Петроглифы, которые исчезли: наскальное искусство макао

Автор: Комиссаров Сергей Александрович, Черемисин Дмитрий Владимирович

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: История и археология стран Восточной Азии

Статья в выпуске: 4 т.19, 2020 года.

Бесплатный доступ

В сообщении представлены петроглифы Макао (Аомэня). Хотя сам памятник утрачен (не выдержал воздействия антропогенного фактора), но сохранились его описания и копии. Небольшой по объему, он содержит не только переплетение различных линий и геометрических узоров, но и изображения двух больших лодок довольно развитой конструкции: с палубой, выделенным бушпритом, возможно также со складной мачтой. И если в петроглифах Макао изображения представлены недостаточно четко, то на скальном панно соседнего Чжухая мы можем видеть изображения нескольких кораблей, возможно, с дополнительными деталями (бортовые порты, якорь, румпель). Все это подтверждает высокий уровень судостроения и, вероятно, и судовождения, который отмечается у народов У и Юэ древнекитайскими летописями. Для петроглифов Южного и Восточного Китая мы располагаем параллельной изобразительной линией: гравировками на бронзовых изделиях, в первую очередь, на барабанах. Изображенные на них лодки имеют определенное конструктивное сходство с изображенной на скалах эскадрой. Это дает нам привязку петроглифов к конкретным артефактам (бронзовым барабанам), которые являются индикаторами донгшонско-дяньской культурно-исторической общности. Исходя из этих привязок, мы можем предварительно датировать петроглифы Макао (и Чжухая) последними веками до нашей эры или самыми первыми веками нашей эры и связать их появление в регионе с движением одного из многочисленных племен боюэ.

Еще

Петроглифы, макао (аомэнь), лодки и корабли, донгшонско-дяньская цивилизация, племена боюэ

Короткий адрес: https://sciup.org/147220415

IDR: 147220415   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-4-116-123

Список литературы Петроглифы, которые исчезли: наскальное искусство макао

  • Варенов А. В. Изображение тигров в горах Хэланьшань: аналогии и датировки // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии: Сб. науч. ст. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. С. 246-250.
  • Дэвлет М. А. Петроглифы на дне Саянского моря (Гора Алды-Мозага). М.: Памятники ист. мысли, 1998. 286 с.
  • Комиссаров С. А., Черемисин Д. В., Кудинова М. А. Самая большая писаница Китая // Со-временные решения актуальных проблем евразийской археологии: Сб. науч. ст. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. Вып. 2. С. 367-369.
  • Кравцова М. Е. Му тянь цзы чжуань // Духовная культура Китая: Энцикл.: В 5 т. М.: Вост. лит., 2008. Т. 3: Литература. Язык и письменность. С. 361-364.
  • Молодин В. И., Полосьмак Н. В., Комиссаров С. А., Азаренко Ю. А. Культура Дянь (Диен) как вариант донгшонской цивилизации // Развитие территорий. 2015. № 1. С. 6-12.
Статья научная