Перенос яиц утками: возможная связь с гнездовым паразитизмом

Автор: Мельников Ю.И.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 194 т.11, 2002 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140149464

IDR: 140149464

Текст статьи Перенос яиц утками: возможная связь с гнездовым паразитизмом

Перенос утками яиц в клюве — малоизвестное явление в жизни пластинчатоклювых птиц. Ещё менее изучены причины, вызывающие подобное поведение. Насколько нам известно, в литературе описано лишь одно непосредственное наблюдение переноса яиц в клюве уткой, а именно, самкой гоголя Bucephala clangula (Докучаев 1995). Причиной, вызвавшей перенос кладки, явилось повышенное беспокойство особи, загнездившейся в дупле лиственницы в 50 м от ближайшего балка полевой базы Института биологических проблем Севера в устье Челомджи (Магаданская обл.).

Во время продолжительных стационарных полевых исследований (19722002) экологии и поведения утиных птиц на юге Восточной Сибири, преимущественно в дельте Селенги, устье Иркута и пойме Оки, нам удалось собрать некоторые сведения, позволяющие более подробно рассмотреть затронутый вопрос. Прежде всего необходимо отметить, что случаи переноса яиц утками — явление исключительно редкое. Мы наблюдали только четыре таких случая.

Первый раз я столкнулся с этим явлением 12 мая 1972 в дельте Селенги, когда увидел самку кряквы Anas platyrhynchos, летевшую с яйцом в клюве. Она, как и гоголюшка (см.: Докучаев 1995), держала яйцо поперёк оси. Утку преследовали сизые чайки Larus canus, непрерывно нападавшие на неё и, несомненно, пытавшиеся отобрать яйцо. В конце концов во время наиболее удачной атаки чаек кряква, получив удар в спину, выронила яйцо. Быстро подбежав к месту его падения, я обнаружил расколотое слабо-насиженное яйцо кряквы. Причины, вызвавшие перенос яиц уткой, остались неизвестными

Аналогичное наблюдение сделано нами в дельте Селенги в 1975 году. На этот раз яйцо переносила широконоска Anas clypeata. Утка летела над крупнокочковатым калтусом в устье протоки Адуновской на высоте 7-8 м. Яйцо она держала в клюве поперёк оси. Широконоска также была атакована чайками (Larus canus и L. argentatus) и потеряла яйцо, уронив его в траву. В месте падения мы обнаружили разбитое яйцо с вытекшим желтком.

В мае 1997 на озёрной террасе поймы Оки (урочище Шиберта) я видел самку гоголя, несущую яйцо. Она перелетела узкую пойму ключа в 20 м от меня и скрылась в ближайшем участке старого леса. Удалось прекрасно рассмотреть яйцо в клюве птицы. Судя по траектории полёта, утка взлетела при моём приближении с земли из густых зарослей молодых берёзок на краю болота. Здесь были и отдельные старые деревья с дуплами.

Наиболее интересную ситуацию мы наблюдали б июня 1983 на НовоЛенинских болотах в устье р. Иркут. Вместе с В.В.Пронкевичем, студентом 4 курса факультета охотоведения Иркутского сельхозинститута, мы шли по кромке болота к строящемуся здесь комбинату железобетонных конструкций. Примерно в 60 м от нас из травы вылетела широконоска с яйцом в клюве. Сделав полукруг, она опустилась среди кочек у кромки озера. Немного подождав, мы подошли к этому месту. Из травы одна за другой вылетели две широконоски, причём одна птица взлетела с гнезда на расстоянии 3-4 м от нас. Гнездо содержало кладку из 8 слабо насиженных яиц. В траве рядом с гнездом, в 25 см от него, лежали ещё три яйца широконоски.

Описанные наблюдения доказывают, что утки способны переносить яйца в клюве в полёте на достаточно большое расстояние (по крайней мере, на несколько десятков метров), что само по себе представляет большой интерес. Однако неясны причины, побуждающие их к таким действиям.

В некоторых случаях, можно полагать, утки переносят кладки, если их сильно беспокоят. В устье Челомджи причиной переноса яиц было начавшееся строительство у гнезда (Докучаев 1995). В дельте Селенги, где гнёзда уток часто разоряют крупные чайки (Мельников, Лысиков 1983), утки могли переносить кладки, отложенные в плохо укрытые гнёзда. В пойме Оки причиной беспокойства был интенсивный выпас скота.

Наблюдения в устье р. Иркут позволяют выдвинуть ещё одно предположение относительно причин, вызывающих перенос яиц. При изучении гнездового паразитизма водоплавающих птиц в дельте Селенги мы обратили внимание на то, что около гнёзд со сдвоенными кладками нередко встречались брошенные яйца (Мельников и др. 1984; Подковыров 1997). Как правило, такие яйца лежат рядом. Иногда их бывает довольно много — до 5-6 штук. Считается, что эти яйца утки выбрасывают из гнезда случайно, взлетая при неожиданной опасности. В частности, к такому выводу пришли и мы, описывая случай совместного гнездования широконоски и шилохвости Anas acuta (Мельников и др. 1998).

Однако многочисленные наблюдения показывают, что при случайном выбрасывании яиц из гнезда при взлёте наседки часть этих яиц обычно повреждается. Утки взлетают, сильно отталкиваясь от гнезда. При этом иногда появляются вмятины и трещины на скорлупе яиц, лежащих даже в середине кладки. Яйца уток достаточно тяжёлые, и при выбрасывании нескольких яиц они должны сильно ударяться друг о друга, что приводит к повреждениям скорлупы. Между тем, даже рядом лежащие у гнёзд яйца очень редко бывают повреждёнными. Следовательно, они не могли быть просто случайно выкинутыми из гнеда и появились здесь другим путём.

Вероятнее всего, эти яйца откладываются паразитирующими самками в то время, когда насиживающая самка находится в гнезде. Отложить яйцо непосредственно в гнездо такая птица может только во время отсутствия наседки. Такие случаи мы неоднократно наблюдали непосредственно, и появление свежих яиц у гнезда, несомненно, связано с попытками подложить их в чужую кладку. Можно предположить, что часть яиц отдельные особи могут переносить к чужому гнезду в клюве, с чем мы, возможно, и столкнулись, наблюдая широконоску и гоголя, летящих с яйцами в клюве.

Редкость регистрации переноса яиц утками объясняется трудностями непосредственного наблюдения этого явления. Возможно также, что не все орнитологи считают нужным или имеют возможность публиковать сообщения о таких случаях. Вполне вероятно, что к таким действиям способны лишь некоторые особи с наиболее выраженной “элементарной рассудочной деятельностью”. Существование выраженных индивидуальных различий в проявлении последней показано в специальной работе Л.В.Крушин-ского (1977). Наши наблюдения за водоплавающими и околоводными птицами (Мельников 1982), а также за пернатыми хищниками и их жертвами (Мельников 1999) ещё раз подтверждают это.

Статья