Переселенческая политика советского государства в контексте аграрного реформирования российской деревни 20-х гг. XX века

Автор: Ченская Татьяна Владимировна

Журнал: ХХ век и Россия: общество, реформы, революции @sbornik-libsmr

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 9-2, 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена одному из аспектов аграрного реформирования российской деревни – переселенческой политике 20-х годов XX в. В ней рассматривается организация переселения, в том числе льготы и площадь земельных участков переселенцам, раскрывается деятельность системы государственных органов, в ведении которых находилась реализация этого мероприятия.

Деревня, крестьяне, переселение, НЭП, «избыточное» население

Короткий адрес: https://sciup.org/140259902

IDR: 140259902

Текст научной статьи Переселенческая политика советского государства в контексте аграрного реформирования российской деревни 20-х гг. XX века

Аграрное реформирование российской деревни 20-х гг. XX в. наряду с мероприятиями НЭПа: продналог (с 1923 г. единый сельскохозяйственный налог), свобода торговли, аренда земли, найм рабочей силы – включало еще и такое мероприятие, как переселение «избыточного» сельского населения из центральных регионов РСФСР на окраины. Проблема аграрного перенаселения была не нова для российской деревни. Несмотря на смену власти в 1917 г. и ликвидацию крупного помещичьего землевладения, крестьянский вопрос продолжал стоять очень остро. Перенаселенность деревни была обусловлена комплексом причин как постоянного, так и временного характера. К числу первых относится: исторически сложившееся неблагоприятное соотношение городского и сельского населения, с преобладанием последнего; односторонний аграрный характер страны при большом разнообразии естественно-исторических условий разных регионов. Стоит отметить и общую техническую отсталость крестьянского сельского хозяйства, а также неблагоприятные условия крестьянского землепользования: относительное малоземелье и постоянная дробимость крестьянских хозяйств; бытовые и хозяйственные условия ведения сельского хозяйства в разных регионах и сильные колебания урожайности в разных регионах в разные годы, обусловленные низким уровнем технической оснащенности сельского хозяйства.

Кроме обозначенных выше причин, современные исследователи, например М.Д. Карпачев, И.Д. Петришина1, указывают и еще одну причину – демографическую: всю вторую половину XIX в. и первые полтора десятилетия XX в. в центральных губерниях нашей страны наблюдался исключительно быстрый рост численности крестьянского населения, а количество земли оставалось неизменным, и уже к 1905 г. размер душевого надела, согласно данным М.Д. Карпачева, в Воронежской губернии составлял 2,6 десятин2.

Статьи

Своеобразной мерой борьбы с аграрным перенаселением центральных районов страны стала переселенческая политика советского государства в российской деревне. Районами для переселения были Дальневосточный край, Сибирский край, Уральская область, Европейский Север, Поволжье, Северный Кавказ.

Конечно, переселенческая политика не новое для нашей страны явление, подобные мероприятия были составной частью аграрной реформы Столыпина, и результаты ее до сих пор вызывают дискуссии среди исследователей, занимающихся данной проблематикой. В рамках нашей работы мы не ставим задачу сравнения реализации и результативности этих двух мероприятий, ибо эта проблема выходит за рамки статьи. Современные историки, занимающиеся исследованием переселенческой политики советского периода, обращаются к отдельным аспектам данной темы: личностные стратегии переселенцев, соотношение добровольного и принудительного переселения, этносоциальные последствия переселенческой политики, переселение в контексте миграции населения3.

В рамках нашей статьи мы рассмотрим организацию переселенческой политики в 20-е гг. XX в. и систему государственных органов, в ведении которых и находилась реализация данного мероприятия.

Отправной точкой советской переселенческой политики можно считать 17 октября 1924 г. В этот день Совет труда и обороны принял постановление «О ближайших задачах колонизации и переселения». Причем, надо отметить, что между переселенческой политикой и колонизацией4 ставился практически знак равенства, в постановлении СТО так и отмечается:

  • 1.    Задачей колонизации должно быть вовлечение в хозяйственный оборот необжитых земель с целью увеличения сельскохозяйственной и промышленной продукции страны путем рационального, как с точки зрения общегосударственных, так и местных интересов, расселения и эксплуатации естественных богатств колонизуемых районов.

