Побочные лекарственные реакции при самолечении
Автор: Смусева Ольга Николаевна, Соловкина Юлия Владимировна
Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj
Рубрика: Клиническая фармакология
Статья в выпуске: 1 т.8, 2012 года.
Бесплатный доступ
В настоящее время в медицинской литературе широко обсуждается проблема самолечения. Среди врачей есть и сторонники, и противники самостоятельного применения лекарственных средств пациентами. Цель: рассмотреть примеры и оценить последствия самолечения из базы данных Волгоградского регионального центра мониторинга безопасности лекарственных средств, которые оказали негативное влияние на здоровье пациентов, а в ряде случаев привели к летальному исходу. Методы. Изучались карты-извещения о неблагоприятных побочных реакциях, возникших при самостоятельном применении лекарственных средств. Результаты. На основании проведенного анализа выявлены тяжелые последствия самолечения. Заключение. Приоритетом для пациентов должны быть назначения врача. Только врач может оценить соотношение полезного и возможного отрицательного влияния препарата на организм, с учетом особенностей пациента, аллергологического анамнеза, а также провести адекватный мониторинг фармакотерапии
Лекарственные средства, неблагоприятная побочная реакция, самолечение
Короткий адрес: https://sciup.org/14917464
IDR: 14917464
Текст научной статьи Побочные лекарственные реакции при самолечении
Адрес: 400087, г. Волгоград, 18, кв. 42.
Тел.: +79023800796.
термин «самолечение» преобразовала в «ответственное самолечение». Ключевой характеристикой самолечения является ответственность больного за свое здоровье. Ответственное самолечение, определяемое ВОЗ как «разумное применение пациентами лекарственных средств, находящихся в свободной продаже, с целью профилактики или лечения легких расстройств здоровья», в настоящее время является одним из наиболее проблемных аспектов отечественного здравоохранения. С другой стороны, ряд специалистов считают, что самолечение в современных условиях — явление неизбежное, поскольку ни в одной стране мира ресурсы государства не «поспевают» за медико-фармацевтическими потребностями населения, и здравоохранение попросту не в силах справиться с перегрузками, выпадающими на его долю [2]. Нами были проанализированы извещения о неблагоприятных побочных реакциях (НПР) лекарственных препаратов при самолечении из базы данных Волгоградского регионального центра мониторинга безопасности лекарственных средств.
Цель: выявить последствия самостоятельного применения лекарственных средств пациентами на основании данных Волгоградского регионального центра мониторинга безопасности лекарственных средств.
Методы. Нами было проведено ретроспективное аналитическое исследование НПР лекарственных препаратов при самолечении. Изучались карты-извещения о НПР из базы данных Волгоградского регионального центра мониторинга безопасности лекарственных средств за 2010 г. Бланк карты-извещения рекомендован Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития [3]. Она включает перечень вопросов, ответы на которые позволяют сотрудникам регионального центра оценить объективность полученной информации и степень достоверности причинно-следственной связи между лекарственным средством и НПР. Степень достоверности причинно-следственной связи «лекарственное средство — НПР» оценивалась по алгоритму Наранжо.
Результаты. За 2010 г. Волгоградским региональным центром мониторинга безопасности лекарственных средств было получено 88 карт-извещений о НПР. Из них 16 случаев — это результат самостоятельного применения лекарственных средств пациентами, что составило 18% от общего числа зарегистрированных НПР. Необходимо отметить, что 6 из этих препаратов должны отпускаться только по рецепту врача, в частности противомикробные препараты: хлорамфеникол (Левомицетин), амоксиклав (Флемоклав Солютаб) и дапсон (Дапсон-Фатол); антигельминтное средство — левамизол (Декарис); блокатор медленных кальциевых каналов — нифедипин (Фенигидин), местно анестезирующее средство — новокаин (Прокаин). Остальные препараты, ставшие причиной НПР, разрешены к отпуску без рецепта врача. Это средства для местного применения: мазь Левомеколь, антисептическое средство АнтиАнгин, спиртовой раствор йода и жидкий антисептик; а также противовирусные препараты: Анаферон и Арбидол, растительные средства — настойка валерианы и Грудной сбор № 4, ненаркотический анальгетик Темпалгин, поливитаминное средство Дуовит.
