Перспективы развития российского законодательства в области регулирования цифрового рубля
Автор: Анисимова Анна Михайловна, Волкова Мария Александровна
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: Теория и практика юридической науки
Статья в выпуске: 1 (71), 2023 года.
Бесплатный доступ
Проводится анализ перспектив внедрения цифрового рубля в национальную платежную систему России. Проанализированы причины, по которым криптовалюта сохраняет популярность на мировых финансовых рынках, при этом обращено внимание на содержательное различие понятий «криптовалюта», «цифровая валюта» и «цифровой рубль». Выделены недостатки, не позволяющие внедрить криптовалюту в национальную платежную систему России. Авторами исследованы законопроекты по внесению изменений в действующее законодательство, внесенные в Государственную Думу РФ в декабре 2022 года. Несмотря на прогрессивный в целом характер, законопроекты не лишены ряда недостатков. К их числу можно отнести монополизацию обращения цифрового рубля, а также появление в законодательстве схожих по звучанию терминов (цифровой рубль и цифровая валюта), что на фоне неопределенности правового режима последней может привести к путанице. Сделан вывод о том, что введение цифрового рубля является реакцией государства на санкционную политику в отношении России, в результате которой применение других традиционных фиатных денег бывает затруднено или невозможно. По результатам исследования автором предложено использовать токенизацию цифровой валюты для снижения финансовых рисков.
Криптовалюта, цифровая валюта, цифровой рубль, национальная платежная система, токенизация
Короткий адрес: https://sciup.org/14127848
IDR: 14127848 | DOI: 10.47629/2074-9201_2023_1_6_9
Текст научной статьи Перспективы развития российского законодательства в области регулирования цифрового рубля
Р егулирование цифровых валют, в том числе криптовалюты, активно обсуждается в российской общественности и правовом пространстве с 2014 года. За данный период было издано много статей и принято три федеральных закона. В июле 2020 года в России был принят Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 259-ФЗ, который закрепил регулирование оборота цифровой валюты. При этом, текст закона в процессе чтений в Государственной Думе был существенно изменен, а такие понятие как «токен» и «майнинг» убраны. Понятие «криптовалюта» в законе заменено на «цифровая валюта», под которой понимаются электронные данные (цифровой код), но использованы они могут быть только как средство для инвестиций или платежа, однако не являться денежной единицей. Одновременно с этим были приняты поправки в другие федеральные законы, например в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ФЗ «О противодействии коррупции», в которых цифровая валюта была признана в качестве имущества, на которую, таким образом, можно наложить взыскание.
Рассматривая перспективы развития российского законодательства в области регулирования криптовалют, необходимо выделить следующие юридические причины, которые относятся к неблагоприятным:
-
• криптовалюта подрывает монополию госу дарства на эмиссию денег и дальнейший контроль за финансовыми обращениями, а это является одной из главных причин для государственного ограничения;
-
• удобность криптовалют в качестве инстру мента для проведения платежей по незаконным операциям, так как отсутствует какой-либо контроль за их обращением со стороны властей, что, в свою очередь, вынуждает структуры, относящиеся к силовым, подвергать дополнительному контролю организации, чья деятельность связана с криптовалютами, даже если они фактически и формально не нарушают законодательство;
-
• существование запрета на использование криптовалют в качестве платежного инструмента в Российской Федерации, ведь таким инструментом является рубль;
-
• в России отсутствует правовая база для функ ционирования криптовалют. Из-за этого данная сфера находится в теневом секторе, а граждане лишаются возможности защиты своих прав. К примеру, из-за отсутствия конкретного гражданско-правового регулирования российские суды до 2018 года уклонялись даже от ее правовой квалификации. Районный суд Рязанской области в 2017 году отказал в поддержке продавцу биткойнов в споре против интернет-об-менника, так как предмет сделки не подпадает под
определение электронных денежных средств, не поименован в перечне объектов гражданских прав и не является иностранной валютой [5].
Важнымфактором, которыйотражаетотсутствие доверия к криптовалютам со стороны государства, также можно отнести то, что многие ICO (выпуски криптовалют) провалились или были мошенническими.
Однако криптовалюта в целом обладает рядом преимуществ, которые обеспечивают ее популярность как финансового инструмента.
Во-первых, технология криптовалюты позволяет установить адресный характер их расходования, что делает его очень удобным способом накоплений граждан. Специальная программа позволяет запрограммировать каждый цифровой код (цифровую валютную единицу) так, чтобы его можно было потратить на определенные товары или услуги (либо же просто программируется функция, помогающая копить с системой автонакопления).
