Перспективы расширения формата БРИКС в контексте интересов Российской Федерации

Автор: Клюев Н.Н.

Журнал: Огарёв-online @ogarev-online

Статья в выпуске: 8 т.11, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются возможные сценарии расширения формата БРИКС. Анализируются перспективы вступления в БРИКС ряда стран, а также потенциал расширения взаимодействия в формате БРИКС+. Автор акцентирует внимание на важности углубления сотрудничества в формате БРИКС и возможности включения в состав новых членов в контексте интересов РФ в условиях динамики современного мироустройства.

Алжир, аргентина, бахрейн, брикс, брикс-аутрич, египет, интеграция, иран, многополярность, оаэ, расширение формата брикс, Россия, саудовская аравия

Короткий адрес: https://sciup.org/147250425

IDR: 147250425

Текст научной статьи Перспективы расширения формата БРИКС в контексте интересов Российской Федерации

В условиях продолжающейся гибридной войны коллективного Запада против России и турбулентности современного миропорядка всё большую популярность приобретают «незападные» интеграционные объединения (ШОС, БРИКС и др.). Межгосударственное объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) в последние годы всё чаще привлекает внимание международного сообщества. На саммиты «пятёрки» в качестве участников приглашаются представители различных геополитических регионов. Не утихают дискуссии относительно жизнеспособности БРИКС, его институционализации и роли на международной арене. Некоторые исследователи считают, что БРИКС останется всего лишь форумом для обсуждения возникающих в мире проблем, другие рассматривают БРИКС как реальную альтернативу коллективному Западу и заявляют, что в будущем объединение могло бы стать основным полюсом силы в формирующемся

«новом мироустройстве». Отдельного внимания заслуживает перспектива расширения формата БРИКС.

Проблема расширения формата БРИКС нашла своё отражение в работах А. А. Беленькой [1], А. Д. Володиной [5], К. И. Тютиковой [15]. Особенности формата взаимодействия БРИКС+ рассмотрены в исследованиях Ц. Ли [9], Н. В. Поповой [13], А. Н. Семеновой [14].

Цель исследования – проанализировать перспективы расширения формата БРИКС в контексте интересов РФ и выделить основные сценарии дальнейшего развития объединения. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач. Во-первых, рассмотреть возможность присоединения новых стран-членов к формату БРИКС. Во-вторых, проанализировать перспективы сотрудничества в формате БРИКС+ как с отдельными странами, так и с другими крупными международными объединениями (ШОС, МЕРКОСУР, ЕАЭС, Африканский Союз и др.). В-третьих, выявить особенности гибридного сценария объединяющего вступления новых членов в формат и параллельное расширение интеграции в БРИКС+.

В рамках данной статьи нами будет рассмотрено несколько сценариев расширения формата БРИКС.

Первым сценарием является расширение БРИКС путём присоединения к формату новых стран-членов. Идея расширения объединения обрела популярность сразу после присоединения к БРИК Южно-Африканской республики в 2011 году. Присоединение ЮАР имело больше геополитическое нежели экономическое значение, и объединение, которое стало охватывать практически все континенты мира, стало одним из главных предметов дискуссий международного сообщества. Возрастающая роль и перспективы БРИКС на мировой арене вызывают интерес у многих развивающихся государств, и некоторые из них уже подали заявки на вступление в формат.

Одним из вероятных кандидатов на вступление в БРИКС считается Аргентина. Ещё в 2014 году Президент РФ В. В. Путин в ходе рабочей поездки в Латинскую Америку высоко оценил масштабы взаимодействия с данной страной. На вопрос журналистов о возможном присоединении Аргентины к БРИКС он отметил, что «формальных поводов для вступления в БРИКС нет, как не существует и строгих критериев присоединения для того или иного государства, и в каждом конкретном случае решение принимается в индивидуальном порядке» [2]. В 2022 году, сразу после XIV саммита БРИКС, Аргентина и Иран официально подали заявки на вступление в объединение.