Чаще всего к самолечению прибегали женщины — 89%, средний возраст которых составил 51 год. Самой молодой пациентке было 22 года, а самой пожилой — 81 год. У большинства (56%) пациентов в анамнезе отмечались аллергические реакции. Причиной возникновения НПР, как правило, были антибактериальные препараты (рисунок).
В основном, в 81 % случаев, при самолечении регистрировались аллергические реакции, из них 69% пациентов были госпитализированы в стационары города с диагнозом «Ангионевротический отек». В остальных случаях наблюдалась аллергическая сыпь по типу крапивницы. Например, одна из пациенток, зная, что у нее в анамнезе была аллергическая реакция в виде крапивницы на пенициллин, начала самостоятельный прием амоксициллина, без назначения врача. С отеком Квинке больная была доставлена каретой скорой медицинской помощи в стационар. Разные названия препаратов ввели ее в заблуждение. Она не знала, что указанные препараты из одной группы, а следовательно, наличие аллергии на пенициллин является противопоказанием для применения амоксициллина.
Во всех случаях для лечения НПР, причиной которых стало самолечение, потребовалась дополнительная лекарственная терапия. В основном использовались глюкокортикостероидные и антигистаминные препараты — 81 % случаев.
При проведении экспертизы карт-извещений специалистами Волгоградского регионального центра мониторинга безопасности лекарственных средств все случаи НПР при самолечении были расценены как серьезные. Критерии серьезности распределились следующим образом: «летальный исход» — 1 случай, «угроза жизни» — 7 случаев и «госпитализация или ее продление» — 8 случаев. Степень достоверности причинно-следственной связи «лекарственное средство — НПР» по алгоритму Наранжо определялась как «определенная» в 25% случаев, «вероятная» — 44%, «возможная» — 13% и «сомнительная» — 19%.

Группы лекарственных средств, ставших причиной НПР при самолечении
Более подробно опишем случай самолечения, в результате которого был зарегистрирован серьезный неблагоприятный побочный эффект лекарственного средства с летальным исходом.
В одну из клиник города была госпитализирована пациентка С. 67 лет, в тяжелом состоянии, с жалобами на резкую слабость, потерю аппетита, повышение температуры тела, боль в горле, одышку.
Из анамнеза: четыре месяца назад больной в частной медицинской клинике был поставлен предварительный диагноз «Герпетиформный дерматит Дюринга». Изучив в сети Интернет информацию о данном заболевании и его лечении, больная самостоятельно приняла решение начать лечение препаратом Дапсон. Пациентка не нашла препарат в аптечной сети России, так как препарат только проходил регистрацию в РФ. Больная приобрела препарат в Германии (инструкция на немецком языке) и принимала его в течение двух месяцев в дозе 50 мг 2 раза в сутки. Препарат Дапсон относится к антибактериальным средствам, активен в отношении микобактерий лепры и туберкулеза, подавляет развитие герпетиформного дерматита. При герпетиформном дерматите Дюринга рекомендуется принимать препарат по 50–100 мг 2 раза в сутки циклами по 5–6 дней с перерывом на 1 день, курс — 3–5 циклов и более. Данную схему больная не выполняла. В инструкции к препарату четко прописаны меры предосторожности. Лечение необходимо проводить при постоянном наблюдении за больным, которое включает: определение активности АЛТ и АСТ в крови, определение уровня азота мочевины и креатинина в крови; проведение клинического анализа крови, включающего определение числа тромбоцитов и ретикулоцитов. Пациентка не посчитала эти предостережения важными, у врача не наблюдалась и мониторинг показателей крови не проводила.