Во-вторых, расчеты криптовалютой могут совершаться в офлайн-режиме, в то время как безналичные расчеты по карте можно осуществлять только при подключении к сети.
Третьим достоинством можно назвать удешевление платежей и переводов. Это происходит в том случае, если центральный банк страны ставит комиссионные пороги, как, например, происходит с системой быстрых платежей (СБП) в России. Однако, это достоинство не безусловное – оно зависит от платежей за транзакции в криптовалюте (которые планирует ввести ЦБ РФ при расчетах цифровыми рублями). Так, ст. 2 Законопроекта № 270838-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля» предлагает внесение изменений в ст. 18 от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», путем дополнения ее пунктом 17.16, дающим право ЦБ РФ определять тарифы на услуги оператора платформы цифрового рубля, а также размеры вознаграждения, выплачиваемого оператором платформы цифрового рубля участникам платформы цифрового рубля.
Еще одним достоинством можно назвать анонимность платежей. Расчеты осуществляются через так называемые криптобиржи, не раскрывающие данные о владельцах счетов. Это обусловлено техническими причинами – процедура открытия счета как правило не предполагает предоставления информации его владельцем.
Указанные достоинства привели к тому, что в конце сентября 2022 года Минфин РФ анонсировал использование криптовалют для трансграничных платежей. Ранее Минфин также предлагал дополнить законодательство рядом условий, которые бы способствовали свободному обороту криптовалюты.
Однако против выступал Центральный Банк России, который считает, что свободный оборот частных валют может привести к дестабилизации финансового рынка и увеличить уровень инфляции.
Все эти недостатки с сохранением достоинств (простота и доступность обращения) предлагается устранить выпуском цифрового рубля. Ранее исследователями уже отмечалось, что широкое использование криптовалют в трансграничных расчетах оправдано, если есть выход в фиат (действующую традиционную национальную валюту), а с этим есть сложности [3].
Цифровую валюту предлагается сделать фиат-ной, внедрить в финансовую систему РФ с 2023 года, для чего в декабре 2022 года в Государственную Думу РФ был внесен пакет законопроектов: № 270838-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля» и № 270852-8 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации».
Ранее Центральный Банк также критиковал законопроект Министерства Финансов о легальном рынке цифровых валют, в котором были бы предусмотрены правила оборота и участники. Начальная версия документа была внесена в феврале 2022 года. Он разрешал рассматривать цифровую валюту как инвестиционный инструмент, но запрещал использовать в качестве платежа.
Анализ законопроектов, внесенных на рассмотрение в декабре 2022 года, позволяет сделать вывод о расширении возможностей использования цифрового рубля и инкорпорации его в платежную систему России.
В перечень объектов гражданского права вносятся дополнения – после слов «безналичные денежные средства» ст. 128 ГК РФ предлагается дополнить словами «в том числе цифровые рубли», делая таким образом цифровой рубль разновидностью безналичных денежных средств. Но самое принципиальное, на наш взгляд, – это дополнение ст. 140 ГК РФ «Деньги(ва-люта)». В предлагаемой редакции абзац второй пункта 1 будет звучать следующим образом: «Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, включая расчеты цифровыми рублями». Таким образом, расчеты цифровыми рублями становятся легальным способом не только международных безналичных расчетов, но и будут осуществляться на всей территории РФ.
Законопроектом предусмотрены изменения во вторую часть Гражданского кодекса РФ. Так, глава 45 дополняется таким видом банковского счета, как цифровой счет. В статью 861 ГК РФ предлагаются изменения, согласно которым расчеты цифровыми рублями осуществляются путем перевода цифровых рублей оператором платформы цифрового рубля в рамках платформы цифрового рубля в соответствии с законодательством РФ о национальной платежной системе. Кроме того, законопроектом предусмотрены положения о применении правил о расчетах платежными поручениями, расчетах по аккредитиву, расчетах по инкассо к отношениям, связанным с осуществлением расчетов цифровыми рублями, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством РФ о национальной платежной системе.
Законопроектом № 270838-8«О внесении изменений вотдельныезаконодательныеакты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля» предлагается внести изменения в ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», направленные на законодательное закрепление за Банком России статуса оператора платформы цифрового рубля и участника платформы цифрового рубля, а также предоставить Банку России полномочия, реализация которых направлена на обеспечение функционирования платформы цифрового рубля и защиты интересов пользователей указанной платформы. Таким образом государство сохраняет контроль за оборотом цифрового рубля. В проекте цифрового рубля Центральный банк РФ будет играть роль эмитента, оператора платформы и держателя кошелька. Появление таких серьезных монополий на рынке может привести к сокращению рынка для коммерческих банков, а вся инновационная и прогрессивная логика блокчейн-систем будет заменена устаревшей централизованной логикой мониторинга и контроля. Фактически центральные банки предлагают монополизацию на рынке финансовых услуг.
