хранение
Короткий адрес: https://sciup.org/170205531
IDR: 170205531
Список литературы Панорама Яна Бликланда «Вид Москвы с Воробьёвых гор»: сохранение целостности графического произведения
- Голлербах Э. Ф. История гравюры и литографии в России. М.: ЗАО Центрпо-лиграф, 2003. С. 53. EDN: QXOYGB
- Banik G., Bruckle I. Paper and Water: A Guide for Conservators (Routledge Series in Conservation and Museology). Amsterdam: Elseiver, 2015. P. 322.
- Restauro e conservazione delle opere d'arte su carta: catalogo della mostra / a cura del Lab. di restauro del Gabineto Disegni e Stampe degli Uffizi. Firenze: L.S. Olschki, 1981. P. 61-62.