Больная была госпитализирована в клинику с предварительным диагнозом: «Неблагоприятная побочная реакция на препарат Дапсон — агранулоцитоз». Учитывая показатели общего анализа крови, костно-мозгового пунктата, а также схожесть клинической картины патологического состояния у пациентки и описанных в инструкции к препарату Дапсон побочных эффектов, больной поставили диагноз: «Медикаментозный агранулоцитоз (на фоне приема Дапсона) с фебрильной нейтропенией. Герпетиформный дерматит Дюринга. Внебольничная пневмония, тяжелое течение».
За время нахождения в стационаре состояние оставалось стабильно тяжелым. Пациентке были назначены стимуляторы гемопоэза, антибактериальные препараты широкого спектра действия. На фоне проводимой терапии отмечалась положительная динамика общего состояния и показателей общего анализа крови. На 12-е сутки пребывания больной в стационаре состояние резко ухудшилось, реанимационные мероприятия не дали эффекта, зафиксирована биологическая смерть.
Обсуждение. По данным нашего исследования, НПР лекарственных средств в каждом пятом случае является следствием их самостоятельного применения, без назначения врача, в том числе препаратов, отпускаемых только по рецепту. Речь идет о серьезных НПР, требующих госпитализации пациентов и назначения дополнительной лекарственной терапии. Особенно стоить отметить, что почти половина лекарственных средств, ставших причиной НПР, — антибактериальные препараты. Это еще один аргумент в пользу того, что данная группа препаратов должна приниматься только по назначению врача и отпускаться по рецепту. Большинство выявленных случаев НПР с высокой степенью достоверности связаны с самостоятельным применением препаратов. На фармацевтическом рынке РФ представлено огромное количество препаратов, в особенностях применения которых очень трудно разобраться человеку без высшего медицинского образования. Грамотный врач никогда бы не назначил амоксициллин пациентке с аллергической реакцией на пенициллин в анамнезе. В России более 33% населения прибегают к самолечению или пользуются советами знакомых [4]. Самолечение становится панацеей. У населения складывается обманчивое впечатление, что достаточно прочитать про болезнь, чтобы поставить диагноз и назначить лечение. Но человек, не являющийся врачом, не может адекватно оценить всю серьезность заболевания и тем более не имеет права назначать лечение, даже себе. Представленный нами клинический случай бесконтрольного, безответственного применения препарата, приведшего к гибели пациентки, подтверждает недопустимость самолечения. Любой врач понимает, что нет абсолютно безвредных лекарственных препаратов. Любое лекарство должно назначаться по показаниям, которые может определить только врач! Особенно если речь идет о серьезных, хронических заболеваниях, требующих длительного применения фармакотерапии.
Заключение. Возможно, в некоторых случаях есть необходимость в самолечении. Например, при оказании первой помощи. Однако пациентами с хроническими заболеваниями должны приниматься лекарственные препараты, назначенные врачом. Таким образом, требуется более жесткое государственное регулирование отпуска лекарственных средств, включая контроль за выполнением инструкций по применению лекарственных препаратов, где четко указаны условия отпуска из аптек: по рецепту или без него.
Список литературы Побочные лекарственные реакции при самолечении
- Комитет экспертов ВОЗ по спецификациям для фармацевтических препаратов: 29-й докл. М., 1986. С. 1.
- Кирпичникова Н.В., Сулейманов С. Ш. Ответственное самолечение: ликвидируя упущения//Российские аптеки. 2008. №13. С. 8-10.
- Информационное письмо № 01 и 518/08 от 15.08.2008 «О неблагоприятных побочных реакциях лекарственных средстве/Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. М., 2008.
- Умерова А. Р., Каштанова О. А., Новосельцева Т. В. Некоторые аспекты самолечения//Астраханский медицинский журнал. 2010. № 1. С. 123-127.