  • 2.    Колонизационно-переселенческие мероприятия должны проводиться на основе общесоюзного плана, устанавливаемого Центральным Колонизационным Комитетом при ЦИК СССР. Положение о Центральном Колонизационном Комитете должно быть разработано Госпланом при участии представителей от НКЗемов, НКЗдравов, НКВнуделов

Статьи

Союзных Республик, ГІКІІСа, ВСНХ, НКФина, ЦСУ СССР, Федкомзема РСФСР, ВЦСПС и Всеработземлеса и представлено на утверждение ЦИК и СНК Союза ССР5.

В том же году была создана первая местная переселенческая организация в лице Поволжской колонизационной экспедиции, на которую была возложена задача подготовки и заселения свободного земельного фонда Поволжья. Что касается массового планового переселения, то оно было открыто в 1925 г. специальным постановлением Президиума ВЦИКа. В этот момент в главнейших колонизационных районах отсутствовали какие-либо специальные переселенческие учреждения: приемом и устройством переселенцев занимались местные губернские и уездные земельные управления.

Общие директивы в этом отношении были даны III Всесоюзным съездом Советов (1925 г.), который постановил усилить мероприятия по переселению избыточного крестьянского населения на окраины из малоземельных районов: «В целях предоставления возможности крестьянству малоземельных районов переселяться на свободные земли, усилить работу по подготовке этих земель, а также по снабжению переселенцев необходимым инвентарем, увеличив отпуск государственных средств на эти цели»6.

В конце 1925-го года в районах Дальнего Востока, Сибири, Урала и Северного Кавказа Наркомземом были организованы специальные учреждения в лице Районных Переселенческих Управлений, согласно постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 августа 1925 г. «об открытии в колонизационных районах специальных учреждений по колонизации и переселению»7 и от 3 июля 1926 г. «об организации Дальневосточного района передвижения переселенцев и об открытии 18-ти переселенческих пунктов». Свою работу они начали с весны 1926 г.

Постепенно выстраивается система центральных и местных органов, направляющих и осуществляющих процесс переселения (см. Схему 1).

Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР в 1925 г. был учрежден Всесоюзный переселенческий комитет при Центральном исполнительном комитете Союза ССР, действующий на основании Положения, утвержденного 10 апреля 1925 г.8 Согласно Положению, на Всесоюзный переселенческий комитет при ЦИК Союза ССР возлагалось общее руководство переселенческой политикой Союза ССР, согласование и объединение переселенческих мероприятий союзных республик, а также составление общей сметы по переселенческому делу, установление плана финансирования переселенческих мероприятий и порядка обеспечения их материальными и техническими средствами; разработка специальных вопросов переселенческого дела, а также и законодательных предположений о межреспубликанских переселениях и установление общесоюзного переселенческого фонда; наблюдение за выполнением плана переселения путем

Статьи

получения и рассмотрения отчетов о деятельности органов, на которые возложено проведение в жизнь переселенческих планов.

Схема 1.

Всесоюзный переселенческий комитет при ЦИК Союза СССР

Отдел колонизации и переселения Управления землеустройства, мелиорации и госземимуществ при НКЗ

Секция устройства

колонизационных районов (с 1926– 27 гг. секция

заготовки колфонда, водворения и хозяйственного устройства переселенцев)

Секция организации выхода и передвижения переселенцев

Плановая секция с 1926–27 гг.