Оценивая совокупный потенциал Аргентины, стоит отметить, что она занимает 24

место в рейтинге ВВП стран мира [6] и 47 место в рейтинге по индексу человеческого развития

[8]. Аргентина является одним из крупнейших и надежных поставщиков продуктов питания в мире, а также обладает большим ресурсным потенциалом и имеет преимущества в областях прикладной логистики и биотехнологий. Она входит в «большую тройку» стран Латинской Америки и играет решающую роль в данном регионе, является членом МЕРКОСУР, а также входит в «большую двадцатку» стран с наиболее развитой и развивающейся экономикой (G20).

Ещё одним, не менее перспективным, кандидатом на вступление в БРИКС признается Иран. Учитывая то, что Иран в 2022 году был принят в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), можно с большой долей вероятности предположить, что для дальнейшей более тесной интеграции со странами РИК (Россия – Индия – Китай), являющимися основным ядром БРИКС, Иран будет также принят и в данный формат. Исламская Республика Иран занимает 28 место в рейтинге ВВП стран мира [6] и 76 место в рейтинге по индексу человеческого развития [8]. Государство обладает большими военными, демографическими, политическими и экономическими ресурсами в регионе Ближнего Востока. Как отмечает Президент Ирана Э. Раиси, «геополитическое и геоэкономическое положение Ирана может сделать его стабильным и надежным партнером БРИКС, и Тегеран готов предоставить странам, входящим в организацию, свои возможности для выхода на новые рынки и обеспечения энергетических потребностей» [12].

22 января 2023 года в ходе визита в РФ посол ЮАР М. Макетука рассказал журналистам, что на данный момент есть около 13 претендентов на вступление в формат БРИКС. Страны, официально подавшие заявки, – это Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Алжир, Египет [12]. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Саудовская Аравия занимает 18 место в рейтинге ВВП стран мира [6] и 35 место в рейтинге по индексу человеческого развития [8]. Эта страна – крупнейший в мире поставщик нефти, самая крупная экономика в регионе Ближнего Востока. Также государство входит в G20, является членом Лиги арабских государств (ЛАГ) и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). С присоединением данного государства к формату роль БРИКС на мировой арене значительно укрепится: это может стать всерьез угрожать стабильности стран коллективного Запада и «пошатнуть» существующий баланс сил.

ОАЭ занимают 30 место в рейтинге ВВП стран мира [6] и 26 место в рейтинге по индексу человеческого развития [8]. Объединенные Арабские Эмираты входят в пятёрку крупнейших стран – экспортеров нефти в мире. В государстве сильно развита сфера туризма и бизнеса, реализуются крупные проекты в сфере строительства. Государство является членом ЛАГ и ССАГПЗ, а в 2021 году присоединилось к Новому банку развития (НБР) БРИКС. Темпы роста ВВП в стране исторически опережали показатели других соседей в регионе. Хоть 3

государство и сильно зависит от экспорта нефтепродуктов, однако в последние годы ОАЭ находится в топ-15 стран по показателю индекса инвестиционного доверия [7].

Бахрейн занимает 99 место в рейтинге ВВП стран мира [6] и 35 место в рейтинге по индексу человеческого развития [8]. Бахрейн традиционно называют «воротами в арабские страны Персидского залива». Экономика государства, как и остальных стран региона, зависит от экспорта нефти и газа. Бахрейн также является членом ЛАГ и ССАГПЗ. Стоит отметить, что столица Бахрейна Манама служит центром для различных крупных финансовых структур. В государстве в последние годы сильно развивается сфера туризма и банковский сектор.

Алжир занимает 55 место в рейтинге ВВП стран мира [6] и 91 место в рейтинге по индексу человеческого развития [8]. Экономика государства сильно зависит от экспорта нефти и газа, также в стране развита сфера сельского хозяйства (активно экспортируются пшеница, фрукты и овощи). Государство является членом Африканского союза, ЛАГ и Союза арабского Магриба. Алжир входит в десятку стран мира по запасам природного газа и находится на 15 месте по запасам нефти. Основными торговыми партнерами Алжира традиционно выступают страны ЕС и США.

