«Пересборка» и «замещение» календарных обрядовых практик весенне-летнего цикла в западносибирской деревне 1950-х - середины 1980-х годов через призму коммуникации общества и власти
Автор: Аксенова И.Ю., Коляскина Е.А., Рыков А.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: т.XXIX, 2023 года.
Бесплатный доступ
Во второй половине 1950-х середине 1960-х. гг. стали возрождать традиционные праздники и в селах Алтайского края. Изучение советского опыта конструирования праздников с использованием традиционных элементов и их коммуникативного потенциала является актуальным в свете слабой изученности и интереса в современном обществе как к традиционной культуре, так и к советскому наследию. В статье на материалах Алтайского края рассматривается использование элементов восточнославянской календарной обрядности в ходе конструирования «новых» праздников весенне-летнего цикла (Проводы зимы, Борозда, Русская березка и др.) как культурной практики советской деревни и коммуникативного акта между властью и обществом. Уделяется внимание процессу организации и проведения весенне-летних праздников в селах Алтайского края в 1953-1985 гг., структуре и семантике новых ритуальных практик, их связи с традиционной восточнославянской обрядностью. Анализируется обширный комплекс полевых, архивных и опубликованных источников, важное место среди которых занимают интервью, записанные авторами в ходе многолетней работы в селах края преимущественно среди восточнославянского населения. В заключении отмечается дуальный характер Проводов зимы и Русской березки, который концентрировал в себе ряд практик и смыслов, характерных для соответственно масленичной и троитско-семикской обрядности, такие как смена сезона, аграрное плодородие и т.д. Основные смыслы новых праздников имели мотив: человек труженик коллективного производства, творец и созидатель рекордсмен. Конструирование альтернативного праздника породило более мягкий вариант коммуникации «сверху» с сельским обществом, который транслировал правильные идеологические смыслы. В свою очередь, сельчане получили площадку для коммуникации «снизу» через участие в мероприятиях. Мотивы конструирования новых праздников не ограничивались антирелигиозной кампанией, а существование новых праздников не привело к бесповоротной утрате традиционной обрядности, она приобрела новые значения, модернизировалась.
Новая обрядность, праздники, алтайский край, советское село, коммуникация, проводы зимы, масленица, русская березка, троица, красная борозда
Короткий адрес: https://sciup.org/145146737
IDR: 145146737 | DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0993-0998
Список литературы «Пересборка» и «замещение» календарных обрядовых практик весенне-летнего цикла в западносибирской деревне 1950-х - середины 1980-х годов через призму коммуникации общества и власти
- Богочанова А.В. Государственные преобразования в сфере праздничной обрядности в период хрущевской оттепели // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. пед. ун-та, 2020. - Вып. 10. - С. 319-323. EDN: JDQETG
- Бондаренко С.И. Исторические аспекты освоения целинных и залежных земель: значение, опыт, перспективы (к 60-летию целинной эпопеи) // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сб. ст. 9th Междунар. науч.-практ. конф. (5-6 февраля 2014 года). Кн. 1. - Барнаул: Изд-во РИО АГАУ, 2014. - С. 18-22. EDN: ZHFRXR
- Будина О.Р Город и народные традиции русских: по матер. Центр. р-на РСФСР. - М.: Наука, 1989. - 254 с.
- Кривоносов Я.Е., Фатеева Н.И. Дни торжеств. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1979. - 208 с.
- Липинская В. А. Народные традиции в современных календарных обрядах и праздниках русского населения // Русские: семейный и общественный быт. - М.: Наука, 1989. -С. 111-141.