Почитание Ильи-пророка на Водлозере
Автор: Линник Ю.В.
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Исторические науки и археология
Статья в выпуске: 1 (154), 2016 года.
Бесплатный доступ
Ильинский погост на Водлозере занимает особое место в духовном пространстве Русского Севера. Он находится как бы на водоразделе - но не географическом, а культурно-историческом: вбирает в себя и западные (Заонежье), и восточные (Поонежье) влияния - синтезирует их. Храм св. Ильи- пророка (1798) имеет кубоватое покрытие - оно характерно для архитектурной традиции, ярко проявившей себя на р. Онега. Но раньше на Малом Колгострове стояла шатровая церковь - широкий спектр этой формы мы находим на берегах о. Онего. Храмовая икона была написана Игнатием Пантелеевым в 1647 году. Церковь неоднократно перестраивалась. Однако со всей определенностью мы можем утверждать, что в период 1708-1798 годов образ «Огненного восхождения пророка Илии» находился внутри шатрового храма: вертикализм, заданный семантикой иконы, как бы поддерживался и усиливался динамикой восьмигранного, сужающегося к зениту покрытия. Создавалась двойная духоподъемная тяга. Этот вектор - устремление к небу - можно проследить и на фольклорном материале, собранном непосредственно в этих местах. В статье делается попытка восстановить целостный контекст культа пророка Ильи на Водлозере, включая как христианские реалии, так и языческие реминисценции, связанные с почитанием Перуна. Влечение к высокому, небесному - важнейшая интенция народной культуры.
Ильинский погост на водлозере, шатровые хождение, вознесение
Короткий адрес: https://sciup.org/14751019
IDR: 14751019
Список литературы Почитание Ильи-пророка на Водлозере
- Барсов Е. В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная книжка Олонецкой губернии на 1867 год. Петрозаводск, 1867. С. 3-29.
- Бессонов П. Калеки перехожие. М., 1861. 828 с.
- Гильфердинг А. Ф. Онежские былины. Т. 3. М.; Л., 1951. 672 с.
- Евдокимов И. В. Север в истории русского искусства. Вологда, 1921. 232 с.
- Иванов А. Тысяча лет на Воре. Семантика домовой резьбы ворьских сел и деревень . Режим доступа: http://www.library.krasno.ru›Pages/Kraevedenie/Ivanov_1000. Дата обращения 15.08.2015.
- Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI в. М., 1980. 280 с.
- Логинов К. К. Этнолокальная группа русских Водлозерья. М., 2006. 292 с.
- Миллер О. Илья Муромец и богатырство киевское. СПб., 1869. 830 с.
- Мильков В. В. Древнерусские апокрифы. М., 1999. 896 с.
- Пигин А. В. Неизвестные факты из истории Ильинской церкви на Водлозере//Ильинский Водлозерский погост. Петрозаводск, 2009. С. 25-37.
- Ригведа. М., 1993. Мандала VI, 8. К Агни-Вайшванаре. С. 97.
- Роговин Н. Е. Церковь Вознесения в Коломенском. М., 1942. 24 с.
- Святой пророк Илия . Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/910383.html. Дата обращения 23.08.2015.
- Словарь русских иконописцев XI-XVII вв. . Режим доступа: http://www.rus-ico.ru›artists/p/panteleev_ignaty. Дата обращения 28.08.2015.
- Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. М., 1916. 44 с.
- Харузин Н. Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда, Олонецкой губернии//Олонецкий сборник. Петрозаводск, 1894. С. 302-347.