Пластические миры мордовского композитора Н. В. Кошелевой
Автор: Молоствова И.Е.
Журнал: Регионология @regionsar
Рубрика: Провинциальная культура
Статья в выпуске: 4 (85), 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147221666
IDR: 147221666
Текст статьи Пластические миры мордовского композитора Н. В. Кошелевой
И. Е. Молоствова, доцент кафедры музыкального образования Мордовского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук
Пластические миры мордовского композитора Н. В. Кошелевой
Музыка Н. В. Кошелевой поражает своей почти зримой достоверностью и внутренней проникновенностью. Ее музыкальные сочинения — пример глубинного экзистенциального художественно-содержательного взаимодействия художественного образа и этнически достоверного музыкального языка. Взаимодействие базируется на смысловом единстве невербальных информационных систем, составляющих основу различных видов искусства: интонации, жеста, мимики. Это ведет к появлению почти визуально воспринимаемой «пластики» музыки национального мордовского композитора. Суть этой пластики заключается в этнически ориентированной мелодике, которая может быть адекватна линии жеста, живописного штриха, очертаниям скульптуры.
Симфоническая сюита по скульптурам С. Д. Эрьзи «Женские портреты» (2001) — яркий пример воплощения этно-музыкального пластического мышления композитора. Обращение Н. В. Кошелевой к творчеству С. Д. Эрьзи далеко не случайно. Его работы несут в себе неотъемлемые качества музыкального искусства: движение и его характер, ритм, мелодическую текучесть линий и очертаний пластических форм, полифоничность психологических состояний. Его женские скульптурные портреты называют воплощенной музыкой.
В каждой из четырех частей цикла даны различные олицетворения женского начала. Радостное, юное созерцание и переживание мира пьесы «Утро» выражено в идее «круговращения», творчески претворенной в специфической интонационности, характерной для народной мордовской песенности с ее трихордовыми и тетрахордовыми оборотами в рамках пентатонного звукоряда. Вальсообразное движение в «Юности» сочетается с элементами народного танца. В пьесе «Любовь» дано диазг-визуализированное воплощение сольного хореографического adagio, переходящего в психологический дуэт влюбленных. Заключительная часть «Портрет матери» основана на принципе организации музыкальной ткани, связанном с народным мордовским многоголосием: вертикаль образуется в результате одновременного звучания основного напева и подголосков, свободно развивающихся в музыкальном пространстве.
В целом в цикле «Женские портреты» Н. В. Кошелевой ярко показан один из важных даров композитора-профессионала — мелодическое мастерство, в котором пластика человеческого тела нашла этномузыкальное воплощение в стилистике мордовской народной песни и танца.