Песня о тревожной молодости
Автор: Горшков Михаил Константинович, Добрынина Екатерина Павловна
Журнал: Регионология @regionsar
Рубрика: Социология региона
Статья в выпуске: 1 (54), 2006 года.
Бесплатный доступ
На основе результатов социологических исследований дан анализ проблем молодежи в регионах со средним достатком.
Короткий адрес: https://sciup.org/147222205
IDR: 147222205
Текст краткого сообщения Песня о тревожной молодости
Исследование доказало, что распространенные представления о нынешней молодежи — «детях перестройки» — как о полностью потерянном или, наоборот, суперуспешном поколении не имеют под собой реальной основы.
У провинциальной молодежи есть большой социальный потенциал. По сравнению с поколением родителей они имеют более высокий (почти на 3 условных класса) образовательный уровень, более практичны, самостоятельны, подвижны в трудовом и территориальном плане, активнее претендуют на место в социальной иерархии.
ГОРШКОВ Михаил Константинович, директор Института социологии РАН, доктор философских наук, профессор.
ДОБРЫНИНА Екатерина Павловна, заместитель редактора отдела политики «Российской газеты».
В то же время нынешнее поколение молодежи менее подвержено массовым общественно-политическим влияниям. Общая установка — ожидание успеха не в отдаленном будущем («Вся жизнь — впереди, надейся и жди»), а «здесь и сейчас». Немало тех, кто уверен: им вполне по силам самостоятельно добиться поставленных целей. Однако обращает на себя внимание подчеркнутая скромность провинциальной молодежи, когда в жизненных планах отсутствует само желание стать знаменитым, иметь доступ к власти и т.п.
Работа, дело для молодых крайне важны. Успех в жизни, по их мнению, обеспечивает целеустремленность и профессионализм, но любопытно, что столкнулись позиции тех, кто считает одним из таких качеств честность, и тех, кто выбрал ответ «умение достичь своих целей любыми средствами».
Более 40 % работающей молодежи трудятся не по специальности. Такая массовая тенденция делает необходимым выяснение причин подобного образовательно-трудового дисбаланса. Среди выделенных респондентами причин работы не по специальности более трети указали на малый заработок (имелась в виду работа по специальности главным образом в бюджетной сфере на младших должностях, куда они не пожелали устраиваться). Значительная часть работающих не по специальности назвала причину «отсутствие вакансий», т.е. невостребованность их на данном сегменте рынка труда (27,8 %). Практически равной по удельному весу с указанной оказалась причина «отсутствие опыта работы» (27,6 %). Выявленный дисбаланс берет свое начало в сфере образования. Высоко оценивая роль образования в своей жизни, большинство (почти 60 %) учащихся респондентов затрудняются оценить свои шансы на трудоустройство после окончания учебного заведения. Лишь 31,6 % уверены в том, что найдут работу по специальности. Почти каждый десятый не желает искать работу по специальности. По-видимому, этот дисбаланс можно преодолеть, изменив механизм регулирования региональных (межрегиональных) рынков труда и образовательных услуг.
Исследование выявило сравнительно низкий уровень жизни молодежи в провинции, что не способствует пол- неценному развитию и сказывается на семейном положении и репродуктивных планах. Исследование подтвердило тенденцию образования семьи в более старших возрастах. При этом большинство не состоящих в браке на сегодняшний день планируют создать семью (почти 70 %). Свыше 10 % опрошенных {причем этот показатель примерно одинаков во всех возрастных группах) определенно отказываются от создания семьи.
Судя по данным исследования, в молодежных семьях мало детей (чаще всего один ребенок). Только 7 % опрошенных хотели бы иметь трех и более детей. Большинство (53,4 %) ориентированы на одного ребенка. В качестве основной причины такой репродуктивной ориентации большинство опрошенных (78,1 %) назвали материально-финансовые затруднения, связанные с рождением, содержанием и воспитанием детей. 39,0 % испытывают страх за будущее, 17,5 % морально-психологически не готовы к роли родителей, 18,7 % имеют проблемы со здоровьем. Государство должно учесть это в демографической политике.
Большинство опрошенных (55 %) живут с родителями или родственниками, 10,0 % — снимают жилье, 6,7 % живут в общежитии и лишь около 27,0 %, в основном из старшей возрастной группы, имеют собственное жилье. Для решения жилищной проблемы нужны действительно кардинальные шаги со стороны государства.
Исследование показало низкую общественно-политическую активность провинциальной молодежи при том, что (парадокс!) 72 % вполне могли бы участвовать в политической жизни. Региональные организации партий не работают целенаправленно с молодежью, используют ее лишь при проведении каких-то массовых акций или избирательных кампаний. Чувствуя такое отношение, молодежь сторонится политических движений, проявляет свое негативное отношение к избирательным кампаниям. Резервом вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь и реальной школой гражданского становления могут быть профсоюзы. Это способствовало бы и более энергичному решению молодежных проблем.
