Первая регистрация гнездования самца-гибрида мухоловки-пеструшки Ficedula hypoleuca и мухоловки-белошейки F. albicollis с самкой мухоловки-пеструшки в Твери

Автор: А.А. Виноградов, Д.В. Кошелев

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 2554 т.34, 2025 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140311412

IDR: 140311412

Текст статьи Первая регистрация гнездования самца-гибрида мухоловки-пеструшки Ficedula hypoleuca и мухоловки-белошейки F. albicollis с самкой мухоловки-пеструшки в Твери

Случаи регистрации мухоловок-белошеек Ficedula albicollis в Тверской области единичны. Последний известный случай встречи 2 поющих самцов датируется 2 июня 2022 (Буйволов, Сидоренко 2022). На их гнездование в пределах области впервые указывал А.И.Дьяков (1879). Второй и последний случай вероятного гнездования зарегистрирован в 1989 году А.А.Виноградовым в лесополосе из тополей вдоль автотрассы Ле-нинград–Москва в посёлке Эммаус, где территориальный самец пел с середины мая и большую часть июня (Зиновьев 1991; Зиновьев и др. 2019). В соседней Московской области в последней четверти XIX века и до 1914 года этот вид отмечался как редкий гнездящийся (Птушенко, Иноземцев 1968). До 1980-х годов упоминаний о гнездовании мухолов-ки-белошейки здесь не было (Ильичев и др. 1987), а в последние четыре десятилетия поступают регулярные сведения об их гнездовании на юге области (Калякин, Волцит 2006; Заблоцкая 2008, 2009). С 2014 года и в самой Москве (лесопарк «Узкое») впервые зарегистрировано их успешное гнездование (Шамина, Шамин 2014), в 2019 году – в 5 км от МКАД на территории памятника истории «Бутовский полигон» (Артамонов 2019) и в этом же году в Леоновской роще (Авдеев 2019).

Мухоловка-белошейка и мухоловка-пеструшка Ficedula hypoleuca скрещиваются там, где их географические ареалы перекрываются (Te-gelström, Gelter 1990). В 1990 году в смешанной гнездовой группе этих видов мухоловок в Балаклавском районе Харьковской области из 65 пар с завершённой кладкой 40 пар (62%) принадлежали белошейкам, 17 пар (26%) – пеструшкам, а в 8 смешанных парах (12%) 5 пар были с самцами белошейки, и 3 пары – с самцами пеструшки. Причём в центре поселения располагалось максимальное число гнёзд смешанных пар, а на периферии преобладали конспецифические пары (Монзиков 2017). Показано, что эти виды часто скрещиваются на островах Готланд и Эланд в Балтийском море. Полевые исследования успешности вылупления в кладках 36 размножающихся гибридных самцов показали, что гибридные самцы на этих островах успешно размножаются. Для сравнения, 25 гибридных самок имели нормальную величину кладок, но не вывели птенцов, что свидетельствует о стерильности гибридных самок (Gelter et al. 1992). По другим источникам, у гибридов сильно снижена плодовитость, но интрогрессия, вероятно, происходит. Спаривание не полностью видо-ассортативное, и смешанные пары обычны (Alatalo 2002).

H.Tegelström и H.P.Gelter (1990) выявили расхождение последовательностей митохондриального генома у F. hypoleuca и F. albicollis . Эта степень расхождения (10%) необычно высока и контрастирует с низким уровнем расхождения в ядерных генах. То есть интрогрессия в ядерных генах (через плодовитых самцов-гибридов) возможна, в то время как высокая дивергенция последовательностей митохондриальной ДНК сохраняется благодаря стерильности самок-гибридов: по некоторым сведениям, «гибридные самки почти полностью стерильны» (Вабищевич 2011), что предотвращает митохондриальную интрогрессию. Эта закономерность соответствует правилу Холдейна и подтверждается полевыми данными о гибридной фертильности (Горшков, Макарьева 1999).

Песни двух видов сильно различаются, но в областях симпатрии «смешанное» пение самцов мухоловки-пеструшки было обычным явлением, и это, вероятно, увеличивает риск гибридизации (Alatalo 2002).

