Патоморфологические особенности лихорадки Западного Нила: проблемы и перспективы изучения
Автор: Григорьева Н.В., Стольнова Е.И.
Журнал: Волгоградский научно-медицинский журнал @bulletin-volgmed
Рубрика: По материалам научно-практической конференции
Статья в выпуске: 1 (33), 2012 года.
Бесплатный доступ
Морфологическое исследование органов при лихорадке Западного Нила выявило развитие васкулитов в различных отделах головного мозга. Иммуногистохимическое исследование показало наличие тропизма вируса к нейронам головного мозга, макрофагам, эндотелию сосудов, клеткам печени, миокарда, канальцев почек.
Лихорадка западного нила, тропизм вируса, повреждение эндотелия
Короткий адрес: https://sciup.org/142148961
IDR: 142148961
Текст научной статьи Патоморфологические особенности лихорадки Западного Нила: проблемы и перспективы изучения
Многие из заболеваний, считавшихся до недавнего времени, экзотическими, имевшими распространение в основном в тропических и субтропических эндемичных очагах Африки и Азии, стали резко расширять свой ареал, захватывать страны, находящиеся в умеренной климатической зоне. По масштабам распространения лихорадки Западного Нила (ЛЗН) для Южного административного округа РФ является наиболее значимой арбовирусной инфекцией в социально-экономическом отношении [1, 4].
Вирус лихорадки Западного Нила относится к роду Flavivirus семейства Flaviviridae (ранее входившему в семейство Togaviridae), содержит одноните-вую несегментированную РНК, его репликация происходит в цитоплазме пораженных клеток. Вирус лихорадки Западного Нила принадлежит к антигенному комплексу японского энцефалита, включающего также возбудителей энцефалита Сент-Луис, желтой лихорадки, денге и др. (более 15 нозоформ) [5].
Заболевания, вызываемые вирусами этого комплекса, характеризуются лихорадкой, геморрагическим синдромом, поражением ЦНС, гепатитом, которые встречаются в различных сочетаниях. Лихорадка Западного Нила — это острая вирусная трансмиссивная природно-очаговая инфекция, протекающая с высокой температурой, кожными высыпаниями и чаще всего с выраженными симптомами менингита и менингоэнцефалита [2, 7].
Впервые вирус лихорадка Западного Нила был обнаружен в крови больной женщины в 1937 г. — Уганда, Африка. Постепенно, население Уганды и экваториальной Африки развило иммунитет к заболеванию уже к началу 70-х, однако, к этому времени вирус перекинулся на другие, более дальние регионы. В последующем появились данные о широком распространении заболевания в других странах тропической Африки и Азии, а также в странах: Израиля, Египта, зафиксированы заболевания во Франции, Румынии, Чехии и о. Корсика, а также в Индии, Индонезии, США [11—13]. Природные очаги заболевания, как показали исследования, давно присутствуют и в южных регионах бывшего СССР: Армении, Туркмении, Таджикистане, Азербайджане, Казахстане, Молдавии, Одесской области Украины и т.д. В РФ заболевание регистрируется в Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области, Ульяновской области, Воронежской области, Челябинской области, Краснодарском крае и Республике Калмыкия [1, 4].
Заболевание имеет отчетливую сезонность — с июня по октябрь месяц, переносчиками вируса являются комары, иксодовые и аргасовые клещи [6, 8, 9]. Вирусу в первую очередь подвержены птицы водно-околоводных комплексов, но также люди и многие млекопитающие (кони, кошки, летучие мыши, собаки, бурундуки, скунсы, белки, кролики и др.), которые заражаются после укуса заражённого комара [10, 14].
Были выделены следующие клинические варианты течения лихорадки Западного Нила: 1) Стертые формы; 2) ЛЗН без поражения ЦНС (острое лихорадочное заболевание с общеинтоксикационным синдромом); 3) ЛЗН с поражением ЦНС (серозные менингиты и серозные менингоэнцефалиты) [2, 3].
