Питание и рост ерша (Gymnocephalus cernuus (L.)) Лахтинской губы Онежского озера в зоне влияния садкового форелевого хозяйства
Автор: Дзюбук Ирина Михайловна, Шкляревич Галина Андреевна, Клюкина Елена Александровна
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Биология
Статья в выпуске: 4 (157), 2016 года.
Бесплатный доступ
Приведены результаты исследования питания и роста ерша (Gymnocephclus cernuus (L.)) Лахтинской губы Онежского озера в районе функционирования форелевого садкового хозяйства. Выявлено, что у садков форелевого хозяйства обитает ерш возраста 2+...8+. Размеры ерша были в пределах 12,0-19,2 см, масса - от 15,3 до 71,3 г. Количественно преобладают самки над самцами в соотношении 3 : 1. Кормовые условия для ерша в районе форелевого садкового хозяйства в Лахтинской губе изменяются по годам. В этом районе Онежского озера ерш предпочитает амфипод и мизид, которые составляли до 50 % от общей массы пищевого комка в желудке. До периода полового созревания ерш предпочитает амфипод, в старшем возрасте - мизид, что, вероятно, связано с размерами кормовых организмов. Выявлено, что в желудках ерша присутствовали гранулы форелевых кормов, вымываемых из садков. В районе садков форелевого хозяйства в олиготрофной Лахтинской губе Онежского озера скорость роста ерша меньше, чем в условиях мезотрофной Кондопожской губы этого озера. Появление в районе форелевого садкового хозяйства особей ерша с избыточным весом доказывает его влияние на кормовой режим ерша в Лахтинской губе.
Ерш, лахтинская губа, онежское озеро, садковое форелевое хозяйство, рост, питание, линейная регрессия
Короткий адрес: https://sciup.org/14751062
IDR: 14751062
Текст научной статьи Питание и рост ерша (Gymnocephalus cernuus (L.)) Лахтинской губы Онежского озера в зоне влияния садкового форелевого хозяйства
В настоящее время представляют интерес работы по изучению процессов распределения, роста, питания аборигенных озерных рыб в зоне расположения садковых форелевых хозяйств на озерах Карелии. Известно, что наличие вымываемых остатков форелевых кормов из садков привлекает таких массовых рыб, как окунь ( Perca fluviatilis (L.)), плотва ( Rutilus rutilus (L.)), ерш ( Gymnocephalus cernuus (L.)), уклейка ( Alburnus alburnis (L.)) и лещ ( Abramis brama (L.)). У них обнаружена высокая приспособляемость к режиму кормления выращиваемой форели. Деятельность форелевого хозяйства также существенно влияет на размерно-весовые параметры, возрастные соотношения групп этих видов рыб [3], [9], [11], [12]. Однако изучению экологии озерных рыб в зоне рыбоводных ферм уделяется недостаточно внимания, и литературные сведения по росту
садковое форелевое хозяйство, рост, питание, линейная пресноводных рыб в водоемах с садковыми форелевыми хозяйствами практически отсутствуют.
Лахтинская губа Онежского озера и прилегающий к ней район открытого озера являются местом нагула лососевых и сиговых видов рыб, также здесь осуществляется нерест щуки, плотвы, леща и других видов. В Лахтинской губе в больших количествах вылавливается ерш. С 1996 года в губе работает садковое форелевое хозяйство, которое стало оказывать влияние на состояние аборигенных видов рыб, в том числе и ерша.
