Пейзаж как средство раскрытия темы одиночества в художественном произведении
Автор: Комарова Н.С.
Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu
Рубрика: Филология
Статья в выпуске: 1 (15), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается пейзаж как важный элемент психологизма А.П. Чехова и как способ раскрытия темы одиночества в рассказах писателя. На материале рассказов «Дачники», «Архиерей» и повести «Степь» выявляются особенности пейзажа, которые способствуют раскрытию темы одиночества, раскрываются причины отчуждённости героев.
Тема одиночества, способы раскрытия темы одиночества, пейзаж, психологизм а.п. чехова
Короткий адрес: https://sciup.org/14219660
IDR: 14219660
Текст научной статьи Пейзаж как средство раскрытия темы одиночества в художественном произведении
Тема одиночества в рассказах А. П. Чехова и соотносимые с ней проблемы отчужденности людей друг от друга, невозможности полноценного межличностного контакта не раз становились предметом внимания литературоведов (А. Ф. Захаркин, В. Б. Катаев, В. И. Камянов, В. Я. Линков, А. П. Чудаков, В. И. Тюпа). Однако вопрос о средствах и способах раскрытия темы одиночества не исчерпан на сегодняшний день.
Одним из способов раскрытия темы одиночества в рассказах А. П. Чехова является пейзаж. Особенности чеховского пейзажа рассмотрены в работах А. П. Ауэра, М. П. Громова, К. А. Кочновой. Исследователи приходят к выводу, что пейзаж Чехова психологичен, отражает эмоции, переживания реального человека, выполняет важную смысловую функцию в контексте творчества писателя. Так А.П. Ауэр, говоря о чеховском пейзаже, называет его «пейзажем настроения» — это пейзаж с растворенной в нем человеческой эмоцией. «При- рода, оставаясь природой, в то же время несет на себе печать человека, жизни его души. В чеховской природе, в отличие от солнечной или уютно-грустной природы импрессионистов, слишком много безнадежной печали, тяжелой меланхолии» [1, с. 1]. К. А. Кочнова вслед за А. П. Ауэром, говоря о пейзаже, соотносит его с мотивом одиночества. Она пишет, что «мотивы одиночества, тоски тесно связаны с мироощущением природного времени писателем» [3, с. 1].
Сам писатель относился к природе с особой философией, в одном из писем к Л. А. Авиловой он пишет: «Я рассуждаю так: богат не тот, у кого много денег, а тот, кто имеет средства жить в богатой обстановке, которую дает ранняя весна» [4, с. 46]. Психологизм реализуется за счет деталей, изображающих природные явления: «старый некрасивый сад» отражает состояние героя («В родном углу»), главная героиня сравнивается с высохшим фонтаном, что указывает на ее психологическое состояние («Ведьма»).
О роле пейзажа в произведениях Чехова говорил и Л. Андреев: «Пейзаж у Чехова не менее психологичен, чем люди, его люди не более психологичны, чем облака... Пейзажем он пишет своего героя, облаками рассказывает его прошлое, дождём изображает его слезы» [2, с. 338].
Пейзаж служит одним из средств раскрытия темы одиночества в произведении. Описания пейзажа соотносятся с чувствами и сознанием персонажей. Применительно к рассказам Чехова можно говорить о нескольких типах пейзажа, разделяющихся в зависимости от времени суток: вечерняя, ночная природа, и от времени года: летняя, зимняя, осенняя. Каждый пейзаж передает определенное состояние героя. Для анализа нами были выбраны рассказы «Дачники» (1885), «Архиерей» (1902) и повесть «Степь» (1888), в них соблюдены названные принципы. В центре рассказа «Дачники» находятся два героя: муж и жена. Первоначальный пейзаж вносит ноту романтики, так как описывается весенний вечер, а, как известно, весна – это время пробуждения, новизны. О чем-то новом свидетельствуют гудки поезда, звуки поезда (символ прогресса). «Из-за облачных обрывков глядела на них луна и хмурилась: вероятно, ей было завидно и до- садно на свое скучное, никому не нужное девство. Неподвижный воздух был густо насыщен запахом сирени и черемухи. Где-то, по ту сторону рельсов, кричал коростель» [6, с. 1].
Большое внимание автор уделяет образу луны, который является сквозным в его рассказах. В этом юмористическом рассказе образ луны создаётся при помощи олицетворения, в результате чего получается комический эффект. «Луна, точно табаку понюхала, спряталась за облако. Людское счастье напомнило ей об ее одиночестве, одинокой постели за лесами и долами» [6, с.1].
Рассказ наполнен радостью жизни до приезда гостей. Во время встречи с родственниками герои чувствуют злобу, сначала друг на друга, пытаясь выяснить, по чьей прихоти был нарушен их покой.
В конце рассказа снова появляется образ луны «Из-за облака опять выплыла луна. Казалось, она улыбалась; казалось, ей было приятно, что у нее нет родственников» [6, с. 1]. «Состояние» луны словно резонирует с состоянием дачников. Сначала одиночество луны воспринимается как неприятность, вызывает печаль, тоску, но после приезда родственников, раздражения и ссор становится понятно, что одиночество луны – «приятно», так как гарантирует покой и гармонию, нарушенную вторжением родственников в мирную жизнь дачников.
