Переосмысление термина "гендерная идентичность"
Автор: Наквасина С.Н.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 4 (34), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье производится уточнение понимания термина «гендерная идентичность». Согласно результатам исследования, выявленный гендер не всегда соответствует выбранным респондентами характеристикам себя как женственного или мужественного человека. Предлагается новое понимание термина «гендерная принадлежность». Проводится разграничение терминов «гендерная идентичность» и «гендерная принадлежность».
Гендерная психология, гендерная принадлежность, гендер, гендерная идентичность, я-концепция
Короткий адрес: https://sciup.org/140273055
IDR: 140273055
Текст научной статьи Переосмысление термина "гендерная идентичность"
Гендерная психология - молодая отрасль психологии, которая продолжает развиваться. До сих пор не определен господствующий подход -полоролевой или гендерный. Многие термины в этой области многозначны, их определение затруднено в связи с подходом к пониманию гендера.
С точки зрения полоролевого подхода (до 1960-х гг.) термины «гендер» и «пол» были синонимами и опирались на физиологические различия между мужчинами и женщинами (мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны).
В современной психологической науке гендер понимается как совокупность социальных стереотипных представлений о поведении и психологических особенностях мужчин и женщин; это социальный, психологический пол [1]. Изучением понятия «гендер» занимались Т.В. Бендас, Ю.В. Борисенко, Н.В. Дворяничков, И.С. Клецина, И.С. Кон, С. Бем, Ш. Бурн, С. Кесслер, У. Маккена, Р. Столлер, и др.
Данное различие в понимании гендера с точки зрения полоролевого и гендерного подходов порождает разность трактовок терминов, содержащих в своем составе слово «гендерный (-ая, -ое)»: «гендерная дискриминация», «гендерное равновесие», «гендерная идеология», «гендерный стереотип», «гендерная стиль» и проч. Нас заинтересовало понятие «гендерная идентичность».
Термин «идентификация» (от лат identificare - отождествлять) понимается как опознание чего-либо, кого-либо; уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо [4]. Соответственно, идентичность - осознание себя кем-либо, носителем определенных характеристик, качеств и способностей, а также ощущение схожести и общности с группой людей, имеющих сходные качества и способности.
В работах отечественных психологов, посвященных изучению гендерной идентичности, часто использовались термины «психологический пол»,
«полоролевая идентичность», «полоролевые стереотипы», «полоролевые отношения» [2]. Однако даже близкие на первый взгляд понятия (например, гендерная идентичность и полоролевая идентичность) не являются синонимами.
Половая идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли [4]. Гендерная идентичность - понятие более широкое, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (внешность, опрятность и др.). Понятие «гендерная идентичность» неравноценно и понятию «сексуальная идентичность» (гендер - понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное). Сексуальную идентичность можно описать с точки зрения особенностей самовосприятия и представлений человека о себе в контексте сексуального поведения.
Содержательные составляющие и психологического пола, и гендерной идентичности, как правило, раскрываются через категории «маскулинность» (мужественность) и «фемининность» (женственность). При этом маскулинные или фемининные характеристики личности могут не совпадать с полом — мужчина может обладать фемининными чертами, а женщина — маскулинными, а также встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Также, мы полагаем, не стоит забывать выделенную Сандрой Бем группу андрогинов - людей, успешно сочетающих в себе маскулинные и фемининные качества.
Таким образом, гендерная идентичность - осознание себя в связи с культурными определениями мужественности и женственности [3].
Однако образ Я, Я-концепция человека не всегда соответствуют действительности, человек может преувеличивать/преуменьшать выраженность имеющихся качеств или вовсе отрицать наличествующие качества и припи- сывать себе качества, которыми он на самом деле не обладает. Это утверждение касается и гендерной идентичности.
Нами было проведено исследование психологического пола 500 респондентов в возрасте от 18 до 23 лет (средний возраст – 19 лет) с помощью опросника «Маскулинность-фемининность» С. Бем. Статистическая обработка номинативных данных проведена с помощью критерия χ2-Пирсона (анализ таблиц сопряженности, число градаций больше двух).
Всех респондентов мы разделили на 6 групп в зависимости от сочетания биологического пола и гендера: андрогинные девушки – 51,4% (257 чел.), андрогинные юноши – 27,4% (137 чел.), фемининные девушки – 17,4% (87 чел.), маскулинные юноши – 2,4% (12 чел.), маскулинные девушки – 1,2% (6 чел.), фемининные юноши – 0,2% (1 чел.).
В процессе выполнения методики испытуемые оценивали свою жен-ственность/мужественность по опроснику С. Бем, причем каждый респондент мог выбрать женственность, мужественность, оба этих варианта одновременно, либо не выбрать ни одного. В связи с этим, предметом статистического анализа явилась зависимость между результатами теста и собственной оценкой себя респондентами как женственными/мужественными.
В результате статистической обработки данных получены следующие результаты: фемининные девушки в большинстве считают себя женственными (p≤0,001), при этом выборы мужественности как своей характеристики отсутствуют; андрогинные девушки также значимо чаще выбирают характеристику женственности (p≤0,001); андрогинные и маскулинные юноши в большинстве считают себя мужественными (p≤0,001).
Помимо этого следует отметить, что 44% андрогинных студентов (и юноши, и девушки) не выбрало ни женственность, ни мужественность в качестве своей особенности.
Полученные нами данные позволяют сделать вывод, что у фемининных девушек и маскулинных юношей гендерная идентичность (осознание себя женственной/мужественным) совпадает с выявленным гендером; андрогинные же студенты приписывают себе характеристики, совпадающие с полом, либо не выбирают никаких. В других исследуемых группах преобладающих выборов не выявлено, т.е. студенты одной группы приписывают себе женственность/мужественность/и то, и другое/ ни то, ни другое примерно в равной степени. Это может быть признаком недостаточной осознанности, приписыванием себе желаемых или навязанных обществом характеристик, низкой информированности по вопросам гендерной психологии.
Таким образом, выявленное несоответствие гендерной идентичности и выявленного гендера, дает основание утверждать, что термин «гендерная идентичность» можно сузить до отождествления себя с определенным гендером (маскулинным, фемининным или андрогинным). Для описания выявленного с помощью экспериментально-психологического и клиникопсихологического методов гендера (а не субъективного представления, которое часто зачастую не соответствует внешним проявлениям поведения) предлагаем использовать термин «гендерная принадлежность».
Список литературы Переосмысление термина "гендерная идентичность"
- Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие/ Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
- Клецина И.С. Гендерная психология/ И.С. Клецина. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2009. - 496 с.
- Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога/ И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2006. - 1140 с.
- Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.