Платоническая традиция и теория эпидемий в раннее Новое время

Бесплатный доступ

Большинство исследований по истории медицины уделяют особое внимание тому, как эпидемии чумы в XIV – XVI веках изменили теорию и практику медицины. В медицинском дискурсе эти эпидемии помогли сформировать «эпистемологию частностей (specialia)», которая контрастирует со схоластической эпистемологией, имеющей дело с поиском универсальных причин. Марсилио Фичино, один из самых влиятельных натурфилософов Возрождения, сочетает схоластическую медицину и философию античных авторов, чтобы развить свою теорию эпидемий в трактатах Consilio contra la pestilentia и De vita. Он определяет внешние и внутренние причины чумы и описывает способы борьбы с болезнью. Внешняя причина - это созвездия планет, которые вызывают гнилостный выдох на определенных территориях, что является примером традиционной схоластической эпистемологии, занимающейся массовыми заболеваниями. Внутренняя причина отождествляется с неспособностью организма противостоять болезни «изнутри». Основное внимание в моей статье уделяется аргументу о том, что, согласно Фичино, философы обладают особой способностью противостоять болезням «изнутри». Фигура Сократа и его способность противостоять афинской чуме позволяют Фичино сформулировать новый взгляд на эпидемии, который попадает в сферу «эпистемологии частностей». С исторической точки зрения новизна моего подхода заключается в том, что я прослеживаю источник знаний Фичино о способности Сократа к сопротивляемости болезням с помощью Noct. Att. 2.1. Авла Геллия. Натурфилософия Фичино предполагает, что философ с самого своего рождения «по природе» предрасположен к философским размышлениям, поэтому реализация их жизненного предназначения через множественные симпатические связи затрагивает все уровни вселенной. Доктрина Фичино имеет социальное и политическое измерение, поскольку философ (то есть платоник), привлекая положительные астральные влияния, нивелирует эффект отрицательных «небесных» причин массовых болезней и, таким образом, приносит пользу всем окружающим его людям. Таким образом, практика философии (т.е.платонизм в интерпретации Фичино) во время эпидемий - это не просто форма досуга или частной деятельности для философа, но форма заботы об общественном здоровье. В статье также предлагается комментируемый русский перевод глав 1-2 с Proem трактата Фичино Consilio contra la pestilentia.

Еще

Медицина Возрождения, философия природы, Фичино, чума.

Короткий адрес: https://sciup.org/147234447

IDR: 147234447   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2021-15-2-745-771