Египет занимает 45 место в рейтинге ВВП стран мира [6] и 97 место в рейтинге по индексу человеческого развития [8]. В стране сильно развита сфера туризма и сельского хозяйства, также Египет активно экспортирует сырую нефть и нефтепродукты, текстиль и т.д. Государство является членом Африканского союза и ЛАГ, а в 2022 году присоединилось к НБР БРИКС. Важно отметить, что страна имеет очень выгодное географическое положение. Египет контролирует Суэцкий канал и получает пошлину с судов, проходящих по нему, а это около 20 тысяч судов в год.

Рассмотрев страны, которые официально подали заявки на вступление в БРИКС, можно сделать вывод, что экономика большинства из них не соответствует уровню стран-членов объединения. Однако вступление ЮАР в БРИКС показало, что экономический фактор не является главным при принятии в состав новых государств. Проанализировав совокупный потенциал представленных стран, можно предположить, что больше всего шансов на вступление имеют следующие страны: Аргентина, Иран, Саудовская Аравия, Египет.

С присоединением Аргентины влияние БРИКС в стратегически важном регионе Латинской Америки только усилится. Страна, как и другие члены БРИКС, входит в G20 и имеет перспективную и развивающуюся экономику, а также большой ресурсный потенциал. Иран, как уже отмечалось выше, может продолжить налаживать сотрудничество со странами РИК и в рамках формата БРИКС, а вступление в формат этого государства может усилить влияние объединения в стратегически важном регионе Ближнего Востока, который находится в сфере интересов всех крупных держав мира. Саудовская Аравия – нефтяной гигант Ближнего 4

Востока - имеет огромное влияние на мировой арене, и его присоединение к формату очень сильно изменит существующий баланс сил: общий ВВП стран БРИКС будет практически соизмерим с общим ВВП стран коллективного Запада. Египет недавно вступил в НБР, а значит, не менее заинтересован в сотрудничестве с БРИКС, чем другие представленные страны. Выгодное географическое положение страны, её влияние на африканском континенте существенно повысят роль БРИКС в этом регионе. Учитывая то, что в 2023 году в БРИКС председательствует ЮАР, шанс на вступление одной из перспективных африканских стран очень велик. К тому же страны-члены БРИКС уже не раз высказывались в поддержку данной кандидатуры так же, как и Ирана и Аргентины.

По мере повышения интереса к формату БРИКС исследователями и СМИ в разное время предлагались варианты новой аббревиатуры БРИКС после вступления тех или иных членов, например, БРИКСТЕС - с присоединением Турции, Саудовской Аравии и Египта [4], БАРСИКИ - с присоединением Аргентины и Ирана [11] и др. В данном контексте, исходя из представленных выводов нашего исследования, можно предложить следующие возможные варианты: БРИКСАИС - с присоединением Аргентины, Ирана и Саудовской Аравии, БРИКСИА - с присоединением Ирана и Аргентины, БРИКСЕА - с присоединением Египта и Аргентины, БРИКСИ - с присоединением Ирана и др.

Вторым сценарием является расширение БРИКС путем развития взаимоотношений в формате БРИКС+ и БРИКС-аутрич.

Инициатива приглашения стран на заседания БРИКС была предложена ЮАР в 2013 году. Идея состояла в том, что председательствующие государства-члены приглашают на саммиты разные страны, входящие в зону их стратегических интересов, в формате БРИКС-аутрич. В 2013 году в момент председательства ЮАР состоялся диалог БРИКС и стран Африканского союза. В 2015 году Россия пригласила на саммит представителей ШОС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2016 году Индия привлекала к диалогу представителей «Инициативы стран Бенгальского залива по Многоотраслевой ТехникоЭкономической Кооперации» (БИМСТЕК).

В 2017 году председательствующий в формате Китай предложил инициативу БРИКС+ и пригласил на саммит стран-представительниц различных развивающихся регионов - Египет, Таджикистан, Мексику, Гвинею, Таиланд. Идея БРИКС+ направлена на увеличение числа партнёров формата и «круга друзей» в целях создания эффективной платформы для сотрудничества развивающихся стран мира. В 2018 году в БРИКС председательствовала ЮАР. На саммит БРИКС+ были приглашены лидеры 18 африканских стран, а также главы Аргентины, Турции и Ямайки. В 2019 году в год председательства Бразилии лидеры отказались от проведения формата БРИКС+ по инициативе председательствующей стороны.