Районные переселенческие управления

Статьи

При НКЗ с 1925 г. начинает функционировать отдел колонизации и переселения Управления землеустройства, мелиорации и госземимуществ, учрежденный Приказом по Народному комиссариату земледелия № 73 от 21.04.25 г. Согласно Положению «Об отделе Колонизации и Переселения Управления Землеустройства, Мелиорации и Госземимуществ» в его функции входили: разработка и организация мероприятий, направленных к вовлечению в хозяйственное использование необжитых и малообжитых районов путем переселения добавочного населения из других районов и руководство их выполнением. Также в задачи отдела входили: а) установление районов, подлежащих колонизации, а также очередности и плана их использования; б) составление сметы на проведение колонизационно-переселенческих мероприятий; в) определение районов выхода, размера и характера переселенческих контингентов; г) организация передвижения переселенцев и их последующего хозяйственного устройства на новом месте; д)согласование всех вопросов колонизации и переселения с заинтересованными ведомствами9. В рассматриваемый нами период начальником Управления переселением НКЗ РСФСР был М.А. Большаков. Отдельно стоит отметить, что М.А. Большаков был крупнейшим специалистом-аграрником 20-х гг. XX в., научно-исследовательский путь которого был связан с работой на ФОН ЛГУ. Он был очевидцем тех изменений, которые переживал аграрный сектор РСФСР. Являясь выходцем из Горицкой волости Кимрского уезда Тверской губернии, он был не просто теоретиком, изучающим деревню по официальным отчетам, а практиком, знающим ситуацию изнутри и получающим информацию от сельских жителей, для которых он был своим человеком. Не случайно ему удалось собрать богатейший и ценнейший материал о жизни послереволюционной деревни, начиная от экономики и заканчивая крестьянской повседневностью. Работы М.А. Большакова, написанные очевидцем трансформационных процессов, охвативших аграрный сектор, можно использовать как исторический источник по истории российской деревни в целом и крестьянства в частности.

При отделе колонизации и переселения Управления землеустройства, мелиорации и госземимуществ действовали первоначально две секции, а с 1926-1927 гг. - уже три:

Первая из указанных выше секций занималась: обследованием и изучением колонизационных районов, установлением основных колонизационных задач в них и составлением планов, общих и годовых, по использованию и заселению районов; установлением в колонизуемых районах земельных интересов местного населения и обеспечением этих интересов путем землеустройства при дальнейших работах. Также в обязанности этой секции входило и выявление типов и систем переселенческих и старожильческих хозяйств, определение норм земельного обеспечения и колонизационной

Статьи

емкости районов; производство необходимых землеотводных и прочих работ, имеющих целью всестороннюю подготовку колонизационного фонда к заселению. Именно эта секция устанавливала требования и условия, которые должны были быть предъявлены к переселенцам как гарантия рационального использования и прочного освоения колонизационного фонда. Водворение переселенцев на новом месте и принятие мер содействия к их надлежащему хозяйственному устройству путем снабжения строительными материалами, сельскохозяйственными машинами, семенами, а также путем предоставления им кредита; разработка планов и условий размещения в колонизационных районах сельскохозяйственной иммиграции из-за границы также находились в ведении секции устройства колонизационных районов.

В дальнейшем на 1926–1927 гг. эти функции будут поделены между двумя созданными на базе этой секции плановой и секцией заготовки колфонда, водворения и хозяйственного устройства переселенцев.

На секцию организации выхода и передвижения переселенцев возлагалось: установление районов, откуда по тем или иным причинам представляется необходимым организовать выселение части населения на окраины, а также установление размеров возможного выхода переселенцев из данного района; подбор переселенцев для того или иного из колонизуемых районов в соответствии с требованиями и условиями, предъявленными к переселенцам этими районами, а также всякое содействие кооперированию переселенцев; организация ходачества и переселения согласно разверсток, данных на тот или иной район выхода и в соответствии с утвержденным правительством общим планом переселения; наблюдение и содействие своевременному стягиванию переселенцев к станциям, истребование подвижного состава, наблюдение за своевременным медико-санитарным обслуживанием переселенцев и осмотром их скота; наблюдение за правильностью погрузки переселенцев, за их быстрейшим продвижением в пути и за выгрузкой их на конечном пункте; организация переселенческих и регистрационных пунктов в пути следования и на конечных станциях, обслуживание переселенцев в пути и на пунктах и учет движения ходоков и переселенцев; прием и учет ходоков, прибывающих в центр, выдача им необходимых справок и разъяснений, а в отдельных случаях и выдача переселенческих документов.