Список литературы Платоническая традиция и теория эпидемий в раннее Новое время

  • Гурьянов, И.Г., пер. (2015) «Марсилио Фичино. О жизни I.1–7», Платоновские исследования 3.2, 147–197.
  • Гурьянов, И.Г. (2019a) «Античные и средневековые теории сперматогенеза в философии Марсилио Фичино», Платоновские исследования 10.1, 134–157.
  • Гурьянов, И.Г. (2019b) «Пространственный аспект метафизики платонизма и «величие духа» в философии Фичино», Платоновские исследования 11.2, 245–275.
  • Иванова, Ю.В., Соколов, П.В. (2011) Кроме Декарта: размышления о методе в интеллектуальной культуре Европы раннего Нового времени. Гуманитарные дисциплины. Москва: Квадрига.
  • Кудрявцев, О.Ф. (20182) Флорентийская Платоновская Академия. Очерк истории духовной жизни ренессансной Италии. Москва: ЛУМ.
  • Тыжов, А.Я., ред. (2007) Авл Геллий. Аттические ночи. Книги I–X. Санкт-Петербург: ИЦ «Гуманитарная Академия».
  • Alfani, G., Murphy, T.E. (2017) “Plague and Lethal Epidemics in the Pre-Industrial World,” The Journal of Economic History 77.1, 314–343.
  • Allen, M.J.B., eds. (1979) Ficino M. Philebus Commentary. Los Angeles, Berkeley: University of California Press.
  • Byrne, J.P. (2004) The Black Death. Westport (CT); London: Greenwood Press.
  • Cohn, S.K. (2010) Cultures of plague: medical thinking at the end of the Renaissance. New York: Oxford University Press.
  • Copenhaver, B.P. (2009) “Ten Arguments in Search of a Philosopher: Averroes and Aquinas in Ficino's Platonic Theology,” Vivarium 47.4, 444–479.
  • Cunningham, A. (1992) “Transforming Plague: The Laboratory and the Identification of Infectious Disease,” A. Cunningham, P. Williams, eds. The Laboratory Revolution in Medicine. Cambridge: Cambridge University Press, 209–244
  • Flemming, R. (2019) Galen's Treatise Περὶ Ἀλυπίας (De indolentia) in Context. Leiden: Brill.
  • Green, M.H. (2014) “Taking ‘Pandemic’ Seriously: Making the Black Death Global,” The Medieval Globe 1, 27–61.
  • Hankinson, R.J. (2003) “Causation in Galen,” J. Barnes, J. Jouanna, eds. Galien et la philosophie. Genève: Librairie Droz, 31–72.
  • Hirai, H. (2001) “Concepts of Seeds and Nature in the Work of Marsilio Ficino,” M.J.B. Allen, V. Rees, M. Davies, eds. Marsilio Ficino: His Theology, His Philosophy, His Legacy. Leiden; Boston; Köln: Brill, 257–284.
  • Jacquart, D. (1993) “La scolastica medica,” M.D. Grmek, ed. Storia del pensiero medico occidentale. Vol. 1: Antichità e medioevo. Rome: Editori Laterza, 261–322.
  • Kaske, C.V., Clark, J.R., eds. (1989) Marsilio Ficino. Three Books on Life. A Critical Edition and Translation with Introduction and Notes. Center for Medieval and Early Renaissance Studies, State University of New York at Binghamton.
  • Katinis, T. (2007) Medicina e filosofia in Marsilio Ficino: il Consilio contro la pestilenza. Roma: Edizione di Storia e Letteratura.
  • Katinis, T. (2010) “A Humanist Confronts the Plague: Ficino’s Consilio contro la Pestilentia,” Modern Language Notes 125, 72–83.
  • Kristeller, P.O. (1961) Renaissance Thought: The Classic, Scholastic, and Humanistic Strains. New York: Harper & Brothers.
  • Martínez, J. (2017) “Political Consequences of the Plague of Athens,” Graeco-Latina Brunensia 22.1, 135–146.
  • Morrison, A.S., Kirshner, J., Molho A. (1985) “Epidemics in Renaissance Florence,” American Journal of Public Health 75, 528–535.
  • Muccillo, M. (1994) “Falcucci, Niccolò,” Dizionario biografico degli Italiani 44, 401–404.
  • Nutton, V. (1983) “The seeds of disease: An explanation of contagion and infection from the Greeks to the Renaissance,” Medical History 27.1, 1–34.
  • Totelin, L.M.V. (2004) “Mithradates’ Antidote: A Pharmcological Ghost,” Early Science and Medicine 9.1, 1–19.
  • Vredeveld, H. (1998) “Hippocrates coitum comitiali morbo similem iudicavit: a Note on Marsilio Ficino, De vita, I, 7,” Bibliotheque d’Humanisme et Renaissance 60.3, 741.
  • Zuccolin, G. (2010) “Medici a corte e formazione del signore,” M. Ferrari, ed. Costumi educativi nelle corti europee, XIV–XVIII secolo. Pavia: Pavia University Press, 77–102.
  • Zuccolin, G. (2012) “The Speculum phisionomie by Michele Savonarola,” A. Musco, S. D’agostino et al., eds. Universality of Reason. Plurality of Philosophies in the Middle Ages. Vol. II.2. Palermo: FOTOGRAF, 873–886.
Еще
Статья научная