Подводя общий итог исследования жизненных перспектив молодежи в российской провинции, следует подчерк- нуть необходимость выработки комплексной государственно-общественной молодежной политики и механизмов ее реализации в регионах и стране в целом.
На вопрос: «Легко ли быть молодым?» ответ редко бывает утвердительным, но все-таки разными бывают «молодеж-^ie проблемы». По тому, какие именно трудности встают перед молодым поколением, насколько они решаемы и как относится к ним «взрослое» общество, в конечном счете можно судить о социальном самочувствии и дальних перспективах страны в целом.
В России молодые люди — так уж получилось — никогда не были в фокусе внимания государства и общества. Их мир для многих из поколения «отцов» — сущая «терра инкогнита», населенная странными и непонятными существами. На каком языке они говорят? Во что верят и кому поклоняются? Что они сотворят с «наследством отцов», когда наступит их время?
Кажется, что на эти вопросы ответа нет, однако надо уметь спрашивать, что и проделали социологи. Для чистоты эксперимента свое исследование они провели в регионах скромного достатка (изящный термин, обозначающий провинциальную бедность). Жители мегаполисов и городов со столичным статусом, обитатели богатых областей и нефтедобывающих краев, возможно, отвечали бы социологам иначе — более цинично, оптимистично, красиво. Картина получилась бы, наверное, благостнее, но Россия — страна не столиц, а одно-, двухэтажной провинции. Ее голос самый честный, а на правду не обижаются.
Молодых людей попросили перечислить их заветные желания. Как выяснилось, самое важное для них — это иметь надежных друзей (94,0 %), воспитать хороших детей (93,5 %), жить не хуже других (92,0 %), создать счастливую семью (91,8 %), честно прожить свою жизнь (90,9 %).
Во вторую группу приоритетов входят интересная работа (86,3 %), почет и уважение в обществе (85,0 %), хорошее образование (84,2 %), возможность заниматься любимым делом (79,6 %), престижная работа (78,3 %), приобретение собственного жилья (77,1 %), карьера (67,4 %).
Менее важно для молодых людей желание стать знаменитым (84,2 %), иметь доступ к власти (73,0 %), иметь свой собственный бизнес (60,5 %), стать богатым человеком (57,2 %), побывать в разных странах мира (56,1 %).
Молодые люди из небогатых регионов Среднего Поволжья делают ставку прежде всего на собственные способности, знания и характер, но чем старше они становятся, тем меньше верят в себя (16—21 год — 64,8 %, 22—26 лет — 62,4 27—30 лет — 56,1 %). Больше половины опрошенных надеются на создание рабочих мест, рост экономики в регионе (от 58,8 до 63,7 %). Очень рассчитывают они и на политическую стабильность общества, и чем старше человек, тем крепче его надежда. Каждый третий надеется на бесплатное качественное образование, каждый четвертый — на систему особых льгот для молодежи, а каждый пятый — на помощь родственников.
На вопрос «Кто в этой жизни добивается успеха?» 82,3 % молодых людей назвали решающим качеством целеустремленность, 70 % — профессионализм в своем деле, каждый третий представитель молодежи считает, что для успешной жизни в современных условиях надо быть честным. Примерно столько же (28,9 %) считают, что для этого надо достигать своих целей любыми способами; 23,2 % полагают, что успеха в жизни можно добиться за счет доброты и любви к людям. Лишь каждый пятый залогом удачи назвал стремление получать больше знаний.
В первую пятерку главных проблем, которые волнуют сегодняшнюю молодежь, входят инфляция, рост цен, преступность, пьянство и наркомания в обществе, жилищная проблема, невозможность найти работу по душе. Причем инфляцию и рост цен называет каждый третий из респондентов 16—21 года, а к 30 годам эта озабоченность возрастает почти в два раза (до 58,6 %). Преступность больше беспокоит совсем молодых людей. Пьянство и наркоманию считают бичом общества более трети молодежи. По мере взросления молодых людей все больше заботит жилищная проблема. Каждый третий страдает от отсутствия реальных возможностей найти работу по душе и вообще работу. В числе проблем молодежи — отсутствие рабочих мест на производстве, неважное здоровье, коррупция, резкое расслоение общества, загрязнение окружающей среды, трудности с получением образования и плохая организация досуга молодежи.
Социологи предложили молодым людям оценить основные условия их жизни.
Выяснилось, что живут они скромно. Хорошие отношения в семье отметили 69,3 %, возможность общения с друзьями — 67,8, хорошее питание — 56,1, считают, что Х^езнь в целом складывается 42,9, не жалуются на здоровье 42,7, хорошо одеваются 41,8, имеют хорошие жилищные условия 39,7, нормальную ситуацию на работе указали 37,8, довольны своим досугом 37,4, статусом в обществе — 35,1 %.