13 мая 2025 Р.Кукин с сыном, учащимся 5-го класса, оба увлечённые наблюдатели птиц, совершали очередную экскурсию в сквере «Металлист» у Тверского вагоностроительного завода с использованием программы определения голосов птиц в природе «Merlin» * . Сверяя собственные определения видов птиц по их пению с результатами анализа программы в своих смартфонах, они в какой-то момент увидели, что приложение «Merlin» высветило на дисплее смартфона название нового вида – «мухоловка-белошейка». Перезапуск программы каждый раз показывал присутствие мухоловки-белошейки. Другой любитель птиц, ученик тверской средней школы № 50 Матвей Степанов, в этот же день сфотографировал птиц у†.

14 мая 2025 мы прибыли на предполагаемое место регистрации пения мухоловки-белошейки, вооружившись смартфоном с приложением «Merlin». И действительно, в юго-восточном углу сквера у границы вагоностроительного завода, огороженной бетонным забором высотой более 3 м, мы сначала зафиксировали с помощью приложения, а затем и увидели поющего самца. Самец активно пел, сидя на ветвях верхней части кроны суховершинного ясеня, прерываясь лишь на время кормёжки. За 30 мин наблюдений его «перемолчки» продолжались в общей сложности не более 10 мин. В этот раз удалось сделать и видеозапись поющей птицы (рис. 1). Дальнейшее наблюдение с 24 мая и последующие видеозаписи этого самца мухоловки показали, что это явно территориальная птица, постоянно пребывающая на ограниченной территории, не превышающей 400-500 м2. Во время наших наблюдений 24 мая самец постоянно пел, перелетая по кронам обыкновенных и веймутовых сосен, ясеней, берёз и елей этой части сквера, прерываясь на несколько минут для кормёжки. Отметим, что определение этого самца по песне как мухоловки-белошейки с помощью программы «Merlin» не всегда подтверждалась, несмотря на то что песни самца анализировались программой с расстояния не более 10 м от поющей птицы. Пару раз программа выдавала нам мухоловку пеструшку (но, вероятно, потому что в отдалении 20-40 м самцы этого вида действительно пели). Но чаще программа просто игнорировала голос наблюдаемого самца.

Рис. 1. Поющий самец мухоловки, изначально определённый как белошейка. 14.05.2025. Фото Д.В.Кошелева

Оказалось, что этот самец был здесь не один. Самка мухоловки-пеструшки активно приносила материал для постройки гнезда в отверстие в алюминиевой фольге термоизоляции трубы горячего водоснабжения в системе водопроводов на железобетонных опорах в 5.5-6 м над землёй (рис. 2). По нашему мнению, это отверстие и, как выяснилось, ещё одно в 1.5 м от упомянутого, сделаны, вероятно, большим пёстрым или белоспинным дятлом. Оба этих «дупла» устроены в пределах оставшейся жизнеспособной кроны суховершинного ясеня, растущего у опорной конструкции трубопроводов. Очевидно, что само по себе устройство дятлом дупел в термоизоляции теплотрассы не является ординарным событием. Края отверстий неровные, рваные. По их границам видны удары клювом. Видимо, дятел отдирал куски фольги после пробивания её клювом по краю. Под фольгой термоизоляционная стеклоткань грубого полот- няного переплетения была перфорирована дятлом отверстием диаметром около 5 см. Пространство между стеклотканью и трубой заполнено шлако- или стекловатой. Общий диаметр термоизоляции трубы – около 30 см, диаметр собственно трубы не превышает 15 см (рис. 3). К сожалению, мы не располагаем информацией о прошлом использовании этих «дупел», были ли они когда-либо жилыми, когда, как часто и кем они могли заселяться.

Рис. 2. Общий план гнездовой микростации. Теплотрасса и два «дупла». «А» – антропогенное повреждение теплоизоляции. «Б» – нежилое «дупло», сделанное дятлом. «В» – «дупло», сделанное дятлом и занятое мухоловками. 14.05.2025. Фото Д.В.Кошелева

Рис. 3. «Дупла» дятла, нежилое «Б» и занятое для гнездования мухоловками «В» в теплоизоляции теплопровода. Фото Д.В.Кошелева

Рис. 4. Самка мухоловки-пеструшки Ficedula hypoleuca с корой сосны в «дупле».