В момент предложения Китаем данного формата сотрудничества было отмечено, что оно не имеет обязательный характер и может быть инициировано только по решению страны-председателя. В 2020-2021 годах XII и XIII саммиты БРИКС проходили в онлайн формате из-за пандемии COVID-19 и форматы БРИКС+ и БРИКС-аутрич не использовались, т.к. весь акцент был смещен на решение глобальных экономических и иных проблем, в т.ч. основной темой была борьба с распространением вируса и разработка вакцины.

В 2022 году саммит БРИКС также проходил в формате видеоконференции, однако диалог в формате БРИКС+ всё-таки состоялся с участием следующих стран: от Африканского региона – Алжир, Египет, Сенегал и Эфиопия; от Юго-Восточной Азии – Индонезия, Камбоджа, Малайзия, Таиланд; представитель Латинской Америки – Аргентина; от Центральной Азии – Казахстан, Узбекистан; представитель Ближнего Востока – Иран; представитель Океании – Фиджи. Стоит отметить, что Китай с 2017 года традиционно приглашает на саммиты под своим председательством (2017, 2022) представителей всех ключевых геополитических регионов мира, и, вероятно, в ближайшие годы данная тенденция будет только развиваться.

В 2023 году страной-председателем является Южно-Африканская Республика, и, судя по вышеупомянутым высказываниям посла в РФ М. Макетуки, можно предположить, что на саммит БРИКС + в этом году будут приглашены представители всех 13 заинтересованных в вступлении в формат стран, а также продолжится диалог с Африканским союзом и представителями африканских стран. Идея интеграции в формате БРИКС+ активно развивается уже с момента создания объединения, т.к. каждая страна-участница формата представляет свои различные региональные объединения, в которых она является лидером: для РФ – это ЕАЭС, для Китая – ШОС, для Бразилии – МЕРКОСУР, для Индии – СААРК, для ЮАР – Африканский союз и САДК. Судя по последним саммитам БРИКС+ и привлечению представителей других ведущих региональных организаций, уже в ближайшее время с присоединением новых членов к формату возможен диалог в формате БРИКС – АСЕАН, БРИКС - ЛАГ, БРИКС - СНГ, БРИКС - ССАГПЗ и др.

Третьим сценарием является гибридный сценарий, при котором одновременно расширяется основной состав БРИКС и развивается формат взаимоотношений БРИКС+.

Несомненным плюсом данного варианта расширения БРИКС служит охват практически всех геополитических регионов мира, т.к. будет решена проблема представленности участников конкретных регионов. Наиболее развитые страны-члены так называемого «ядра БРИКС» будут представлять свои региональные организации и включать в состав БРИКС+ представителей данного региона. Например, с присоединением Саудовской Аравии к формату БРИКС можно будет подключить к диалогу БРИКС+ страны ССАГПЗ.

Однако данный сценарий имеет и существенный минус, т.к. появится очень много сложностей с распределением стран, которые будут включены в состав и с которыми будет происходить взаимодействие в формате БРИКС+.

Таким образом, проанализировав возможные сценарии расширения БРИКС, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, формат БРИКС в последние годы обрёл большую популярность и имеет огромные перспективы развития, т.к. крупнейшие страны мира заинтересованы во вступлении в объединение.

Во-вторых, странами-членами БРИКС ещё не были оформлены основные критерии и принципы для присоединения к формату новых стран-членов, а также не доработаны основы взаимодействия в формате БРИКС+. Данные вопросы будут обсуждаться уже совсем скоро на юбилейном XV саммите БРИКС в ЮАР. В условиях турбулентности миропорядка и новых вызовов государства-члены БРИКС серьезно обсуждают вопросы укрепления позиций объединения, его расширения и институционализации.

В-третьих, по нашему мнению, крупного расширения БРИКС ожидать не стоит, т.к. это может нарушить принцип консенсуса и баланса в объединении. В первую очередь в состав формата будут включены ведущие страны на мировой арене, которые имеют стратегически важный ресурсный и экономический потенциал (например, представители G20 – Аргентина, Саудовская Аравия и др.).

Статья научная