Удовлетворительно оценивают уровень личной безопасности 63,2 % молодежи, материальную обеспеченность — 60,7 %. Оценивают также экологическую ситуацию 59,1 %, регион, в котором они живут, — 58,8, возможность реализовать себя в профессии — 57,5, статус в обществе — 57,2, возможность выражать свои политические взгляды — 53,4, хорошо одеваться — 52,0, состояние здоровья — 52,0, получение образования — 51,3 %.
Плохие возможности отдыха во время отпуска отметили 25,5 %, экологическую обстановку в районе проживания — 25,1, материальное обеспечение — 21,8, регион проживания — 20,0, реализацию себя в профессии — 16,6, получение образования и знаний — 15,5 %, уровень личной безопасности — 14,8, жилищные условия — 14,6, ситуацию на работе — 13,0, проведение досуга — 11,9 %.
В целом большое число молодежи (37,1 %) считает, что за последнее время жизнь у них стала лучше.
Из списка 8 сфер деятельности социологи попросили назвать 3 самые привлекательные для молодежи. Лидирует частное предпринимательство, к которому стремятся 37,5 % всех опрошенных. Желают быть управленцами 35,1 %. Сфера образования привлекает 23,5 %, спорт — почти каждого пятого (18,5 %), промышленность — 18,4, искусство — 14,9, транспорт — 14,2, наука — 12,7, строительство — 12,6, здравоохранение — 11,9, сельское хозяйство — 8,8 %.
«Факторы успеха» по ранжиру разместились следующим образом: личные качества, амбиции назвали 75,9 %, влиятельные связи — почти столько же (74,7 % опрошенных), способности — 71,2, а трудолюбие — 70,0 %; на помощь родственников и друзей рассчитывают 50,4 %, на удачу и везение — 49,6 %, поддержку со стороны государства — 39,1, социальные гарантии — 35,6, «готовность почти на все» — 35,3 %, замыкают список государственные социальные программы — 26,7 %.
По собственной самооценке молодежь занимает в обществе средние'позиции (16—21 лет — 5,17 балла из десяти возможных, 22—26 лет — 4,77 балла, 27—30 лет — 4,67 балла).
Универсальными ценностями для всех возрастных категорий молодежи являются семья, здоровье, дружба, безопасность, любовь, справедливость и свобода. При этом семью назвали от 93,2 % до 96,3 % в разных возрастных категориях, здоровье — 91,3—94,2 %, дружбу — 91,6— 91,7, безопасность — 88,3—90,5, любовь — 88,7—89,1, справедливость — 84,3—86,4 %.
Меньше всего для молодых людей значит творчество — 30,1—31,9 % и патриотизм. Правда, если среди 16—21-летних его упомянули лишь 36,3 %, то среди старшей подгруппы — 43 %. Зато среди нравственных ценностей молодежи особое место занимает вера в Бога. Ее оценивают значительно выше, чем творчество, социальную адаптацию и патриотизм. Очень значима вера в Бога для 47,6 %, значима, но не очень — для 38,8 %. Эти данные в полной мере совпадают с выводами, которые были получены специалистами ИКСИ РАН (ныне Институт социологии РАН), в соответствии с которыми в обществе сейчас наблюдается рост религиозности (почти в 4 раза больше, чем в конце 1970-х гг.).
Судя по ответам молодых людей, основными негативными настроениями и качествами среди их друзей и знакомых являются неуверенность в завтрашнем дне (39,6 %), агрессивность, злость (21,4 %), апатия, равнодушие (14,0 %), разочарование (11,6 %). Позитивными настроениями и качествами, по мнению респондентов, в молодежной среде являются надежда (26,5 %), активность и энергия (22,4 %), оптимизм (21,7 %), уверенность в своих силах (13,7 %).
Есть в современном обществе свои циники-печорины, романтики-ленские, оптимисты-корчагины, лентяи-обломо-вы... Разочарование в жизни присуще в целом 11,6 % молодежи, в возрасте 16—21 лет — 11,4 %, немного меньше их в 22—26 лет, в 27—30 лет они составляют 13,2 %. Абсолютно обратную тенденцию демонстрирует романтизм. В целом он свойствен 9,8 % респондентов (16— 21 лет — 9,7 %, 22—26 лет — 12,0 %, 27—30 лет — лишь 7,2 %). Пессимизму подвержено 11,3 %, а оптимизму значительно выше: от 24,8 % — в младшей подгруппе до 17,0 % — в старшей.