На кафедре патологической анатомии ВолгГМУ проведено комплексное морфологическое исследо- вание материала, полученного от лиц, погибших с верифицированным диагнозом лихорадка Западного Нила. Ткани головного мозга и внутренних органов были изучены с помощи гистологических, гистохимических и иммуногистохимических методов исследования.
Аутопсийный материал включал 35 случаев острого серозного менингоэнцефалита в период зафиксированной вспышки лихорадки Западного Нила в Волгограде и Волгоградской области и 2 контрольных случая герпетического менингоэнцефалита. Были изучены истории болезни умерших и протоколы патологоанатомических исследований, при анализе которых учитывали клинический и патологоанатомический диагноз, особенности течения и продолжительность заболевания, морфологическую картину изучаемого заболевания. Возраст умерших колебался от 20 до 70 лет и старше, причем преобладали лица старше 60 лет (28 человек), количество мужчин составило 23 человека, женщин — 12 человек.
Длительность заболевания колебалась от 3 до 16 суток, причем в наибольшем числе случаев (28) — от 7 суток и выше.
Проведенное исследование позволяет наметить несколько положений, касающихся морфологии лихорадки Западного Нила и, одновременно — перспективы исследований в этой области в ближайшее время.
Лихорадка Западного Нила клинически и патоморфологически является безусловной нейроинфекцией. Вирус Западного Нила с ранних сроков инфицирования и у погибших выявляется в макрофагах мягкой мозговой оболочки, нейронах центральной нервной системы, а также в зонах гибели клеток. Наибольший тропизм вируса Западного Нила выявлен для областей гиппокампа, таламуса, черной субстанции, мозжечка, ствола мозга, а также передних рогов спинного мозга. В этих отделах экспрессия антигенов вируса сочеталась с явлениями васкулита с периваскулярными скоплениями преимущественно лимфоцитов и микроглиальных элементов, а также дистрофическими, некробиотическими и некротическими изменениями нервных клеток. Морфологическое исследование тканей ЦНС позволило говорить также о выраженном эндотелиотропном действии вируса лихорадки Западного Нила, в связи с чем в патогенезе данного заболевания необходимо считать важным механизмом — нарушение проницаемости гематоэнцефалического барьера, прежде всего в базальных отделах головного мозга.
Иммуногистохимическое исследование с использованием моноклональных антител к вирусу лихорадки Западного Нила показало, что возбудитель постоянно выявляется в гепатоцитах печени, кардиомиоцитах миокарда, эпителии канальцев почек, а также в макрофагах иммунных органов (лимфатических узлов и селезенки). Экспрессия антигенов вируса Западного Нила в этих органах сочеталась с выраженными дистрофическими и очаговыми некротическими изменениями клеток, а также с очаговой воспа- лительной инфильтрацией (представленной в основном лимфоцитами и макрофагами). Эти данные, с учетом выявленных ранее повреждений эндотелия сосудов и головного мозга позволяют выделить в качестве возможных механизмов повреждения печени, почек и сердца при ЛЗН, как минимум:
-
- прямое цитопатогенное действие вируса на паренхиматозные клетки;
-
- сосудистый механизм (повреждение эндотелия, микроциркуляции и тканевой трофики);
-
- дизрегуляторный механизм (нарушение вегетативной регуляции функции и трофики внутренних органов).
Дальнейшие исследования в этом направлении предполагается проводить в направлении раскрытия тонких механизмов клеточного повреждения во внутренних органах в зависимости от тяжести и сроков с момента развития лихорадки Западного Нила.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, патоморфологическое исследование при лихорадке Западного Нила позволяет ближе подойти к деталям ее комплексного патогенеза, наметить варианты наступления смерти (танатогене-за) и разработать алгоритм диагностики, позволяющий уточнить в спорных случаях серологическую верификацию лихорадки Западного Нила.