При всем прогрессивном характере предлагаемых законопроектов, следует отметить их некоторую противоречивость. Так, согласно ст. 10 Законопроекта № 270838-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля», цифровой рубль не является цифровой валютой. Таким образом, законодатель послал четкий сигнал о необходимости разграничения понятий «криптовалюта» и «цифровой рубль». К первой из них у российских государственных органов сохранилось настороженное отношение. В частности, Банк России считает криптовалюту «средством, направленным на совершение сомнительных операций»[2, с. 26]. При этом, согласно указанному Докладу [2, с. 7], ранее цифровую валюту ЦБ РФ признавал разновидностью криптовалюты, основная особенность которой состоит в порядке эмиссии – ее может выпускать только государственный центральный банк.
На наш взгляд, недостатком такой позиции является легальное закрепление множественной терминологии, потенциально создающей путаницу не только в правоприменительной практике, но и в законодательстве. До сих пор правовой режим цифровой валюты не определен, и вводить новый термин (цифровой рубль), схожий до смешения в глазах обывателя с уже имеющимся, – не очень удачная идея.
Можно предположить, что использование цифрового рубля в обслуживании потребностей государства будет актуально в тех случаях, когда применение других традиционных фиатных денег будет затруднено или невозможно. Например, данная ситуация актуальна в кризисно-санкционное время, когда некую валюту можно использовать для международных платежей России с дружественными странами, обходя платежи в долларах. Подобная схема бы значительно ослабила влияние доллара на мировой арене. Стоит отметить, что венесуэльская криптовалюта El Petro была обложена санкциями со стороны Правительства США в подобной ситуации.
Сложность ситуации заключается в том, что в цифровом обществе назрела необходимость создания цифровых активов, и сегодня для обеспечения дальнейшего роста и развития цифровых валют должна быть выработана правильная логика обращения цифровых валют в целом, а не только цифрового рубля.
Одним из решений является токенизация цифровой валюты. Она предоставляет банкам возможность «вооружать» безналичные валюты цифровыми кодами. Таким образом, решается проблема нехватки ликвидности и роста стоимости фондирования.
Например, банк выдает своим клиентам 1 миллиард рублей и два человека хотят проследить, как расходуются кредитные рубли. Для этого банки и заемщики используют рублевые представления как уникальные токены с теми же свойствами, что и цифровые рубли. Деньги будут зачислены на счет клиента миллиардом токенов с уникальными номерами, а не однозначными. Также, даже если токены необходимо перевести на кошелек клиента другого банка, для этих целей средства банка-кредитора могут быть использованы на корреспондентском счете ЦБ для совершения цифровых рублей или межбанковских платежей.
В этом случае банковские резервы либо не затрагиваются, либо используются минимально на сумму межбанковских платежей, а не на всю сумму кредита. Цель контроля за расходованием средств достигнута. Таким образом развивается конкуренция между банками — смарт-контракты могут быть «распределены» между несколькими банками при выполнении госзаказов, все транзакции отражаются на блокчейн-платформе, центральные банки подключаются к системе, которую можно контролировать. Подобные модели сейчас обсуждают в Швеции, Великобритании и даже социалистическом Китае[1, с. 202-203].
Подводя итоги, можно отметить, что использование цифрового рубля в Российской Федерации не полностью раскрывает потенциал криптовалют, но в значительной мере соответствуют текущему уровню нормативно-правовой базы в этой сфере в государстве.
Список литературы Перспективы развития российского законодательства в области регулирования цифрового рубля
- Елохова И.В., Ахметова М.И., Крутова А.В., Тетенова А.В. Подходы к определению правового статуса криптовалют в ведущих странах мира // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 1. С. 201-209.
- Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад для общественных консультаций //www.cbr.ru/content/ document/file/132241/consultation_paper_20012022.pdf (дата обращения 02.01.2023).
- Маврина Л. Минфин и Банк России дадут шанс криптовалютам - URL: https://rg.ru/2022/09/25/vremennodostupna.html (дата обращения: 05.12.2022).
- Портной М.А. Роль денег, криптовалюты, золота в современной денежно-кредитной политике // Экономика. Налоги. Право. 2019. № 1. С. 20-29.
- Решение Ряжского районного суда Рязанской области от 26.04.2017 по делу № 2-160/2017(М-129/2017) // https://sudact.ru/regular/doc/qlE6zawJCy6l/(дата обращения 27.12.2022).