Неуверенность в завтрашнем дне — это самое главное негативное настроение в молодежной среде, и с возрастом оно возрастает (с 35,2 до 46,2 %). Уверенных в своем завтра во всех группах мало — по 4,5 %, надежда — одно из самых важных позитивных настроений современной молодежи (26,5 %). Ощущают растерянность от 6,9 до 12,3 % (старшие — чаще). Собранных и целеустремленных в среднем — 9,8 %. От 13,2 до 18,3 % говорят о своей апатии, и с возрастом она растет, зато активность и энергия снижаются (с 24,1 до 19,7 %). Способность к крайним действиям, опасным для общества, и стремление избежать любого риска примерно в равной степени присущи молодым людям — 5,8 и 6,2 %.
Если выбрать что-то одно, то чего молодые люди хотят в жизни? Много работать и хорошо зарабатывать отметили 50,3 %, иметь спокойную и стабильную работу и все социальные гарантии (больничный, отпуск и пр.) — 34,8, интересную работу независимо от заработка — 6,4, не работать и ни учиться, но иметь все, что хочется — 6,3, иметь небольшой заработок, но много свободного времени — 2,2 %.
Для 76,3 % главный авторитет — их родители, друзья и знакомые набрали 49,3 %, 15,5 % молодых людей не прислушиваются ни к кому, руководителей на работе отметили 8,9 %, затруднились ответить — 6,0, педагогов — 7,1, назвали кого-то — 3,6, религиозных лидеров, священников — 1,6, политиков — 0,8 %. Родителям с годами доверяют несколько меньше, шефам — чуть больше.
У каждого четвертого респондента есть идеал для подражания, а 3 % признались, что пережили крушение своего кумира. В качестве идеала у многих респондентов выступает мать — 14 %, отец играет эту роль в два раза реже (6,9 %). Третьи по значимости — друзья (4,8 %), четвертые — родственники (2,3 %). Крайне редко молодые люди хотят подражать героям фильмов и книг, духовным наставникам, учителям, любимым артистам и пр. У более половины всех опрошенных (56,6 %) никакого идеала нет. На воп^Мс «Есть ли у них любимый человек» уверенным «да» ответили в 16—21 год 66,6 %, в 22—26 лет — 79,8, в 27—30 лет — 86,1 %.
Исследование только подтвердило уже известный факт: в провинции сформировалась «застойная бедность». Треть молодых людей живут в семьях с доходом ниже 3 000 руб., и это лишает их даже возможности «совершить рывок». Правда, 55 % молодежи живет с родителями, что несколько облегчает материальные заботы.
Однако по сравнению с 1998 г. на 33 % увеличилось число молодых людей, считающих, что им вполне по силам со временем стать богатыми. Зафиксированы миграционные настроения молодежи, причем желание уехать из своего города, чтобы найти работу, обеспечивающую прожиточный минимум, возникло у 11,7 % респондентов, а у 51,4 % — чтобы найти работу с высоким заработком.
По данным многих исследований, последнее десятилетие характеризуется ухудшением состояния здоровья детей и подростков в России. В ПФО каждый второй ребенок имеет хроническое заболевание. Причины — снижение уровня и качества жизни всего населения. Неудивительно, что данные исследования это подтверждают. Хорошим считают состояние своего здоровья в 16—21 год 48,9 %, в 22—26 лет — 40,8, в 27—30 — лишь 34,5 %. Сказывается, помимо прочего, и образ жизни молодых людей. Только 22,1 % посещают спортклубы и занимаются физической культурой. В 30-летнем возрасте это делает лишь каждый седьмой. 2,1 % молодых людей — инвалиды.
Свободное время на посещение политических мероприятий (собрания, митинги), организаций тратит 1,3 % молодежи, еще 3,5 % участвуют в работе общественных организаций, собраний, ассоциаций. 79,4 % молодежи не принимает никакого участия в деятельности общественных объединений. В среднем 14,6 % состоит в профсоюзах (в старшей подгруппе — до 18,9 %). В деятельность полити- ческих партий вовлечены 3,4 %, а в неформальные группы — 0,9 % опрошенных. На выборы молодежь ходит неохотно. По данным исследования, если бы выборы в Государственную Думу состоялись в ближайшее воскресенье, то 21,1 % респондентов не стали бы принимать в них участие, 26,2 %, придя на участки, проголосовали бы против всех политических партий. Среди тех, кто придет на выборы, наибольшей поддержкой пользуется «Единая Россия» — 35,1 %, далее с большим отставанием следует ЛДПР (8,9 %, популярность среди учащихся на 4,5 % больше, чем у работающих). Все остальные партии, как левого, так и правого спектров, не имеют поддержки у молодежи. В то же время свобода как ценность очень значима для 84,7 %, значима для 13,7 % молодежи.
«Российская газета». 2006. 24 марта