В то же время ерш может оказывать влияние на рыбопродуктивность водоемов . Как типичный бентофаг, он может составлять конкуренцию в питании молоди и взрослых представителей таких видов, как лещ, сиг и палия. Ерш относится к медленно растущим рыбам, хотя отличается высокой интенсивностью питания в течение года. Разовое потребление пищи на 1 кг массы ерша составляет 14,1 г бентоса (из них 7,7 г личинок хирономид). Он обладает высокой поисковой способностью и избирательностью в питании. Всего в пище ерша присутствует до 40 компонентов. В возрасте от 1+ до 3+ ерш активно потребляет хирономид. Из личинок хирономид предпочитает Tendipes, Limnocyironomns, Prodiamesa bathyphilina, Procladius, наиболее часто встречается в желудке Tendipes. Большое значение в питании ерша имеют мелкие моллюски, личинки поденок, ручейников, веснянок, а также амфиподы и мизиды. В возрасте 3+ ерш переходит к хищничеству, поедая молодь и мелких представителей различных видов. На нерестилищах сиговых он поедает икру корюшки (Osmerus eperlanus (L.)), европейской ряпушки (Coregonus al-bula (L.)), плотвы (Rutilus rutilus (L.)) и др. [1], [4], [5], [7].
Целью работы было исследование питания и роста ерша Лахтинской губы Онежского озера в районе функционирования форелевого садкового хозяйства.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объектом исследования был ерш ( Gymno-cephalus cernuus (L.)), массовый вид Онежского озера. Отлов ерша проводили летом 2004–2005 годов в Лахтинской губе Онежского озера, в непосредственной близости от садков форелевого садкового хозяйства, с помощью сетей (размер ячеи 20, 25, 30, 35 и 40 мм, высота 180 см) и на удочку. Всего был исследован 501 экземпляров рыб (в том числе по питанию 300 экземпляров, по росту – 201 экземпляр). Взвешивание и измерение рыб, определение их возраста проводили по стандартным методикам [8], [10]. После вскрытия ерша извлекали желудки с содержимым и фиксировали их в 4 % растворе формалина. При разборе содержимого желудков отбирали мизид и амфипод, проводили их измерение, взвешивание и расчет их доли в пищевом комке.
Весь фактический материал обработан статистически с применением стандартных методов вариационной статистики [6].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Возрастной состав ерша в уловах в Лахтин-ской губе Онежского озера в районе садкового форелевого хозяйства был от 2+ до 8+, максимальное количество рыб – возраста 3+…4+. Отсутствовали рыбы младших возрастов (0+…1+) (рис. 1). Соотношение полов в целом составляло 3 : 1 в пользу самок. Было выявлено, что в младших возрастных группах ерша (2+…3+) преобладали самцы, в старших (4+…6+) – самки (рис. 2).

Рис. 1. Возрастной состав ерша Лахтинской губы Онежского озера, 2004–2005 годы

Рис. 2. Половой состав ерша Лахтинской губы Онежского озера, 2004–2005 годы
Линейно-весовые размеры ерша Лахтинской губы были в пределах 12,0–19,2 см и 15,3–71,3 г.
В результате исследований содержимого желудков ершей, обитающих у садков в Лахтинской губе, были отмечены следующие объекты их питания: амфиподы Gmelinoides fasciatus , личинки двукрылых, нематоды, личинки и куколки хиро-номид, моллюски, личинки двукрылых стрекоз, водная растительность, мелкий песок, икра рыб и гранулы непереваренного форелевого корма.
Амфиподы и мизиды являются одними из основных объектов в питании ерша Лахтинской губы Онежского озера. По своим размерам они значительно крупнее других представителей донной фауны карельских озер, обладают высокими пищевыми качествами и перевариваются значительно быстрее, чем хирономиды и поденки [2]. За период исследования доля ершей Лахтинской губы, у которых были обнаружены амфиподы в пищевых комках в желудках, составила 33 % (у 99 особей из 300) из общей выборки. Полное отсутствие их наблюдали в 29 % (у 87 особей из 300). Встречаемость мизид составила 70 % (у 70 особей из 100) и полное отсутствие их у 27 % (у 27 особей из 100) рыб. Амфиподы по массе составляли 25–40 % от массы содержимого желудка ершей, а мизиды – 40–50 %.