24.05.2025. Фото А.А.Виноградова

Рис. 5. Гибридный самец на краю летка «дупла». 24.05.2025. Фото А.А.Виноградова

24 мая 2025 самка за 22 мин наших наблюдений 5 раз приносила в «дупло» строительный материал с интервалами в 12, 46, 48 с и 13 мин 8 с. Первый раз она принесла стебель злака длиной около 15 см, а вылетела из «дупла» на соседствующую ветку ясеня с кусочком сосновой коры (рис. 4). Посидев на ветке 12 с, самка с корой вернулась в гнездо и оставалась там 21 с. Затем она ещё 3 раза приносила кусочки сосновой коры длиной 3-7 см, оставаясь внутри 13, 52 с и более 1 мин. Почти всегда перед залётом самки в «дупло» самец с песней или позывками на 110 с прилетал на край летка и трижды проникал на 1-7 с в «дупло», из которых один раз с песней (рис. 5.). Однажды вслед за самцом в «дупло» залетела самка. После этого самец сразу вылетел, увлекая за собой кусочек сосновой коры. Из чего мы предположили, что глубина «дупла» невелика и строительство гнезда близится к завершению.

Самец всегда следовал за самкой при её поисках гнездового материала и почти безостановочно пел. Интересно, что на поиск гнездового материала с учётом перелётов к месту его сбора и обратно к гнезду, а также времени на оценку окружающей обстановки при залёте в «дупло» (около 3-5 с), самке однажды потребовалось лишь 46 с при том, что расстояние до ближайшей сосны составляло 20-25 м.

Во время наблюдений примерно в 40 м к северу от гнезда наблюдаемой нами пары активно пел самец мухоловки пеструшки, облюбовавший старый скворечник, а в 20-30 м к северо-западу пел ещё один самец пеструшки, занявший естественное дупло в берёзе. Наблюдаемый нами самец активно реагировал на пение пеструшек, отвечая им, и даже пару раз активно нападал на самцов пеструшек у границ своего участка.

Камеральная обработка фото- и видеоматериалов показала, что самец наблюдаемой нами пары мухоловок является гибридом мухоловки-белошейки и мухоловки пеструшки, на что указывали недостаточно большое зеркало на крыле, явное присутствие бурых тонов в оперении, узкий и не полный ошейник с тёмной перемычной на «зашейке». Наши подозрения в наличии признаков гибридизации этого самца подтвердил старший научный сотрудник Зоологического музея Московского университета Я.А.Редькин.

Анализ аудиозаписи песен этого гибрида также выявил несоответствие их ни типичным песням пеструшки, ни таковым белошейки, заимствованным нами из интернета. Частотный диапазон звучания песен наблюдаемого нами гибрида отличался от такового белошейки («верха» были существенно выше), а строй песни больше подходил пеструшке, но более «рваный» и с неустойчивой ритмикой. По выражению специалиста по аудиозаписи голосов птиц научного сотрудника Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН В.Ю.Архипова: «как будто пеструшка поёт голосом белошейки. Тембр белошейки, а строй песни – пеструшки» (рис. 6).

Наши наблюдения за гнездовой жизнью гибридного самца и самки пеструшки осложнялись тем, что использование фото- и видеотехники на территории, примыкающей к заводу, было запрещено. Никакие наши доводы об научной ценности нашей работы не привели к желаемому результату: охрана завода под угрозой ареста запретила нам не только вести фото- и видеосъёмку птиц, но и длительное время пребывать на указанной территории. Поэтому мы вынуждены были прекратить наши наблюдения 24 мая.

Рис.6. Сравнение сонограмм песен мухоловки-пеструшки (вверху), гибрида Ficedula hypoleuca × Ficedula albicollis (в середине) и мухоловки-белошейки (внизу)

Рассчитав время вероятного появления в гнезде птенцов, мы вернулись на это место 11 июня, пытаясь получить хоть какую-то информацию об успешности гнездовой жизни наблюдаемой нами пары мухоловок. Оказавшись в сквере «Металист», мы примерно за 50 м от гнезда услышали пение самца-гибрида. Очень странно, но на этот раз приложение «Merlin» его пение не определяло вовсе, не предлагая никаких вариантов. Очевидно, что это был тот же самец. Его песни в этот день звучали тише и отличались, видимо, какими-то существенными характеристиками звучания (частотный диапазон, ритм, числом фраз, слогов и звуков в них), что не позволило программе «Merlin» определить видовую принадлежность исполнителя.