Отдел колонизации и переселения при Наркомземе издавал специальные справочные книги для ходоков и переселенцев, распространявшиеся бесплатно, их тираж составлял 5000–10000 экземпляров. Так, например, тираж справочной книжки для ходоков и переселенцев на 1927 г. в Поволжье составлял 5000 экземпляров, в Сибирь в том же году – 10000 экз. Содержание справочных книжек для ходоков и переселенцев, не зависимо от направления, было стандартным, в них давалась общая информация о том, что нужно знать каждому желающему переселиться, давалась краткая характеристика заселяемых районов (климат, качество земли, наличие или отсутствие водоемов, информация о местных сельскохозяйственных животных), списки участков, открытых для заселения, списки переселенческих пунктов и льготы, которыми пользовались переселенцы.

Статьи

Согласно данным местных земорганов, по РСФСР количество избыточного населения составляло примерно 5 000 931 человек. Ориентировочный расчет избыточного сельского населения по губерниям представлен в таблице 1.

Таблица 1. Ориентировочный расчет «избыточного» сельского населения по РСФСР10

Название губерний

Избыточное сельское население по расчетам местных земорганов

Курская

230019

Тамбовская

499650

Орловская

137979

Воронежская

ок. 400000

Пензенская

324407

Тульская

200164

Рязанская

ок.600000

Всего по ЦЧО

2392219

Брянкая

475432

Смоленская

354299

Итого по Западному региону

329731

Псковская

133143

Новгородская

св.нет

Череповетская

св.нет

Ленинградская

св.нет

Итого по Северо-Западному региону

св.нет

Ульяновская

256000

Чувашская

357427

Татарская

292796

Саратовская

св.нет

Итого по Поволжью

св.нет

Нижегородская

209285

Владимирская

332330

Калужская

228000

Тверская

св.нет

Костромская

св.нет

Ив. Вознесенская

св.нет

Московская

св.нет

Ярославская

св.нет

Всего по ЦПО

св.нет

Всего по РСФСР

5000931

10 Российский государственный архив социально-политической истории (далее – РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 85. Д. 278. Л. 124.

Список литературы Переселенческая политика советского государства в контексте аграрного реформирования российской деревни 20-х гг. XX века

  • Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 85. Д. 278.
  • Переселенческое дело. Сборник декретов и распоряжений по переселению. М., 1927.
  • Справочная книжка для ходоков и переселенцев на 1926 г. Выпуск III. Сибирь. М., 1926.
  • Справочная книжка для ходоков и переселенцев на 1927 г. Сибирь. М., 1926.
  • Справочная книжка для ходоков и и переселенцев на 1927 г. Поволжье. М.1927.
  • Справочная книжка для ходоков и и переселенцев на 1927 г. Дальне-Восточный край. М.1927
  • Дьячков В.Л., Канищев В.В. Соотношение принудительной и добровольной миграции сельского населения Тамбовской области в 1920–1990-е гг. // Вестник Тамбовского государственного университета. 2011. № 8 (100). С. 340–345.
  • Есиков С.А. Переселения тамбовского крестьянства как средство преодоления аграрного переселения (1860– 1820-е гг.) // Проблемы исторической демографии и исторической демографии Центрального Черноземья. Москва; Курск, 1994. С. 142–149.
  • Каменских М.С. Этносоциальные последствия переселенческой политики СССР на Урале в конце 1920-х годов // Вестник Пермского научного центра. 2018. № 2. С. 61–67.
  • Моисеенко В.М. Крестьянские переселения в 1920-е годы (Из истории миграции в России) //Демографическое обозрение. 2015. Т. 2. № 3. С. 87–141.
  • Петрищина И.Д. Переселенческое движение крестьн центрального черноземья в 1920-е гг. // Гуманитарные и юридические исследования. 2020. № 2. С. 87–98.
  • Чуркин М.К. Регион-«донор» - регион-«реципиент»: природногеографический фактор и его влияние на крестьянское хозяйство в местах выхода и водворения переселенцев черноземного центра России (вторая половина XIX – начало XX в.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 2 (10). С. 56–65.
Еще
Статья научная