В целом наполняемость (в количественном отношении) желудков ершей амфиподами и ми-зидами в 2005 году, по сравнению с 2004 годом, была меньше на 70 и 54 % соответственно. Наблюдалось уменьшение количества амфипод и мизид в одном желудке. Если в 2004 году количество амфипод достигало 96 особей, а мизид – 6 особей в одном желудке, то в 2005 году амфипод было не более 5, а мизид – не более 3 в одном желудке. Таким образом, интенсивность питания данными видами донной фауны значительно колеблется по годам. Ерш в сложившихся кормовых условиях губы имеет возможность переходить на питание другими организмами и на использование форелевых кормов, вымываемых из садков.
Выявлена зависимость содержания амфипод и мизид в желудках ерша от его возраста (рис. 3). Так, в младших возрастных группах (2+…4+) ерша количественно преобладают амфиподы, а в старших возрастах (5+…7+) – мизиды. Это может быть связано с размерами кормовых объектов, по мере роста ерш предпочитает наиболее крупные организмы. Зависимости содержания этих представителей бентоса в желудках от пола ерша не обнаружено. У самок и самцов наполняемость желудков амфиподами и мизидами достоверно не различалась.
В ходе исследования роста ерша в районе функционирования форелевого садкового хозяйства было получено уравнение роста ( W = 0,035 ∙ Lt 2,7,

■ Мизиды
Рис. 3. Количественное распределение амфипод и ми-зид в содержимом желудков ершей Лахтинской губы Онежского озера в зависимости от возраста где W – масса тела в граммах, Lt – длина АД в сантиметрах) (рис. 4), которое объясняет 72 % (R2 = 0,72) изменчивости в массе тела ершей. Однако данный степенной тренд был получен после исключения 14 выпадов, у которых либо линейный показатель (длина тела АД), либо весовой показатель (масса тела), либо сразу оба этих показателя не удовлетворяли критерию выпада t [11]. Отметим, что все выпады были характерны для ерша из уловов 2004 года, при этом у 10 из них (5 % от выборочного материала) масса тела превышала верхнюю границу нормального интервала, равную 61,76 г. Вероятно, избыточный вес этих десяти ершей связан с возможностью легко получать дополнительное питание, а именно, потреблять форелевый корм.
Для сравнительного анализа также по собственным материалам (44 экземпляра) была построена линия регрессии для ерша из Кондопожской губы Онежского озера (см. рис. 4). Линия регрессии (степенной тренд W = 0,035 ∙ Lt 2,6) объясняет 86 % изменчивости в массе тела ерша Кондопожской губы при вариации длины тела АД и построена после исключения 4 выпадов, причем у 3 из 4 выпадов (молодь возраста 1+…2+) масса тела оказалась ниже границы нормального интервала, равной 14,7 г (см. рис. 4). Отметим, что, поскольку из выборочных данных по Лахтинской губе были исключены 14 выпадов (данные по ершам с высокими линейно-весовыми показателями), линия регрессии для ерша (40 экз.) из Кондопожской губы оказалась выше линии регрессии ерша (287 экз.) из Лахтинской губы, обитающего в районе форелевого хозяйства (см. рис. 4). Таким

Рис. 4. Соотношение массы (W, г) и длины тела (Lt, см) ершей Онежского озера: 1 – исходные данные по ершам Кондопожской губы, 2 – исходные данные по ершам Лах-тинской губы, обитающим около форелевого хозяйства, 3 – линия регрессии для ершей Кондопожской губы, 4 – линия регрессии для ершей Лахтинской губы образом, рост ерша в мезотрофной Кондопожской губе более быстрый, чем в олиготрофной Лахтинской губе у форелевого хозяйства, что закономерно. Однако если учесть особей ерша с большой массой (выпады) из Лахтинской губы, то можно утверждать, что садковое форелевое хозяйство оказало влияние на ерша, что проявилось в появлении особей с избыточным весом, нехарактерным для общей выборки ерша в Лах-тинской губе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенных исследований (2004–2005 годы) было выявлено, что в районе форелевого хозяйства в Лахтинской губе Онежского озера обитает ерш возраста 2+…8+ и отсутствуют рыбы возраста младше 2+. Что, вероятно, связано с подходом в район садковых линий старших и более крупных особей различных видов рыб (лещ, окунь и др.). Также отмечено, что в большинстве у садков концентрируются самки ерша, почти в 3 раза превышая количество самцов.
