Парадные портреты Екатерины II кисти Ф. С. Рокотова как проявления многовекторности влияний в культуре России XVIII века
Автор: Скоробогачева Екатерина Александровна, Кремнева Анна Вячеславовна
Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki
Рубрика: Художественная культура: история и современность
Статья в выпуске: 2 (41), 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья обращена к изучению интерпретации векторов влияний различных художественных школ в отечественной культуре на примере парадных портретов Екатерины II кисти Ф. С. Рокотова. Цель статьи - обосновать многогранность трактовок и культурологическую значимость образов императрицы в русле отечественной и европейской живописи. Исследование проведено с помощью комплексного системного подхода, посредством анализа, в том числе сравнительного, произведений в хронологических рамках второй половины XVIII века. Междисциплинарный характер текста, на стыке нескольких научных дисциплин: культурологии, искусствоведения, истории, эстетики, детерминирован спецификой заявленной темы. Художественный язык Рокотова рассматривается как единая, но многосоставная структура. Некий культурологический код в иконографически чётко обозначенных официальных трактовках образа императрицы представляет собой своеобразный символ её эпохи в сферах политики, культуры, эстетики, философии. При этом синтезированный художественный язык Рокотова, образованный посредством многовекторности влияний, отражает и черты интернационального академизма, и специфику ряда европейских художественных школ, и отголоски индивидуальной манеры письма конкретных живописцев. Полученные результаты суммируются в заключениях, объясняющих эволюцию отображения портретных характеристик императрицы при создании её обобщённого образа как мудрой просвещённой правительницы, принадлежащего к максимально широкой сфере культуры. Применение сложно синтезированного художественного языка объективно в культурологическом ракурсе, поскольку именно так было возможно аутентично раскрыть смысл эпохи правления «немки с русскою душой», его философско-религиозное, духовно-эстетическое содержание, имеющее вневременное значение как для европейской, так и для отечественной культуры.
Многовекторность влияний в сфере культуры, россика, корреляция традиций, академизм, коды традиций культуры, синтезированный художественный язык, культурологические смыслы
Короткий адрес: https://sciup.org/144162139
IDR: 144162139 | DOI: 10.24412/2310-1679-2021-241-58-70
Список литературы Парадные портреты Екатерины II кисти Ф. С. Рокотова как проявления многовекторности влияний в культуре России XVIII века
- Алленов М. М. Русское искусство XVIII - начала ХХ в. Москва : Трилистник, 2000. 319 с.
- Бенуа А. Н. Русская школа живописи. Москва : Арт-Родник, 1997. 334 с.
- Врангель Н. Н. Свойства века. Статьи по истории русского искусства. Санкт-Петербург : Журнал Нева, Летний сад, 2001. 275 с.
- Каталог собрания. Серия. Живопись XVIII-XX веков / Государственная Третьяковская галерея. Москва : Красная площадь, 1997-. Том 2 : Живопись XVIII века. 1998. 334 с. : ил., цв. ил., портр.
- Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры : сборник статей. Таллин : Александра, 1992. 544 с.
- Маковский С. К. Силуэты русских художников : монография. Москва : Республика, 1999. 383 с.
- Немилова И. С. Загадки старых картин. Москва : Изобразительное искусство, 1974. 352 с.
- Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII века. Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 2002. 336 с.
- Русский Архив. Выпуск 1-12. Москва: Тип. Лазаревского института восточных языков, 1863. 942 с.
- Скоробогачева Е. А. Многовекторность как одна из ключевых характеристик искусства Русского Севера // Искусство и образование. 2018. № 2. С.47-58.
- Сочинения императрицы Екатерины II. Произведения литературные / под ред. А. И. Введенского. Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1893. 448 с.
- Штелин Я. Я. Записки об изящных искусствах в России / сост., перевод с немецкого, вступ. ст. К. В. Малиновского. Москва : Искусство, 1990. Том 1. 445 с.
- Штелин Я. Я. Записки об изящных искусствах в России / сост., перевод с немецкого, вступ. ст. К. В. Малиновского. Москва : Искусство, 1990. Том 2. 244 с.