Другой тип пейзажа показан в повести «Степь», природа не резонирует с персонажами, она имеет собственные чувства и переживания. Олицетворения, которые использует писатель, «а вот на холме показывается одинокий тополь ; кто его посадил и зачем он здесь — бог его знает. От его стройной фигуры и зеленой одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего , кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное — всю жизнь один, один... » [7, с.1]. Образ тополя, как мы отмечали ранее – это сквозной образ чеховских рассказов. Писатель внедряя образ тополя в контекст «Степи», показывает ее одичалость и не нужность человеку. Манящий утренний пейзаж с травами и цветами умытыми росой, под зноем солнца превращается в «обманутую степь» «обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла» [7, с.1]. Таким же ненужным и одиноким мы видим летающего коршуна.
Но отличается вечерний пейзаж от дневного, «в июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью» [7, с. 1]. Степь, опустошённая палящим солнцем, наполняется жизнью. «И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!» [7, с. 1]. Главный герой – мальчик Егорушка, под воздействием удивительной красоты ночного пейзажа, чувствует жажду к жизни, любовь к родине. Ему жаль степь, от того, что ее красоту не чувствуют и не воспевают люди. Сменяя ночную прохладу, дневным солнцем, степь снова становиться опустошённой и скучной.
Подобное влияние природы на человека описано Чеховым в рассказе «Архиерей». Связь со святостью для Чехова не являлась прямой, так как он не был православным человеком, в первую очередь его интересовала, определенная красота проводимых церковных обрядов, а образу колокола он посвятил несколько рассказов («Святою ночью», «На страстной неделе», «Перекати-поле»).
Данный рассказ относится к позднему периоду творчества. Автор отмечает, что было душно и жарко, так и состояние главного героя преосвященного Петра было дурным, он ничего не видел, все слилось в едино, слезы потекли у него из глаз. Далее автор дает описание: «Белые стены, белые кресты на могилах, белые березы и черные тени и далекая луна на небе, стоявшая как раз над монастырем, казалось теперь жили своей особой жизнью, непонятной, но близкой человеку. Был апрель в начале, и после теплого весеннего дня стало прохладно, слегка подморозило, и в мягком холодном воздухе чувствовалось дыхание весны. Дорога от монастыря до города шла по песку, надо было ехать шагом; и по обе стороны кареты, в лунном свете, ярком и покойном, плелись по песку богомольцы. И все молчали, задумавшись, всё было кругом приветливо, молодо, так близко, всё — и деревья и небо, и даже луна, и хотелось думать, что так будет всегда» [5, с. 1]. И мы понимаем, что главный герой находится в состоянии покоя, нерушимого одиночества, в кото- ром ему комфортно, у него не текут больше слезы из глаз, он не ждет, когда же все закончиться, он не чувствует страдания, он чувствует облегчение легкий холодок, который приходит на смену духоте, на смену жаре приходит дыхание весны. Над жилищем Петра автор, подмечая образ жизни, размещает луну. «И тут также высоко над монастырем тихая, задумчивая луна» [5, с. 1]. Состояние покоя и одухотворенности, так же присутствует в рассказе «Княгиня», главная героиня так же, как и Петр наслаждается одиночеством.
После известия, что к нему приехала мать, в доме становится жарко и неудобно. После молебна он попросил закрыть все окна ставнями и лёг спать. Когда же Петру объявили об его неминуемой смерти, он обрадовался. Образ луны проходит через весь рассказ как символ одиночества Петра, его отчужденности от внешнего мира, люди, которые окружали его вокруг кажутся ему мелкими. «Хоть бы один человек, с которым можно было бы поговорить, отвести душу !» [5, с. 1]. В данном рассказе пейзаж в начале рассказа воздействует на персонажа, Петр наслаждается увиденной картиной. Так же пейзаж раскрывает образ жизни Петра; автор не случайно сопровождает его символическими образами. Образы природы в сознании персонажа просвещают человека, а обыденность жизни уничтожает прекрасное и опошляет его. Поэтому в конце своей жизни,
Петр устает от ненужной суеты, он приходит, к мысли, что люди настолько опошлились, что не с кем поговорить, отвести душу.
Таким образом, проведя анализ представленных рассказах, мы делаем вывод: природа отражает внутреннее состояние персонажей, их стремление к уединению, влияет на их сознание, дает возможность раскрыть потаенные чувства.
Список литературы Пейзаж как средство раскрытия темы одиночества в художественном произведении
- Ауэр А.П. История русской литературы XX века. Ч. III. //URL: http://istlit.ru/txt/ruslit19_3/index.htm (Дата обращения 10.12.2014).
- Громов М.П. Чехов, М.: Молодая гвардия, 1993.
- Кочнова К.А. Семантическая тема «одиночества» в пейзаже А.П. Чехова//Филология и литературоведение. 2015. № 4 . URL: http://philology.snauka.ru/2015/04/1241 (дата обращения: 06.04.2015).
- Чехов А.П. ПСП в 12-ти тт.,Т.3.
- Текст рассказа «Архиерей» //URL: http://www.ilibrary.ru/author/chekhov/l.all/index.html (Дата обращения 30.04.2015).
- Текст рассказа «Дачники» //URL: http://www.ilibrary.ru/author/chekhov/l.all/index.html (Дата обращения 30.04.2015).
- Текст повести «Степь» //URL: http://www.ilibrary.ru/author/chekhov/l.all/index.html (Дата обращения 10.12.2013).