Перформативные стратегии спектакля в пьесе "Перед потопом" братьев Пресняковых
Автор: Меркушов Станислав Фдорович
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Прочтения
Статья в выпуске: 2 (61), 2022 года.
Бесплатный доступ
В пьесе «Перед потопом», на наш взгляд, наиболее последовательно воплощаются весьма заметные и семантически значимые во всех пресняковских художественных текстах идеи божественного откровения, человеческой веры и выбора. Они реализуются в соответствии с авторскими перформативными стратегиями спектакля, генетически связанными, в частности, с именем Ги Дебора и эксплицируемыми через ритуал с его рекурсивностью в рамках любых видов дискурсов, с которыми работают Пресняковы (прежде всего это бытовой и институциональный виды, с выходом к бытийному). Одновременно таким образом остраняется характерный для исследуемой драматургии и отмеченный М. Липовецким и Б. Боймерс принцип необходимости художественной репрезентации системности мироздания и взаимообусловленности всех его элементов. Анализ сакральной геометрии текста на уровнях его образной системы и структурных особенностей в целом показал, что пьеса представляет собой объемную цельную мистическую пространственную картину хронологической конвергенции, выраженной в «симулятивной» поэтике псевдосоответствий и подмен. Посредством художественного конструирования трех магистральных образов - Йона, Артура и Сына - осуществляется попытка эстетического преодоления трагической бессмысленности современной и безвременной реальности через в некотором роде «вскрытие» ее проблемных «очагов». На выходе не просто фиксируется «новый взгляд» на известный библейский «сценарий», но конструируется собственный беспредельный «апокалипсис-перформанс».
Братья пресняковы, русская драматургия, перформанс, спектакль, дебор, «перед потопом»
Короткий адрес: https://sciup.org/149140450
IDR: 149140450 | DOI: 10.54770/20729316-2022-2-241
Список литературы Перформативные стратегии спектакля в пьесе "Перед потопом" братьев Пресняковых
- Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. 240 с.
- Глухов Д. Джон Леннон, Иисус и рок-н-ролл (2016) // Роккульт: сайт. URL: https://rockcult.ru/po/march-4-john-lennon-said-the-beatles-are-more-famous-than-jesus/ (дата обращения: 11.04.2022).
- Дебор Ги. Общество спектакля. М.: Опустошитель, 2020. 280 с.
- Долинин А. А. О некоторых подтекстах стихотворения Б. Пастернака «Тоска» // Поэтика. История литературы. Лингвистика. Сборник к 70-летию Вячеслава Всеволодовича Иванова. М.: ОГИ, 1999. С. 290-301.
- Лавлинский С. П. Перформативный потенциал новейшей русской драмы // Литература и театр: проблемы диалога: сборник научных статей. Самара: Офорт, 2011. С. 224-233.
- Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013. 312 с.
- Липовецкий М., Боймерс Б. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы». М.: Новое литературное обозрение, 2012. 371 с.
- Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб: «Искусство — СПБ», 2000. 704 с.
- Пресняков В. Паб: пьесы. М.: АСТ: Астрель, 2008. 254 с.
- Семьян Т. Ф. Перформативный характер текста современной отечественной драмы // Уральский филологический вестник. 2012. С. 167-175.
- Тюпа В. И. Дискурс / Жанр. М.: Intrada, 2013. 212 c.
- Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М.: Международное театральное агентство «Play&Play»: «Канон+», 2015. 376 с.