Пародии на крипипасту как составляющая страшного сетевого фольклора
Автор: Мирвода Татьяна Александровна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 3 т.10, 2018 года.
Бесплатный доступ
Крипипаста является заметным феноменом сетевой культуры, относящимся к области и «страшного» сетевого творчества в целом, и собственно сетевого страшного фольклора в частности. В Интернете пародии на крипипасту обыкновенно располагаются рядом с нею на одних и тех же ресурсах, в связи с чем пользователи нередко воспринимают и транслируют их как крипипасту. Представленные в Сети пародии на крипипасту можно распределить как собственно пародии, переделки и пародические произведения. К собственно пародиям на жанр крипипасты относится возникшее в англоязычном сегменте Интернета направление "Such is life in Moscow", в Рунете известное как «"Советская" крипипаста». Для него характерно привлечение советских реалий с целью создания карикатурных произведений на основе наиболее известных текстов классических крипипаст, в которых шаржируются присущие поэтике данного жанра черты. Еще одной разновидностью собственно пародий являются тексты, высмеивающие узнаваемые мотивы и сюжеты крипипасты, для этого помещенные в другую жанровую оболочку. Пародии-переделки, сохраняя структуру оригинального текста, изменяют его отдельные куски или детали, вместе с чем меняют полюс его восприятия со страшного на смешной. Они никак не маркируются самими пользователями и обыкновенно публикуются в общем потоке с «канонической» крипипастой, что служит комическому дискредитированию не только отдельного текста, но и традиции в целом. Однако самым обширным является корпус пародических произведений, паразитирующих на оригинальных крипипастах. В нем отчетливо выделяется нескольким типов, которые коротко можно обозначить как «фанфики», «отклоненные истории», «разоблачения» и «перетекстовки».
Крипипаста, "советская" крипипаста, страшный сетевой фольклор, интернет-фольклор, пародия
Короткий адрес: https://sciup.org/147226914
IDR: 147226914 | DOI: 10.17072/2037-6681-2018-3-138-148
Список литературы Пародии на крипипасту как составляющая страшного сетевого фольклора
- Алексеевский М. Д. Интернет в фольклоре или фольклор в Интернете? (Современная фольклористика и виртуальная реальность)//От Конгресса к Конгрессу. Навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов: сб. материалов. М.: ГРЦРФ, 2010. С. 151-166.
- Алещенко А. А. Сюжеты «страшного» фольклора в сетевой словесности//Студ. электрон. журн. «СтРИЖ» (Волгоград. гос. соц.-пед. ун-т). Декабрь 2015. № 4(04). С. 1-5. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1455284234.pdf (дата обращения: 26.04.18).
- Бахтин М. М. Из предыстории романного слова//Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. С. 408-446.
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965)//Бахтин М. М. Собрание сочинений. М.: Языки слав. культур, 2010. Т. 4(2). С. 8-508.
- Лурье М. Л. Очерки современного детского фольклора//Экология культуры: Информ. бюллетень/гл. ред. Л. Е. Востряков. Архангельск: Комитет по культуре Арх. обл., 2006. № 2(39). С. 92-104.
- Лурье М. Л. Пародийная поэзия школьников//Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов/сост. А. Ф. Белоусов. М.: Ладомир, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. С. 430-517.
- Матвеева Э. Г. Когда душа в пятках, а глаза на лбу: маркеры страха и режимы вовлечения в детских страшных историях//Вестник РГГУ. 2017. № 12(33). Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». С. 120-129.
- Морозов А. А. Пародия как литературный жанр (К теории пародии)//Русская литература. 1960. № 1. С. 48-77.
- Тынянов Ю. Н. О пародии//Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 284-310.
- Лихачев Д. С. Смех как мировоззрение//Смех в Древней Руси/Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Л.: Наука, 1984. С. 7-71.
- Костюхин Е. А. Репертуар современного школьника//Славянская традиционная культура и современный мир: сб. материалов науч. -практ. конф. Вып. 3. М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 1999. С.163-168.
- Чередникова М. П. «Голос детства из дальней дали..» (Игра, магия, миф в детской культуре). М.: Лабиринт, 2002. 224 с.
- Brzostek D. Praktyki grozy i praktyki narracyjne. Creepypasta: niesamowitosc (w) sieci//Literatura Ludowa. 2016, nr 3(60). S. 53-61.
- Williams C. How has Creepypasta transformed folklore?//Digital humanities. 2015. 2 (February). URL: http://newprairiepress.org/digitalhumanities/-2015/LitPanel/4/(дата обращения: 26.04.18).
- Eflin J. Cultural Incursion into Wendigo Territory//Ball State University's Digital Literature Review: Historical Hauntings and Modern-Day Manifestations. Spring 2014. Vol. 1. P. 9-19.
- Schenstead-Harris L. E. About Telling: Ghosts and Hauntings in Contemporary Drama and Poetry//A thesis submited in partial fulfllment of the requirements for the degree in Doctor of Philosophy. The School of Graduate and Postdoctoral Studies The University of Western Ontario London, Ontario, Canada. August 2015. 360 p.
- Blank T. J. Examining the transmission of urban legends: Making the case for folklore fieldwork on the Internet//Folklore Forum. 2007. Vol. 37, № 1. P. 15-26.
- Wiles W. Creepypasta//aeon.co. 2013, 20 December. URL: http://aeon.co/magazine/culture/cree-pypasta-is-how-the-internet-learns-our-fears/(дата обращения: 26.04.18).