Было очевидно, что в гнезде находятся птенцы, возможно, ещё шёл процесс вылупления. Самец продолжал петь, но существенно менее активно, чем при строительстве гнезда. Оба родителя приносили птенцам корм, по большей части самка – частота её прилётов в «дупло» составила 8 раз за 1 ч. Самец прилетал 5 раз за это же время, из них 2 раза в отсутствии самки на гнезде и 3 раза в её присутствии. Каждый раз самцу на передачу корма самке или птенцам требовалось не более 2 с. Однажды он передал самке корм на ветке ясеня перед её залётом в «дупло». Без корма самец прилетал на край «дупла» 6 раз, из них 1 раз пел сидя на его краю и 1 раз прилетел на край «дупла» с кормом, пел, а затем передал в гнездо корм. После залёта в «дупло» самка оставалась там 2, 3, 13, 2, 3, 5, 5 мин и более 1 мин (то есть 11 июня общее время, проведённое самкой в гнезде за 1 ч наблюдений с 14:44 до 15:46 – составило чуть более 33 мин).

Избегая возможных неприятностей со стороны охраны завода, после 1 ч наших наблюдений мы решили повторить их через 12 дней, ожидая возможный вылет птенцов из гнезда в этот или более поздний день.

23 июня 2025 мы вновь посетили это гнездо. За 40 мин нашего пребывания у гнезда мы не обнаружили никаких признаков пребывания в его окрестностях мухоловок. Позже в район бывшего гнезда самец-гибрид прилетал откуда-то издалека 2 раза. Оба раза он садился на сухие сучки в верхней части суховершинного ясеня и в полголоса пел, иногда перепархивая с сучка на сучок. В свой первый прилёт он оставался здесь около 8 мин (рис. 7). Откуда-то с территории завода прилетела на тот же ясень и самка.

Самец активно отреагировал на её появление и попытался сблизиться с ней, но самка улетела обратно, не издав ни звука. Через минуту улетел и самец, но вглубь территории сквера. Нам не удалось услышать его пения в сквере. А через 12 мин он вернулся и, оставаясь здесь около 2 мин, изредка в полголоса пропел несколько раз и улетел в сторону завода. Мы не видели и не слышали слётков этой пары ни в сквере, ни в видимой части территории завода. Возможно, птенцы покинули гнездо накануне. Известно из описаний очевидцев, что после вылета, например, слётки мухоловки-белошейки отлетают довольно далеко от гнезда (Шамина, Шамин 2014; Артамонов 2019). Возможно, именно поэтому мы не смогли их обнаружить. Не исключено, однако, что птенцы могли погибнуть раньше или стать добычей хищника (большой пёстрый дятел, серая ворона, кошка, лесная куница, неоднократно встречавшаяся даже в центральных районах города).

Рис. 7. Самец-гибрид над опустевшим «дуплом» в теплоизоляции трубопровода. 23.06.2025. Фото Д.В.Кошелева

К сожалению, мы не можем с уверенностью сказать, было ли гнездование этой пары успешным. Однако, факты гнездования в явной области аллопатрии этих видов в Тверском регионе и наличие птенцов у самца-гибрида и самки пеструшки в 2025 году в г. Твери, очевидны.

Авторы выражают глубокую признательность всем подписчикам тверской орнитологической рассылки birdnewstver и увлечённым наблюдателям птиц Твери, предоставившим информацию о своих наблюдениях за гибридным самцом F. hypoleuca × F. albicollis. Особая благодарность старшему научному сотруднику Зоомузея МГУ Я.А.Редькину и научному сотруднику Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН В.Ю.Архипову за подтверждение наших предположений о гибридном происхождении наблюдавшегося самца мухоловки.

Статья