Периодические издания как источник по истории диссидентского движения

Автор: Королева Л.А., Молькин А.Н.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-2 (11), 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются журналы «самиздата» и «тамиздата» («Хроника текущих событий», «Политический дневник», «Сумма», «Референдум», «Грани», «Континент», «Свободная мысль», «Вести из СССР. Права человека» и др.) как источники исследования проблемы диссидентства в СССР в 1950-1980-е гг.

Ссср, диссидентство, журнал

Короткий адрес: https://sciup.org/140107570

IDR: 140107570

Текст научной статьи Периодические издания как источник по истории диссидентского движения

Серьезным источником по проблеме советского диссидентства являются журналы, как «самиздатовские», выходившие в СССР (они относятся к 1960-1970-м гг.), так и издававшиеся за границей. Основная масса «самиздатовских» журналов (известных) выходила в 1960-1980-е гг.

Фундаментальным источником по истории правозащитного движения в СССР является журнал «Хроника текущих событий» (ХТС) (1968-1983 гг.). Журнал до ареста редакции в 1972 г. выходил систематически один раз в два месяца. После 1972 г. редакция восстанавливалась с трудом, и «ХТС» стала издаваться нерегулярно. С 1974 г. журнал стал печататься в Нью-Йорке. Основной задачей издания являлась констатация событий, нарушавших права человека в любой области жизни в нашей стране. Редакция пыталась воздерживаться от оценочных публикаций. «ХТС» представляет собой сборник фактов, «летопись» материалов, в которых сфокусированы проблемы реализации гражданских прав в советском государстве. В издании помещались все известные на определенные моменты времени диссидентские выступления. Безусловно, многое не попало в журнал. Тем не менее, значение выпусков «ХТС» как чисто информативное, так и даже в плане осуществления связи и координации попавших в поле зрения редакции различных направлений инакомыслия, довольно велико.

Помимо «ХТС» выходили «Политический дневник» Р. Медведева, «Сумма», «Референдум» Л. Тимофеева и т.п. Однако они не являлись регулярными изданиями, да и «размах» их объема информативности был несколько ограничен.

Если в «самиздатовских» периодических изданиях публиковались, по большей части, просто информации о событиях, произведения самих диссидентов, «запрещенных» философов, историков, социологов и т.п., то в зарубежных журналах, бюллетенях помимо работ участников движения печатались материалы западных авторов, выражавшие их мнение на все происходившее в СССР. Их анализ зачастую был необъективен, факты иной раз просто подтасовывались, иногда наблюдалось явное незнание советской действительности, и, все же, «тамиздат» нельзя оставлять без внимания.

Ценным источником по исследуемому периоду являются материалы научных конференций Мюнхенского института по изучению СССР, отличавшиеся солидной научной основой и взвешенным подходом. Затрагивавшийся в них круг вопросов весьма широк: здесь и обзор настроений молодежи, и анализ советской действительности до и после ХХ съезда, национальные проблемы.

Интересны информационные бюллетени, издававшиеся в 1950-е гг., «Комитетом за права и свободы в России», сборники материалов «Конгресса за права и свободы в России» (Гаага, 1958 г.).

С 1946 г. во Франкфурте издавался журнал литературы, искусства, науки и общественной политической мысли «Грани», журнал русской эмиграции. Как отметил представитель журнала в Москве В. Батишев, «в 70-80-ее годы «Грани» оказались полностью повернутыми к России не только тематикой и направленностью, но и основными авторами, если не эмигрировавшими к тому времени в Свободный Мир, то смело сопротивлявшимися тоталитарному государству» [1, с. 96].

Большой интерес представляет литературный, общественнополитический и религиозный журнал «Континент», издававшийся в Мюнхене. Редакционную коллегию издания возглавлял известный писатель В. Максимов. Задача журнала определялась так: «Не только в политической полемике с тоталитаризмом, но, прежде всего в том, чтобы противопоставить этому воинствующему тоталитаризму – объединенную творческую силу художественной литературы и духовной мысли Восточной Европы, обогащенных горчайшим личным опытом и вытекающими из него видением новой исторической перспективы» [2, с. 4]. В качестве основных целеполагающих принципов журнала были названы безусловный религиозный идеализм, безусловный антитоталитаризм, безусловный демократизм и безусловная беспартийность.

«Способствовать обмену мнениями по актуальным теоретическим и практическим вопросам демократического движения; выработке наиболее целесообразных форм и методов борьбы, взаимной информации о событиях внутри страны и за рубежом, распространению сведений, скрываемых от народа, разоблачению фальсификаций истории СССР и КПСС», был призван журнал «Свободная мысль», издававшийся во Франкфурте-на-Майне с 1973 г.

Любопытен и журнал «Наши дни», являвшийся «свободной трибуной российской политической оппозиции». Редакция журнала утверждала, что они «освещают в нем те общественно-политические вопросы, которыми живет … современность. Только при свободном обмене мнений утвердится основа здорового и благоустроенного общества, построенного на праве, свободе и солидарном сотрудничестве всех сил народа» [3, с. 5].

С 1978 г. в Мюнхене издавался «Информационный бюллетень», изменивший свое название в 1980 г. на «Вести из СССР. Права человека». Редактором этого издания являлся К. Любарский, сам в свое время осужденный за распространение «самиздата». Главным принципом публикаций «Вестей» было «сообщение информации о событиях без каких-либо оценочных суждений и комментариев» [4, с. 2].

Можно еще немало назвать изданий, «специализирующихся» по советской проблематике публиковавших работы диссидентов и материалы о них:  «Посев», «Зарубежье», «Мосты», «Новый журнал», «Русское самосознание» и др.

Таким образом, отечественные и зарубежные журналы и другие периодические издания являются ценным источником для исследования феномена оппозиции в СССР в 1950-1980-е гг.

Статья научная