Кормовые условия для ерша в районе форелевого садкового хозяйства в Лахтинской губе изменяются по годам. В этом районе Онежского озера ерш предпочитает амфипод и мизид. По массе они составляли до 50 % от общей массы пищевого комка в желудке. Ерш до периода по -лового созревания предпочитает амфипод, а в старшем возрасте – мизид, что, вероятно, связано с размерами кормовых организмов. Также в желудках ерша присутствовали гранулы форелевых кормов, вымываемых из садков.
Сравнительный анализ роста ерша в разных районах Онежского озера показал, что в районе садков форелевого хозяйства в Лахтинской губе Онежского озера скорость роста меньше, чем в условиях Кондопожской губы озера. Построенный степенной тренд для выборочных данных (без выпадов) по ершам, обитающим в районе садков форелевого хозяйства в Лахтинской губе, оказался ниже степенного тренда для ершей Кондопожской губы. Лахтинская губа является мелководной олиготрофной, характеризуется хорошими условиями для размножения ерша, что, в свою очередь, приводит к высокой численности вида, а это ограничивает скорость роста рыб. Появление в районе форелевого садкового хозяйства особей ерша с избыточным весом доказывает его влияние на кормовой режим ерша в Лахтинской губе.
* Работа выполнена в рамках реализации Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012–2016 гг.
FOOD AND GROWTH OF THE RUFF ( GYMNOCEPHALUS CERNUUS (L.)) OF THE LAKHTINSKY BAY IN ONEGA LAKE
Список литературы Питание и рост ерша (Gymnocephalus cernuus (L.)) Лахтинской губы Онежского озера в зоне влияния садкового форелевого хозяйства
- Атлас пресноводных рыб России. Т. 2. М.: Наука, 2002. С. 62-64.
- Герд С. В. Биотопы и биономия озер Карелии//Фауна озер Карелии. М.; Л., 1965. С. 42-47.
- Дзюбук И. М. Рыбная часть сообщества гидробионтов в районе садкового форелевого хозяйства//Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2012. № 8 (129). Т. 2. С. 14-17.
- Дзюбук И. М., Клюкина Е. А. Морфофизиологические исследования ерша Лахтинской губы Онежского озера//Современные проблемы физиологии и биохимии водных организмов: Материалы III междунар. конф. с элементами школы для молодых ученых, аспирантов и студентов. 22-26 июня 2010 г. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2010. С. 46-48.
- Дятлов М. А. Рыбы Ладожского озера. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2002. С. 225-233.
- Ивантер Э. В., Коросов А. В. Введение в количественную биологию: Учеб. пособие. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2003. С. 81-85.
- Крупень (Дзюбук) И. М. Морфофизиологические особенности ерша Gymnocephclus cernuus L. из различных условий обитания: Дис.. канд. биол. наук. Петрозаводск, 1999. 190 с.
- Методическое пособие по изучению питания и пищевых взаимоотношений в естественных условиях. М.: Наука, 1974. 254 с.
- Онищенко И. Н. Особенности распределения, роста и питания озерных рыб в зоне форелевых хозяйств (Республика Карелия): Автореф. дис.. канд. биол. наук. Петрозаводск, 2015. 20 с.
- Правдин И. Ф. Руководство по изучению рыб. М.: Пищ. пром-сть, 1966. 376 с.
- Рыжков Л. П., Дзюбук И. М. Экологическая безопасность садкового рыбоводства. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. 98 с.
- Рыжков Л. П., Онищенко И. Н., Онищенко Н. А., Шустов Ю. А. Особенности распределения аборигенных озерных рыб в зоне влияния форелевой фермы//Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2014. № 2 (139). С. 23-29.