"Первичный автор" М.М. Бахтина и "имплицитный автор" современной нарратологии

Автор: Джун Мира

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы. Текстология

Статья в выпуске: 2 (53), 2020 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена изучению соотношения понятия «первичный автор» М.М. Бахтина и нарратологического термина «имплицитный автор». Понятие «имплицитный автор» (implied author) было введено американским литературоведом Уэйном Бутом. Данное понятие относится к некой авторской инстанции, возникающей в процессе творчества и восприятия художественного произведения независимо от реальной личности автора. При изучении понятия «имплицитный автор» и его предыстории наибольший интерес представляют труды русских исследователей ХХ века. В различных научных работах данного периода мы можем проследить результаты анализа концепции «автор» на теоретическом уровне научного познания: модель «автор-маска» формалистов, концепция «образ автора» В.В. Виноградова, категории «первичный автор» и «вторичный автор» М.М. Бахтина, автор как «внутритекстовое явление» у Б.О. Кормана. Среди них бахтинское понятие «первичный автор» наиболее тесно связано с понятием «имплицитный автор». В работах Бахтина «первичный автор» и «вторичный автор» предлагаются как обобщающие понятия для авторства. По его определению, «первичный автор» - не созданный, но создающий, а «вторичный» - созданный и создающий. «Первичный автор», являясь «автором-творцом», отличается от реальной личности и созданного предмета изображения. В отличие от «первичного автора», как было выше указано, «вторичный автор» - созданный и создающий. Поскольку «первичный автор» как создающий находится вне художественного мира, в этом мире существует лишь «вторичный автор» как представитель автора «первичного». Именно в нетождественности «первичного автора» и «вторичного автора» состоит сущность теории автора Бахтина. В его теории «первичный автор» отграничен не только от автора-человека, но и от «вторичного автора» как носителя речи в наррации. Данная характеристика также играет важную роль в определении понятия «имплицитный автор», столь существенного в современной нарратологии. Основная характеристика понятия «имплицитный автор» заключается в том, что «имплицитный автор» занимает промежуточное положение между «реальным автором» и «нарратором».

Еще

М.м. бахтин,

Короткий адрес: https://sciup.org/149127444

IDR: 149127444

Список литературы "Первичный автор" М.М. Бахтина и "имплицитный автор" современной нарратологии

  • Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 355-380.
  • Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и поэтики. М., 1975. С. 204-407.
  • Бонецкая Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория // Контекст. 1985. Литературно-теоретические исследования. М., 1986. С. 241-295.
  • Бонецкая Н.К. Проблема авторства в трудах М.М. Бахтина // Бонецкая Н.К. Бахтин глазами метафизика. М.; СПб., 2016. С. 68-128.
  • Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. С. 105-211.
  • Гёльц К. Теории автора в восточноевропейской филологии ХХ в. // Narra-torium. 2014. № 1 (7). URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2633111 (дата обращения 12.11.2018).
  • Груздев И.А. Лицо и маска // Груздев И.А. Серапионовы братья: заграничный альманах. Берлин, 1922. С. 207-237.
  • Груздев И.А. О маске как литературном приеме // Жизнь искусства. 1921. № 811. С. 6.
  • Лихачев Д.С. О теме данной книги // Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. С. 212-232.
  • Осьмухина О.Ю. Феномен авторской маски в первой трети XX столетия // Филологические исследования: Сборник научных работ. Вып. 15. Киев, 2016. С. 73-92.
  • Тамарченко Н.Д. Автор // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 11-14.
  • Теория литературы. в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко М., 2004.
  • Фаустов А.А. О «первичном» и «вторичном» авторах в понимании М.М. Бахтина // Новый филологический вестник. 2005. № 1. С. 182-188.
  • Чудаков А.П. В.В. Виноградов и теория художественной речи первой трети XX века // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. С. 285-315.
  • Шмид В. Нарратология. М., 2003.
  • Якобсон Р.О. Формальная школа и современное русское литературоведение. М., 2011.
  • Booth W.C. The Rhetoric of Fiction. Chicago, 1983.
  • Chatman S. Story and Discourse. Ithaca; New York, 1978.
  • Nelles W. Historical and Implied Authors and Readers // Comparative Literature. 1993. № 1. P. 22-46.
  • Schmid W. Implied Author // Handbook of Narratology: Contributions to Narrative Theory / edited by Peter Hühn, John Pier, Wolf Schmid, Jörg Schönert, Berlin; New York, 2009. P. 288-300.
  • Schönert J. Author // Handbook of Narratology: contributions to Narrative Theory, edited by Peter Hühn, John Pier, Wolf Schmid, Jörg Schönert, Berlin; New York, 2009. P. 1-13.
  • Shen D. What is the implied author? // Style. 2011. Vol. 45. № 1. P. 80-98.
Еще
Статья научная